Проект "История создания кукол кукол, кукла своими руками"
проект по окружающему миру (средняя группа)

побудить интерес детей и родителей к истории возникновения куклы и созданию куклы своими руками. Содействовать развитию познавательных интересов и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_sozdaniya_kukol.docx65.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «История создания кукол. Кукла своими руками»

Подготовили воспитатели

средней группы №8

Кириллова Н.Ю.

Информационная карта проекта: посвящен истории создания одной из самых популярных игрушек всех поколений - кукле.

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта: 1неделя.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: средняя группа.

Актуальность:

- Кукла не рождается сама, ее создает человек, дошкольники не знакомы с историей возникновения куклы, не имеют представления о многообразном мире этой игрушки и технологией ее изготовления.

Цель проекта: побудить интерес детей и родителей к истории возникновения куклы и созданию куклы своими руками. Содействовать развитию познавательных интересов и способностей.

Задачи проекта:

Задачи проекта:

Формировать знания детей о возникновении куклы, о роли куклы в жизни человека

формировать знания о разнообразии и назначении куклы;

Учить детей изготавливать кукол своими руками, используя схемы и рисунки;

закрепить на примере изготовления кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях русского народа;

Развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность в процессе приобщения дошкольников к изготовлению кукол;

Воспитывать желание к бережному отношению к кукле;

Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной творческой деятельности

Этапы осуществления проекта:

I Подготовительный

-Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.

-Составление тематического планирования мероприятий.

- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

- Подбор литературы о возникновении кукол.

II этап.  Основной. Организация деятельности проекта.

Деятельность педагога:

-Организация познавательных мероприятий: проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды, подбор книг разных жанров, консультации для родителей

Деятельность детей:

-Активное участие в реализации проекта

-Участие в творческой деятельности

-Самостоятельная деятельность

Деятельность  родителей: 

-Знакомство с консультацией для родителей “Роль куклы в воспитании обучении дошкольников”

-Изготовление куклы совместно с детьми

Реализация проекта

Социально-коммуникативное развитие: 

Сюжетно-ролевые игры: «День рождения куклы Маши», «Больница»

Дидактические игры: «Постираем кукле платье»

Беседа «"История возникновения куклы"

Познавательное развитие

НОД «История создания кукол»

ПИД «Такие разные куклы» (рассматривание кукол)

Рассматривание иллюстраций с изображением кукол.

Д/и «Из какой сказки герой?»,  «Угадай что покажу»,

Речевое развитие

НОД «Составление рассказа детьми  о своей кукле;

ЧХЛ: А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»,

Телешов Н.СказкаКрупеника.

Речевые игры  «Я начну, а ты продолжи», «Назови ласково»

Отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие:

НОД:  Лека «Кукла»

НОД: Рисование «Кукла моей мечты»

Физическое развитие: 

Подвижные игры: «Ручеек», «Карусель» « Гори, гори ясно»

Игровое упражнение

Утренняя гимнастика.

Гимнастика после сна.

Физкультминутка «Куколка».

Гимнастика для глаз  «Превращаюсь в Буратино».

Пальчиковая гимнастика «Кука»

Мяч, маски, скакалка, обручи и другие атрибуты для подвижных игр.

III этап. Заключительный

-Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

-Организация выставки творческих работ.

-Продукт проекта «куклы своими руками» (совместное творчество родителей и детей)

Результативность проекта:

У родителей появился интерес к совместному творчеству со своим ребенком в работе по проекту.

Список используемой литературы и нтернет ресурсы

Куклы наших бабушек: [Для дошк. возраста] / Итта Рюмина; [Худож. Г. Дмитриева]. - М.: Малыш, 1989. - [14] с.: цв. ил.; 28 см.

Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - «Паритет», 2012г

Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками. ООО Издательский дом «Цветной мир» г. Волгоград 2009 г.

Морозова Е. "Кукла как образ человека" Д/ВП 1-2009;

"Традиционная тряпичная кукла" Н.В. Шайдурова, Санкт-Петербург, 2011 г.

«Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет» О.Р.Меремьянина. Волгоград, 2013 г.

