Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Лутфуллина Айгуль Азаматовна

Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_svoystva_vozduha.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

3. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Методы и приемы: Словесный, наглядный: показ иллюстраций, показ способа действия; практический: опыты и эксперименты.

Оборудование и материалы:

Целлофановые пакеты на каждого ребенка, палочки на каждого, стаканы с водой на каждого ребенка, трубочки на каждого, апельсин, лук,. чеснок, крышечки, баночки и колпачки на каждого ребенка.  Схемы опытов.

Предварительная работа:

Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы.

Ход занятия:

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)

1.Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

-Дети, мы видим, что воздух в пакете?

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

2.Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
 Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)

Закачалось деревцо,

(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).

Ветерок всё тише, тише,

(замедлять раскачивание)

Деревцо всё ниже, ниже

(приседать, постепенно опуская руки).

 Воспитатель: молодцы отдохнули немного, а теперь продолжим дальше наше исследование.

3. Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Воспитатель: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Мы с вами наблюдали на улице когда качаются деревья - их заставляет ветер


Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

4. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю взять баночку с цифрой «1», и ощутить аромат. Чем же пахнет? (апельсином).

Воспитатель: Теперь возьмите баночку с цифрой «2». (чесноком).

Воспитатель: Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы).

Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг). А как вы думаете, тонут ли эти предметы в воде? Что бы это проверить, мне нужны еще три участника.

5. Эксперимент: «ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.»

Воспитатель предлагает опустить предметы в воду. Дети опускают в воду игрушки, внутри которых есть воздух и наблюдают, что они не тонут в воде. Далее дети погружают не надувные предметы и так же наблюдают за происходящим. Делают вывод.

Вывод: Воздух легче воды! Поэтому предметы в которых есть воздух не тонут. Но! Будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (он может утонуть).

 Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

-воздух окружает нас со всех сторон.

–воздух имеет цвет.

-воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

-чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

-человек может жить без воздуха.

-ветер – это движение воздуха.

-воздух тяжелее воды.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наши эксперименты закончены.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что вам понравилась больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЭКОЛОГИИ «ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ»

·       Этот конспект поможет закреплению знаний детей о свойствах воздуха; способствовать расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений...

Конспект по познавательной деятельности в старшей группе: «Поможем Незнайке». (Эксперименты с воздухом)

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух»

Развиваем у детей интерес к познавательной деятельности и экспериментированию....