Конспект ООД по образовательной области познавательное развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в Кроноцкий заповедник»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект ООД по образовательной области познавательное развитие в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в Кроноцкий заповедник»

Программное содержание:

  1. Продолжать расширять представления детей о Кроноцком  заповеднике,  и его обитателях, их внешнем виде и образе жизни, понимание важности их сохранения.
  2. Активизировать речевую деятельность, обогащать словарный запас по теме.
  3. Повторить и закрепить полученные ранее знания. Способствовать развитию творческой и познавательной активности детей..
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.

Предварительная работа:

  1. Просмотр презентаций о «Кроноцком заповеднике».
  2. Чтение сказок Людмилы Сергеевны Марченко:

« Жил был соболь…».

« Сказка о медвежонке, медведице – маме и родном крае»

«Путь к заповедному дому»

«Удивительный сон» с последующей беседой по прочитанному.

  1. Рассматривание серий иллюстраций о «Кроноцком заповеднике».
  2. Изготовление заготовок для животных из бумажных фтулок.

Оборудование:

  1. Карта Камчатской области с обозначенными заповедными зонами.
  2. Иллюстрации растений, животных, птиц обитающих в «Кроноцком заповеднике»
  3. Презентационный материал по теме.
  4. Текст сказок.
  5. «Многофункциональный куб»
  6. Клубок ниток.

Раздаточный материал:

1.Емкость с водой, пакет, резинка для волос.

2. Пластилин, тампон поролона, карандаш.

3. Заготовки для игрушки

4. Клубок ниток

Ход ООД (Звенит колокольчик, дети собираются в кугу).

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В. Сегодня мы отправимся в путешествие! Познакомимся с картой Камчатской области, вспомним, что такое заповедник и  какие животные и птицы нашли там свой дом!

В. Найдите свое место по схеме.

Посмотрите это карта нашего края. Кто знает, что обозначено на карте голубым цветом?

Д. На карте голубым цветом обозначают озера, реки, и моря.

В. А, что обозначено на карте зеленым цветом?

Д. Леса, луга, поля.

В. А, что обозначено коричневым цветом?

Д. Холмы, возвышенности, горы, сопки

В. Какого цвета на карте больше всего?

Д. Зеленого.

В. Правильно: Камчатка - это уникальное по красоте место, созданное самой природой. Это страна вулканов и горячих источников, живописных рек и озер. А также неповторимый животный и растительный мир.

 

(Слайд №1)  

Для защиты и сохранения  природных богатств на полуострове создана система особо охраняемых территорий Камчатского края. Это заповедники и природные парки.

Какие заповедники  вы знаете?

Д. Кроноцкий государственный биосферный заповедник, Корякский государственный природный заповедник, Командорский государственный природный биосферный заповедник.

В. Правильно: на камчатке существует 3 заповедника. А  другие охраняемые территории – это природные парки. Сегодня мы продолжим наше путешествие по заповедным территориям Камчатского края. Отправимся  в один из заповедников.

А поможет нам его выбрать наш многофункциональный куб!

В.  Кручу, верчу – выбрать хочу. И крутит куб. Выпадает иллюстрация Кроноцкого заповедника.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по особой земле. Называется она – Кроноцкий заповедник. (Ребенок показывает его на карте.)

По карте видно, что к Кроноцком заповеднику не добраться легко.

Как вы думаете,  на каком транспорте можно добраться до Кроноцкого заповедника? На воздушном, наземном или водном?

Д. На воздушно и водном. На вертолёте.

В.  Будем продолжать знакомиться с заповедными животными и растениями, встречающимися нам на пути. Узнаем, какие люди работают в заповеднике. Но для начала давайте уточним, что же такое заповедник?

(Слайд 2)

 Д. Заповедники – это такие участки леса, или тундры, или гор, где природа охраняется от злых людей.

В. Что именно охраняется в заповеднике?

Д. В заповеднике охраняется все, что находится на данной территории. Охраняется все живое и неживое: животные, растения, реки, озера, камни и т. д.