 Берестенова Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. ООО «Печатная слобода» - Москва 2013 г.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2022/11/09/konspekt-zanyatiya-vo-sredney-gruppe-narodnye-kukly

Перечислить всю использованную литературу и

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Тема. Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  2. Задачи. 
  3. Привлечь внимание родителей к проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно - нравственное,  патриотическое воспитание, познавательное и 
  4. психическое развитие ребенка.
  5.  Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей.
  6. Выяснить уровень знаний родителей о роли народных кукол в жизни человека.
    Уважаемые родители!
  7. Знаете ли вы о том, как раньше люди жили, какие песни пели, в какие игры играли, каких кукол мастерили?
  8. Когда появились первые куклы? Какими они были?
  9. В какие куклы играли ваши бабушки и дедушки?
  10. Чем отличаются куклы игровые от обрядовых?
  11. Какие знаете обычаи, обряды, связанные с традиционной тряпичной куклой?
  12. Как вы считаете, какую роль играет в жизни человека (это просто забава, носитель информации, дает первоначальное понятие о добре и зле)?
  13. Рассказывают ли дома дети о том, что в гости к ним приходили в детском саду куклы (тряпичные)?
  14. Хотели бы вы сами научиться делать рукотворные рукотворных тряпичных кукол?
  15. Примите ли вы наше предложение принять участие в выставке народных тряпичных кукол и пополнении коллекции Мини-музея «Народной куклы в группе.
  16. Каких кукол вы покупаете своим детям? В какие игры ребенок с ними играет. Из каких материалов она сделана?
  17. Как вы думаете, от выбора куклы зависит будущая жизнь ребенка, его развитие и воспитание.

Спасибо!

Консультация для родителей на тему

“Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников”

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, в настоящее время, необычайно остро стоит проблема социально - нравственного воспитания дошкольников. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, он не имеет проблем в общении с окружающими и гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями.

В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу. У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»). "Стригушку" порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат. Главной задачей такой куклы является оградить душу ее владельца от темных помыслов или злых сил. Это еще и символ связи между поколениями. В игрушечной форме зашифрован мощный оберег семьи, рода

Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Ходило предание, что на Руси жили два брата – погодка. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один брат взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел похоронить их после смерти в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому захоронили их вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.

Были и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклыизготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.

Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто. Основой кукол – пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском - это сильный оберег, повязывался платок – и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы – «свертки».

Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок – голышок, изображающий мальчика, - достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали - грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

Итак, кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.

Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте - символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды. Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской души.

Анализируя выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой.

Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла - это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка

Беседа "История возникновения куклы"

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

 Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождения куклы Маши»

Программные задачи:

1. Развивать и обогащать сюжет игры.

2 .Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

3. Продолжать формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом и взятой на себя ролью; поддерживать ролевые диалоги.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

5. Закреплять правила и культуру поведения в общественных местах.

Игровой материал: автобус (стульчики- кресла, руль, магазин- игрушек, праздничный стол с посудой, фартуки, билеты, предметы- заместители.

Игровые роли: шофёр, кондуктор, продавец, официант, гости.

Ход игры : Воспитатель приносит письмо- приглашение на день рожден к кукле Маше, в котором сообщается, что празднование будет проходить в детском кафе.

-Кто хочет отправиться к Маше в гости?

Уточняю у детей: С чем приходят гости?

Выясняется, что надо заехать в магазин и купить подарки.

Нам пора отправляться, надо заехать в магазин и купить подарки.

В гости мы поедем на автобусе.

Чтобы автобус поехал, надо выбрать водителя. (водителя выберем с помощью считалочки) .

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

По желанию детей выбирается кондуктор.

-Что делает водитель? (управляет автобусом)

-Что делает кондуктор? (продаёт билеты)

-Водитель, занимай своё место и давай сигнал.

Кондуктор продаёт билеты.

Воспитатель и остальные дети – пассажиры. (занимают места на стульчиках, едут)

Воспитатель-

Вот и остановка.

Надо выходить,

Дяденьке шоферу «Спасибо» говорить.

Кондуктор объявляет остановку "МАГАЗИН" и напоминает, что после покупки подарков надо снова собраться в автобусе, чтобы ехать в кафе.

Игровая ситуация:" Покупка подарков в магазине"-первым покупает воспитатель (образец диалога с продавцом) .

Покупатели здороваются и вежливо просят продавца показать товар, уточняют стоимость и покупают её (диалог детей с продавцом)

С покупками возвращаются в автобус, занимают свои места.

Кондуктор подаёт сигнал водителю, что можно ехать…

Кондуктор объявляет остановку "КАФЕ"

Игровая ситуация "День рождения в кафе"

Дети выходят из автобуса и проходят к кафе. Их встречает Маша и ее мама.

(роль мамы Маши берёт на себя воспитатель). Они приглашают гостей за стол.

Во время чаепития дети поздравляют Машу, говорят пожелания, дарят подарки.

Официанты обслуживают клиентов, предлагают угощения, наливают чай, сок (использовать предметы- заместители, идёт диалог между детьми, между детьми и официантом, Мамой Маши и детьми).

Когда все подарки подарили, Мама Маши предлагает поиграть в хороводную игру «Каравай».

Маша с мамой благодарят гостей.

