Методическая разработка. Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольников посредствам ознакомления с народными промыслами России».
методическая разработка по окружающему миру

Цветкова Зинаида Леонидовна

           «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

  Знакомство  с  народным   декоративно – прикладным  искусством способствует  успешному развитию творческих способностей детей, обогащает творческие  стремления детей,  развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, умение всматриваться и наблюдать, а так же видеть в реальных предметах декоративно – прикладного искусства новизну и элементы  сказочности.

Цель: Создание условий для развития творческого потенциала дошкольников посредствам ознакомления с народными промыслами  России и организации художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольников посредствам ознакомления с народными промыслами  России».

Актуальность:

В наше время вопросы развития детского творчества сохраняют свою актуальность. В условиях ФГОС развитию творческих способностей дошкольника придаётся особое значение. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность. Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно - эстетическое развитие.  Знакомство с народным декоративно - прикладным искусством является одним из его направлений и способствует успешному развитию творческих способностей детей,  обогащает творческие стремления детей, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Необходимо донести до сознания дошкольников то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, у детей возникает восхищение, гордость за свою страну и людей, которые в ней живут и творят.

Эффективно использовать  наряду с традиционными приемами нетрадиционные методы продуктивной художественной деятельности. Так же взаимосвязь непосредственно образовательной деятельности с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей, взаимодействия с родителями,  как активными участниками образовательного процесса.

Цель: Создание условий для развития творческого потенциала дошкольников посредствам ознакомления с народными промыслами  России и организации художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Подводить детей к восприятию произведений декоративно-прикладного искусства.
  2. Познакомить детей с народными игрушками: дымковская, филимоновская, богородская игрушки, матрёшка; с городецкой, Полхов-Майданской,  хохломской, гжельской, жостовской росписью.
  3. Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда.

Развивающие:

  1. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, творческое воображение, творческую активность, креативные способности детей.
  2. Развивать умение выделять элементы  росписи и использовать их при росписи  игрушек  и других предметов с помощью кисти и разных подручных материалов.
  3. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к декоративному рисованию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к народной игрушке, как эталону красоты, результату труда русских мастеров.
  2. Формировать у детей навыки самостоятельной  и совместной  деятельности, творческой активности.

Методы: наглядный, словесный, практический, информационно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эврестический.

Формы работы с детьми:

  • НОД.
  • Совместная деятельность (игровая деятельность, рассматривание иллюстраций и изделий декоративно – прикладного искусства, посещение выставок и тематических занятий в краеведческом музее, чтение художественной литературы, создание книжек – самоделок, досуги).
  • Самостоятельная деятельность (игровая деятельность, рассматривание иллюстраций и изделий декоративно – прикладного искусства, экспериментирование с различными изобразительными материалами, раскрашивание силуэтов предметов декоративно – прикладного искусства).

Формы работы с родителями: 

  • Родительское собрание.
  • Выставки детского творчества.
  • Консультации.
  •  Мастер – классы.
  • Семинар – практикум.
  • Оформление выставок, книжек – самоделок.
  • Наглядная информация.
  • Открытые занятия.
  • Совместные досуги.
  • Совместное посещение выставок.

Педагогические принципы:  

  • Наглядность.
  • Систематичность.
  • Последовательность.
  • Постепенность.
  • Индивидуальный подход.
  • Принцип интеграции образовательных областей.

Критерии мониторинга II младшая группа:

  • Умение различать народные игрушки: матрёшка, дымковская и филимоновская игрушки.
  • Умение выделять выразительные средства народных игрушек.
  • Умение украшать силуэты игрушек с помощью кисти.
  • Умение украшать силуэты игрушек с помощью нетрадиционных техник изображения.

    Начало учебного года                                    Конец учебного года

           

Критерии мониторинга средняя группа:

  • Умение выделять выразительные средства народных игрушек: матрёшка, дымковская и филимоновская игрушки, и предметов декоративно – прикладного искусства (изделия городецкой росписи).
  • Умение видеть и выделять цвета, используемые в росписи.
  • Умение составлять декоративную композицию по мотивам дымковских, филимоновских и городецких узоров.
  • Владение техническими навыками изображения элементов росписей.

       Начало учебного года                                       Конец учебного года

           

Критерии мониторинга старшая группа:

  • Умение различать виды произведений  декоративно – прикладного искусства: городецкую, полхов – майданскую и гжельскую росписи.
  • Умение выделять выразительные средства народных игрушек и предметов декоративно – прикладного искусства.
  • Умение составлять узоры по мотивам знакомой росписи, ритмично располагая элементы на бумажном силуэте в форме народного изделия или объёмной фигуре.
  • Умение создавать узоры по мотивам народных росписей, используя базовые и нетрадиционные техники рисования.

            Начало учебного года                                    Конец учебного года

           

Критерии мониторинга подготовительная к школе группа:

  • Умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (жостовская, хохломская, богородская роспись).
  • Умение выделять и передавать элементы узора и цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида.
  • Владение навыками изображения элементов росписи кистью и с помощью нетрадиционных техник рисования.
  • Умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, расписывать вылепленные игрушки.

            Начало учебного года                                    Конец учебного года

           

Вывод:

Работа по данной теме способствовала развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию творческих способностей.

Воспитанники моей группы  стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Дети научились продумывать последовательность своей творческой деятельности, самостоятельно подбирать технические средства изображения

У воспитанников также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления.  

  Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-дошкольников в качестве методического пособия для работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Литература:

- О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Программа – СПб «Акцидент», 1997.

- Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2021

- В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей», Москва «Просвещение», 1987.

- . И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

- О. А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», М: Скрипторий, 2003.

- М. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина «И учёба, и игра: изобразительное искусство», Ярославль «Академия развития», 1997.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....

Развитие творческого потенциала дошкольников посредством реджио- подхода

Развитие творческого потенциала дошкольников посредством реджио- подхода...

Развитие творческого потенциала дошкольников посредством стихотворной формы

   Характерными проблемами процесса приобщения дошкольников к творчеству является следующее: бедный словарный запас, отсутствие навыков грамотного и системного построения речи, незнач...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.«Творчество является уделом всех, ...  оно является норма...