Воспитатель сообщает, что автобус всех ждёт на стоянке, чтобы доставить всех в детский сад.

Дети прощаются с Машей и ее мамой, рассаживаются в автобусе и едут в детский сад.

 

Сюжетно-ролевая игра "БОЛЬНИЦА"

 Цель: формирование  у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»»

Задачи:   Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.   Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).  Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.   Воспитывать уважение к труду врача, дружеские взаимоотношения между детьми .

Методическое оснащение занятия: сумка - сундучок, загадки, белый халат, шапочка доктора, игровой набор  «Доктор», медицинские карты на каждого больного и геометрические фигуры, куклы.

 Словарная работа: врач педиатр, медсестра, фонендоскоп, шприц, термометр, рецепт, регистратура.

Предварительная работа: экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей  с  внешним видом врачей,  с инструментами, чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского , рассматривание сюжетных иллюстраций, фотографий аптеки, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы, аптеки.

Ход занятия:

Организационный момент.

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Основная часть занятия.

 Воспитатель: Посмотрите,  какой у меня красивая сумка- сундучок. Кому же она принадлежит?

Я загадаю вам загадку и вы узнаете кому он принадлежит.

 Воспитатель:  Кто в дни болезней всех полезней?

                         Лечит нас от всех болезней?

                                                                                Дети: Доктор (врач).

 Воспитатель:  Правильно. Этот сундучок  принадлежит доктору ( врачу). А что в нем  находится? (В нем лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы.)  Ребята, давайте посмотрим эти инструменты и назовём их (градусник, фонендоскоп, шприц, мазь для натирания ,капли в нос, шпатель…) Молодцы.

Воспитатель:  А как вы думаете, в какую игру мы сейчас с вами будем играть? (В больницу)

Воспитатель обращает внимание детей на кукол в игровом уголке.

 — Посмотрите, какие грустные наши куклы. Что с ними случилось? Может быть они заболели? Вспомните,  как называют врача  который лечит детей? (Педиатр) .  А каких вы ещё врачей знаете? ( лор, хирург, терапевт, дерматолог)

- А с кем вы ходили к врачу? (ответы детей) .

 - Вот и наших кукол нужно отвести в больницу  на приём к детскому врачу (педиатру)

«Куколка»

Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).

Воспитатель: давайте выберем с вами доктора (считалочкой).

Доктору выбрает себе медсестру. Затем выбираются: медсестра в регистратуру, пациенты с больными куклами (воспитатель раздаёт детям игрушки просит пожалеть и успокоить их, предлагает им взять карточку в регистратуре и встать  в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.) А теперь нам нужно выбрать  очень главную роль - это санитарка, ведь она следит за чистотой во всей больнице, работа её очень важна - ведь если не будут прибирать в больнице, посетителям будет неприятно туда приходить.

Воспитатель объясняет каждому его роль. Дети расходятся по своим игровым зонам (аптека, больница, регистратура). Надевают халаты, готовят свои рабочие места.

Дидактическая игра-имитация «Постираем кукле платье»

Цель: Создание условий для проявления интереса детей к уходу за одеждой.

Задачи:

1. Образовательные:

·         Познакомить детей с видами одежды и их предназначением;

·         Формировать умение выполнять игровые действия с куклой и ее одеждой;

·         Закрепить знания детей о последовательности стирки одежды;

·         Закрепить знания детей в классификации «одежда», «обувь», «головной убор»;

·         Закрепить знания детей о предметах, которые необходимы при стирке одежды;

·         Закрепить знания детей о способах стирки одежды.

2. Развивающие:

·         Развивать координацию движений;

·         Развивать мелкую моторику рук;

·         Развивать внимание, память, мышление.

3. Воспитательные:

·         Воспитывать трудолюбие;

·         Воспитывать бережное отношение к игрушкам и своей одежде.

Оборудование: куклы с одеждой на каждого ребенка, музыкальная аппаратура.

ХОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришла кукла Катя.Давайте поздороваемся с куклой, вставайте в круг.

Воспитатель показывает детям куклу.

Дети встают на ножки и образуют круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг, с куклой поздоровайся мой друг.  Катя в гости к нам пришла. Крикнем громко мы: «Ура!». Но пришла не просто так, а с заданьем для ребят!

Воспитатель дает детям потрогать, погладить куклу.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, Кукла Катя вместе со своими подругами собиралась в гости на день рождение, но они заметили, что их нарядные платья и костюмы испачкались и стали грязными. Ребята, как мы с вами сможем помочь кукле Кате и ее подругам?

Дети: Мы можем постирать их наряды.

Воспитатель: Правильно! Катя вместе со своими подругами просит нас помочь ей постирать их наряды, чтобы они снова были красивыми и чистыми, поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Для начала, давайте вспомним, что относится к одежде! Я буду вам называть слова, если слово об одежде, то хлопните в ладоши. Если слово не про одежду, то ничего не делайте. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Босоножки, футболка, шляпа, платье, плащ, туфли, шуба, брюки, ботинки, шапка, рубашка, кепка (к одежде относится футболка, платье, плащ, шуба, брюки, рубашка).

Дети хлопают, когда слышат слово об одежде.

Воспитатель помогает детям классифицировать другие слова «обувь» и «головные уборы».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Дети скажите, а как люди стирают одежду?

Дети: В стиральной машинке или вручную.

Воспитатель: Правильно! Подумайте и скажите, какие предметы пригодятся при стирке одежды?

Дети: Мыло, тазик с водой, порошок, кондиционер для белья, щетка.

Воспитатель: Правильно, ребята! Для чего нужно мыло или порошок?

Дети: Чтобы отстирать от одежды грязь, пятна.

Воспитатель: Верно! Для чего нужен тазик с водой?

Дети: Чтобы намочить одежду и чтобы она лучше отстиралась.

Воспитатель: Правильно! Ребята, у одежды есть свое предназначение, и одежда бывает разной. Она бывает праздничной или нарядной, как вы думаете, что относится к праздничной одежде?

Дети: Платья, костюмы.

Воспитатель: Верно! Еще одежда бывает верхней, она защищает людей от холода. Как вы думаете, какая одежда является верхней?

Дети: Куртка, плащ, пальто, комбинезон, пуховик и тд.

Воспитатель: Замечательно! Одежда бывает повседневной, эта та одежда, которую мы носим каждый день. Например: футболки, штаны, шорты, юбки, водолазки и тд. Еще ребята есть одежда спортивная. Как вы думаете, для чего она нужна?

Дети: Чтобы в этой одежде было удобно заниматься спортом.

Воспитатель: Правильно! Ребята, а как вы думаете пижаму, халаты, где люди носят?

Дети: Дома!

Воспитатель: Верно! Такая одежда называется домашней.

Воспитатель: Дети, прежде чем приступить к стирке платьев для кукол надо тщательно подготовиться, давайте встанем на ножки и станцуем веселый танец «Стирка», повторяйте движения за мной.

Воспитатель и дети танцуют танец «Стирка».

Воспитатель: У вас получился отличный танец! Присаживайтесь на стульчики.

Дети садятся на свои стулья.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим попробовать постирать одежду кукол, чтобы они чистые и нарядные пошли на день рождение. Вы всё запомнили, как нужно стирать одежду?

Воспитатель раздает куклы каждому ребенку. Себе оставляет куклу Катю.

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас мы это проверим! Вставайте на ножки.

Воспитатель: Ребята, с чего следует начать стирку одежды, как вы думаете?

Дети: Сначала нужно снять грязную одежду.

Воспитатель: Верно, снимаем с кукол одежду. И давайте посадим кукол на ваши стульчики, пока мы стираем им одежду, а они на нас посмотрят.

Дети снимают одежду с кукол и садят их на свои стулья.

Воспитатель: Потом что нужно сделать?

Дети: Замочить одежду в воде.

Воспитатель: Верно! Давайте это покажем.

Дети имитируют движения замачивания одежды в тазике с водой.

Воспитатель: Затем одежду нужно намылить мылом, до образования пены и хорошенько постирать ткань, чтобы все пятна и грязь отстирались. Берем одежду в левую руку, в правой руке у нас мыло, намыливаем мылом одежду.

Дети имитируют движение намыливания одежды.

Воспитатель: Отлично! Как вы думаете, что будем делать после этого?

Дети: Теперь одежду нужно прополоскать в воде.

Воспитатель: Верно! Чтобы на одежде не осталось мыло ее нужно хорошенько прополоскать. Прополощем одежду в воде.

Дети держат одежду двумя руками, выполняют движения вверх-вниз, вправо-влево.

Воспитатель: После этого одежду нужно встряхнуть, чтобы она немного подсохла и разгладилась, не была сильно мятой. Встряхнем одежду.

Дети держат одежду двумя руками, встряхивают ее несколько раз.

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно делать дальше?

Дети: Одежду нужно повесить сушить.

Воспитатель: Правильно! Давайте одежду кукол мы повесим сушить на спинки ваших стульчиков. Возьмите кукол в руки и присаживайтесь вместе сними.

Дети весят сушить одежду кукол на спинки стульчиков присаживаются сами на стулья.

Воспитатель: Ребята, кто к вам сегодня пришел в гости?

Дети: Кукла Катя и ее подруги.

Воспитатель: О какой помощи попросили нас куклы?

Дети: Постирать им одежду.

Воспитатель: Правильно! Что вам запомнилось на занятии? Что понравилось больше всего?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Какие виды одежды вы запомнили?

Дети: Верхняя одежда, спортивная одежда, домашняя одежда, повседневная одежда, нарядная одежда.

Воспитатель: Молодцы! Одежда кукол уже высохла, давайте оденем кукол в их чистые платья.

Дети одевают куклам платья.

Воспитатель: Ребята, кукла Катя и ее подруги благодарят вас за то, что вы помогли постирать их одежду. И теперь они чистые и нарядные пойдут на день рождение. А полученные знания на этом занятии вы можете продемонстрировать дома своим родителям, попробуйте дома постирать свою одежду. Спасибо вам за ваше трудолюбие на занятии! Скажем куклам до свиданья!

Дети прощаются с куклами.

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию на тему

«История создания кукол»

Тема: «История создания кукол», по технологии: «Река времени»

Цель: знакомить детей с историей возникновения куклы. Помочь ориентироваться в прошлом и настоящем куклы.

Задачи:

Формировать интерес детей к русской народной кукле;

Обогащать знания детей об истории и разнообразии народной куклы;

Продолжать учить детей определять материал, из которого сделаны куклы;

Активизировать словарный запас детей новыми словами: безликая, обереги, обрядовые;

Активизация словаря детей: каменная, деревянная, соломенная, тряпичная, пластмассовая, резиновая;

Прививать интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомой игрушке – кукле;

Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость;

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Предварительная работа:

Чтение стихов, сказок о народных тряпичных куклах. Организация в группе «Мини-музея «Кукол». (С участием родителей). Знакомство и рассматривание тряпичных кукол.

Формы организации коллективной деятельности, совместная деятельность педагога с детьми.

Оборудование:

Мини-музей «Кукол»;

Иллюстрации кукол;

«Река времени»;

«Машина времени»

«Волшебная палочка»

Муз запись: шум реки, звук «Машины времени»

Методы и приемы:

Словесный: художественное слово, рассказ педагога, рассказ детей и др. вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности); пояснение; объяснение; педагогическая оценка;

Игровой: Игровая мотивация, сюрпризный момент, словесная игра;

Наглядный: Рассматривание иллюстраций, рассматривание демонстрационного материала;

Практический: Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий.

Ход НОД:

Минутка вхождения в занятие

«Солнечные лучики» - дети встали в круг, руки вытянули вперёд.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем

Как заботиться - мы знаем.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

В: Я пришла не с пустыми руками, у меня с собой шкатулка. Вам интересно, что лежит в шкатулке? (Ответы детей)

Отгадайте загадку:

В шкатулку я спрятала игрушку,

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по- разному играть:

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы догадались, о какой игрушке идет речь? (Ответы).

(Достает куклу из сундука)

В: Нашу куклу зовут Мария.

В: Ребята, а у вас есть любимые игрушки? А в какие куклы вы любите играть?

В: Наша кукла Мария, была в далекой стране Кукляндии.

А что это за страна такая? Вы знаете?

Кукляндия, кукляндия – волшебная страна,

Пусть вы о ней не знаете, но всё же есть она.

Там кукольные лестницы, дома и города,

Туда пускают маленьких, а взрослых никогда.

Жителям страны «Кукляндии», стало известно, что у нас в группе есть музей. Расскажите, пожалуйста, что такое музей и что находится в нашем музее.

Дети: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется – музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы, нашей страны, России.

В: А как в нашей стране появились куклы? Вы знаете?

Ответы детей.

В: Вот сегодня, мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать историю создания кукол. С куклой Марией, мы будем путешествовать, по реке времени. Течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда только вперёд и никогда не возвращается назад, так же, как и время. На каждой станции будет отрезок «реки времени», его нам надо взять с собой. Что бы потом собрать одно целое от прошлого в будущее. Нам с вами нужно из настоящего времени (то, что с нами происходит здесь и сейчас)отправиться в далекое, далекое прошлое. Какое время мы называем прошлым? (время о прошедших событиях, которые уже давно прошли). На чём мы можем отправиться в путешествие?.

Ответы детей.

В: Попасть в далекое, далекое прошлое нам поможет машина времени. Далёкое прошлое – это значит вернуться на много лет назад… (входят в машину времени- делают круг).

Давайте уточним ещё раз, для чего нам нужно попасть в далекое, далекое прошлое? (звучит музыка, восп-ль взмахивает волшебной палочкой).

В руки палочку возьму

Волшебство я позову,

Чудо в гости к нам придет,

В древний мир нас унесет.

В: Вот мы с вами попали на станцию «Древность».

Древние люди жили в пещерах и занимались в основном охотой. А детям в древности также, как и нам, иногда было скучно, и они хотели играть в куклы. Дети находили камушки, шишки, деревяшки необычной формы и играли с ними, как с куклами. Они заворачивали небольшое полено или шишку в листик, так как в то время не было еще ни ткани, ни одежды для кукол. Потом из дерева (полена)начали вырезать деревянных кукол. Скажите пожалуйста, а с каменной или деревянной куклой удобно играть?

Ответы детей… (нет она не гнется, нет рук и ног, на неё нельзя надеть одежду)

В: Молодцы ребята, всё правильно вы говорите. Долго задерживаться не будем, нам пора в путь. А вот и первая часть реки, заберём с собой. Проходим в «Машину времени».

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

В: Вот и следующая остановка «Старина».

(Дети проходят и садятся на стулья)

В: Старина – это когда давно-давно жили ваши предки: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. И они тоже играли в куклы. Хотите узнать, какими куклами играли ваши бабушки и дедушки? Давайте посмотрим, что же лежит в корзинке… Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от каменной, от деревянной. Для ее изготовления сначала собирали солому, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. И какая же получилась кукла у человека из соломы?

Д: Соломенная кукла.

В: Что нам известно о соломенной кукле?

Д: Ее делали из соломы, затем украшали. Соломенных кукол не продавали, а делали люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла деревенских детей.

В: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Д: Соломенной куклой интереснее играть, чем деревянной или каменной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть.

В: Прошло время. Рассказывала мне моя бабушка, когда она была такой маленькой как вы, она сама делала кукол из старых лоскутков, ниток. (Достаю кукол из корзины, дети

рассказывают про кукол, если затрудняются, то воспитатель помогает.)

Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.

Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме.

Кукла «Столбушка». Ее делали и деревянного столбика и ткани. Это берегиня дома хозяйства.

Кукла «Веснянка» веснянку делали из ярких и нарядных тканей или ниток и дарили детям на Пасху, те подвешивали её за ниточку на палец и водили, как марионетку.

Кукла «Многоручка» эта кукла символизирует помощь в домашних делах. Её делали женщины или девушки для того, что бы им хватало сил и энергии справляться со своими делами и обязанностями. И у нее было восемь, шесть или даже десять рук.

Кукла «Крупеничка» называлась она так, потому что во внутрь засыпалась крупа (греча, пшеница).

Кукла «Благополучница» — тряпичная кукла, которая оберегает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка.

Кукла «Колокольчик» хранитель дома от неприятностей бед (эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье).

Кукла «Пеленашка» – младенчик в платочке и в пеленочке.

Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали и не плакали и ничего не боялись.

Кукла - пеленашка – это мощный и очень сильный оберег. Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека, спасти от беды и несчастья. Раньше считалось, что в доме, где есть маленькие дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка.

Оберег – это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Обрядовые куклы принимали участие в народных обрядах, игровые предназначались для детей, обережные оберегали от разных напастей. Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей, а также помогать в исполнении желаний.

В: Посмотрите на куклы. Чем они отличаются друг, от друга? (разного цвета, по-разному одеты, и т. д.)

В: А чем они похожи? (все сделаны из ткани, у них нет лица)

В: Правильно ребята, эти куклы делают вручную, с добрыми пожеланиями. Кукол делали без лица, безликой…Повторите пожалуйста БЕЗЛИКОЙ. (Дети повторяют все вместе, и по одному)

В: Безликую куклу делали:

Во-первых: Чтобы в куклу не проникли злые духи.

Во-вторых: Некрасивое отображение лица могло сказаться на характере куклы. Куклу делали без лица. Безликой.

В: Молодцы ребята, сколько много интересного вы знаете и рассказали про куклы из нашего музея. А сейчас давайте поиграем:

Чтобы детки не шалили, дети грозят пальчиком.

Мамы кукол мастерили.

Сукно рвали и крутили дети выполняют имитирующие движения

В ткани яркие рядили.

Дети с куклами играли - дети качают воображаемую куклу.

Их под песенки качали.

Дети с куклами играли - дети выполняют танцевальный движения.

С ними весело плясали.

Чтобы с ними станцевать дети танцуют в присядку.

Надо сесть – встать,

Сесть – встать.

Как же весело играть! дети поднимают руки вверх и хлопают.

В: Ну что, пора отправляться дальше! Отрезок реки мы берём с собой. Проходим в «Машину времени».

Будем чудо в гости звать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Палочкой взмахнём своей,

В наше время поспешим скорей!

В: Вот мы и вернулись в наше время. В какой стране мы живём? Как называется наш город? Как называется наш детский сад? Как называется наша группа?

В: Давайте посмотрим, какие куклы есть в нашем музее. Который мы собрали вместе с вами и вашими родителями.

В: Посмотрите какие куклы. В такие куклы играли ваши бабушки, мамы. Из чего они сделаны? (из пластмассы, резины)

Чем они отличаются от кукол из прошлого?

Д: Этих кукол можно посадить, положить, с ней потанцевать, искупать, переодеть, накормить…

В: Куклы видоизменены, но костюмы остались из прошлых лет. Когда-то наша страна называлась Русью. От этого и произошло название – Россия. Давным-давно все так одевались. Женщины одевали яркие сарафаны до пят и белую сорочку – так называли рубаху, а мужчины – красиво вышитые рубахи и широкие штаны.

В: А вот и отрезок реки у нас есть. Давайте все части соединим, «Река времени», которое символизирует движение исторического времени : от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда только вперед и никогда не возвращается назад, так же, как и время. Посмотрите, мы собрали все картинки нашего путешествия, давайте заполним нашу реку времени. На Реке времени отмечены 4 остановки. Первая станция. Кто помнит, как она называлась? Правильно - «Древность»(древний мир). Вторая остановка в путешествии. Как она называлась? Правильно - «Старина». Третья остановка - «Настоящее время».

Посмотрите, лежат картинки с изображением кукол, давайте с вами вспомним…

Словесная игра: «Кукла какая?»

Из камня – каменная,

Из дерева – деревянная,

Из соломы – соломенная,

Из тряпочек, кусочков ткани – тряпичная,

Из пластмассы – пластмассовая,

Из резины – резиновая.

Я предлагаю вам взять любую картинку с изображением куклы, которая вам нравится, и поместить её на «Реку времени» … Василиса, ты какую куклу хочешь взять? (спросить у нескольких детей).

(Дети раскладывают картинки).

В: Ребята, кто помнит зачем мы отправились с вами в путешествие?

В: Посмотрите, какой путь проделали наши куклы и как они изменились.

Нашли мы ответы на интересующие вопросы?

Мы должны знать историю своего народа, чтобы лучше знать свою историю, т. к. без прошлого нет будущего.

В: Вот и последняя часть реки «Будущее».

- Что такое будущее?

- Мы можем о нём что-то знать?

В: Поэтому эта часть «реки времени», останется пустой…мы незнаем какие куклы будут в будущем.

Мне и кукле Марии очень понравилось с вами путешествовать. Вы дружные, отзывчивые ребята и поэтому получаете медали. А Мария останется в нашей группе. Наш музей кукол пополнится ещё одной куклой.

НОД: Конспект занятия по лепке «Кукла»

Цель: Формировать умение лепить из пластилина человечка, передавая овальную формы тела, вытягивать и прикреплять мелкие части.

Задачи:

1)Закреплять умение лепить, используя уже знакомые приемы.

2)Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, наблюдательность.

3)Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование: картинки с частями тела человека, картон, пластилин, доски для лепки

Ход занятия:

Игровая мотивация "Неожиданная гостья"

Воспитатель: Ребята, кто это к нам спешит в гости? Какие звуки вы слышите (Плачь)

(Выносится кукла)

-Ребята, давай поздороваемся с куклой.

-А кукла у нас грустная. Потому что она на вас смотрит и видит, что вы такие веселые, дружные и не одни. А она одна и нет друзей.

-Как нам помочь кукле?

(Сделать кукле друзей)

-А каким способом мы можем это сделать?

(Склеить, нарисовать, слепить)

-Да мы можем склеить, нарисовать но сегодня мы будем их лепить. Чтобы хорошо это у нас получилось, давайте рассмотрим нашу куклу.

Дидактическое упражнение "Рассмотри куклу".

-Что есть у куклы?

(Дети перечисляют)

-Туловище какое? (Овальное)

-Голова какая? (Круглая)

-А руки? А ноги?

Физминутка:

Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).

Лепка "Кукла"

1 этап- лепка туловища : разминаем комочек пластилина и раскатываем "колбаску", пальчиками придаем овальную форму туловищу. Крепим на картон.

2 этап -лепка головы : из следующего кусочка пластилина скатываем шарик и соединяем с туловищем

3 этап- лепка ручек и ножек : раскатываем небольшие "колбаски и сплющиваем и приставляем к туловищу.

4-й этап – делаем глазки, одежду, волосы

Рефлексия

-Ребята, какие вы все молодцы, каких вы слепили красивых куколок.

-Ой, посмотрите, какая наша куколка счастливая.

Конспект НОД по рисованию «Кукла моей мечты»

Задачи: Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину. Упражняться в умении рисовать и закрашивать. Развивать воображение, речь, самостоятельность. Воспитывать у детей интерес к художественному творчеству, желание любоваться своими работами.

Материал: Игрушка кукла, иллюстрации, половина альбомного листа, цветные мелки или карандаши, клеенки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружка,

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки. (кукла)

Правильно, кукла. Посмотрите, какая красивая кукла. Да, это наша знакомая кукла Мальвина

Давайте с Мальвиной поиграем.

Малоподвижная игра «Я и моя кукла»

Я вам куклу покажу

И про куклу расскажу.

Вот у куклы голова,

А вот глазки-их два.

Вот у куклы носик, ушки, щёчки, ротик.

Вот у куклы ручки,

Вот у куклы ножки,

А на них сапожки.

Кукла глазки закрывает,

Кукла глазки открывает,

Наша кукла плакать может,

Дети кукле помогают,

Дети куколку качают,

Наша кукла засыпает.

Воспитатель: Ребята, а у вас есть любимая кукла? А в нашей группе, какая кукла ваша любимая? Как она выглядит? Что на ней надето? А скажите, пожалуйста, вы любите играть с куклами? Какие куклы есть у вас дома? Как вы в них играете? Кукла Мадина пришла к нам в гости, что бы сказать: у нее совсем нет подруг, и ей не с кем играть. Как же нам помочь куколке Мадине? Давайте нарисуем наших любимых кукол и подарим рисунки куколке Мадине, тогда ей будет очень весело.

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно, как я буду рисовать.

Сначала мы нарисуем кукле голову вверху листа, сделаем ей красивое личико, для этого надо нарисовать кукле глазки, губки и ротик. Затем рисуем туловище, руки, ноги. Теперь нарисуем кукле платье или костюмчик. А сейчас мы разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кукла».

Кукла в гости собиралась, Маршируют

Кукла в платье наряжалась. Движение рук от груди вниз в стороны

Туфли новые надела, Имитируют надевание туфелек

Долго в зеркальце глядела. Открытые ладошки перед лицом

Причесалась не спеша, Имитируют причесывание

До чего же, хороша! Хлопают в ладоши

Бусы новые надела, Имитируют надевание бус

Застегнула неумело Грозят пальчиком

Разбежались бусы вскачь, Руки от груди в стороны, одновременно перебирают пальчиками рук

Тише, куколка, не плачь. Жест «тихо».

Практическая часть- индивидуальный подход

Физкультминутка «Куколка»

Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).

Рефлексия: Молодцы ребята! Какие красивые куклы у вас получились! Кто к нам в гости приходил? Зачем куклаМадина к нам приходила? Зачем мы рисовали кукол? Как мы их рисовали? Что вам понравилось на занятии больше всего?

Гимнастика для глаз:

Превращаюсь в Буратино, буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж, носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое, солнышко лучистое,

Травка, речка голубая, я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать, наше зренье улучшать!

Пальчиковая гимнастика «Кукла».

Куклу сделать мы решили,         движения: ладошки-кулачки

На здоровье «зарядили».               зажимают пальцы в замок, раскрывают и закрывают                         

Травы мы в нее сложили:              загибают поочередно пальцы на руках.

Шишку, хвою и каштан,

Бересту, крапиву, тмин,

Апельсин, чеснок, полынь.

Туго ниткой закрутили.                   движения кулачками вперед-назад.

И головку не забыли.

Ручки накрест завязали                  растягивают руки, мочки пальцев собраны вместе, на обратном ходу-руки складывают крест-на-крест.

И косынку повязалиимитируют , как завязали.

Куколка готова!ладони соединены, раскрыты вверх.

Будьте все здоровы!                          руки вытянуть вперед, растопырив пальцы.

Физкультминутка «Куколка»

Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные тряпичные куклы своими руками

Данные презентации - это пошаговые инструкции по изготовлению тряпичных кукол....

презентация "куклы своими руками"

Самодельные куклы - лучшие игрушки для детей....

делаем народную куклу своими руками

мировое дерево (рощица)...

Совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Кукла своими руками» в рамках проекта «Куклы, в которые мы играем»

Образовательная область:познание. Конспект совместной деятельности с детьми и их родителями, является заключительным этапом в рамках проекта "Куклы, в которые мы играем"....

Дидактическая кукла своими руками. Игры с куклой.

Кукла имеет важное значение  для эмоционального и психического развития  детей. Куклы- наше отражение. В ней  ребенок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окру...

Совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Кукла своими руками" в рамках проекта «Куклы, в которые мы играем»

Способствовать гармонизации родительски-детских взаимоотношений, приобщая к народной культуре через совместное творчество....