В. Мы с вами отправимся в путешествие по Кроноцкому заповеднику, и помогут нам в этом его обитатели. На прошлом занятии мы начали путешествие по Кроноцкому заповеднику вместе с одним из его обитателей.

 (Слайд 3)

Как он называется?

Д. Соболь.

В. Давайте  вспомним, какая история с ним приключилась?

Когда соболь жил в заповеднике, ему угрожала,   какая либо опасность? (нет)

Почему соболь оказался на неохраняемой территории за пределами заповедника?

Д. В начале лета с вершины большой горы на тайгу начала выливаться расплавленная, пышущая жаром лава.

(Слайд 4)  

Там, где она текла, не оставалось ничего живого. Пламенем пылали деревья, бесследно исчезали птичьи гнезда и муравейники. Звери стали разбегаться в разные стороны. И наш соболь тоже стал убегать от опасности и оказался в чужих краях.

В. Что случилось с соболем на неохраняемой территории?

Кого он встретил?

Д. Это были люди, охотники с ружьями. Соболь, живший до этого только в заповеднике, не мог себе представить, что бывает ТАКОЕ! Трое людей с ружьями догоняли медведя, еще один выстрелил прямо в голову дрожащей белке. А самый молодой из охотников, хохоча, ради забавы стрелял в небо! Нет, не так соболь представлял себе приключения.  Соболю стало страшно, и он снова побежал.

(Слайд 5)

В. Что произошло потом? Какая беда произошла с соболем?

Д. Когда соболь убегал от охотников он поранил переднюю лапу,

В. Как он поранил лапу?

Д. Наступил на что-то острое. Это была не то консервная банка, не то разбитая бутылка. Опять дела человека, понял он, спрятавшись в кустах, чтобы зализать раненую лапу. Кровь долго не останавливалась. Пришлось провести в кедраче у дороги несколько дней. Много нехорошего за это время увидел тут соболь.

В. Пока соболь зализывал рану, что он увидел?

(Слайд 6)

 Как вели себя люди?

Д. Приходили другие люди, снова стреляли, громко переговаривались, потом развели огромный костер. Устраиваясь на ночь, стали рубить кедрач себе на подстилки, пили какую-то жидкость, от которой начинали еще громче разговаривать и петь песни…

В. Когда охотники уехали, соболь поковылял на место их стоянки посмотреть, не осталось ли какой-нибудь еды. Что он обнаружил?

Д. Еды не было, только все кусты в окрестностях были завалены какими-то стаканчиками, пакетами, бутылками с отвратительным пластмассовым запахом. А костер, оставленный людьми, продолжал тлеть, и интуиция подсказала соболю: без лесного пожара тут не обойдётся.

Какое решение принял соболь?

Д. Оставаться там дальше было нельзя. Собрав все силы, голодный и больной, побрел соболь в сторону родного заповедника. Он был так рад, что каким-то образом находит дорогу! Не было никаких ночных голосов, кроме отдаленного кукования кукушки, не было запахов горелой пластмассы. Лесной пожар, вызванный извержением лавы, благополучно закончился, все звери вернулись назад. И соболь нашел свой дом в целости и сохранности.

(Слайд7)

 В. Перед сном он долго размышлял: ну почему так?

(слайд 8)

 А ведь он даже не знал, что есть такие люди, которые как раз в первую очередь думают о том, чтобы зверям было хорошо.

 В. Для охраны какого животного был изначально создан заповедник?

Д. Для охраны соболей.

В. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашего края. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда то закончиться. Уже сегодня есть очень редкие исчезающие виды птиц, животных и растений.  Давайте с вами вспомним, что это за растения и животные.

Выходите на ковер, вставайте в круг, поиграем в куб.

(Нужно передавать куб из рук в руки, когда я скажу стоп. Тот ребенок у кого куб отвечает на вопрос.)

Какое дерево способно противостоять сильным ветрам?

Какое растение можно употреблять в пищу?

Название какого растения похоже на предмет обуви?

 

Он рыболов из семейства орлов

И белохвост он и белоголов

И белоплечий у хищника  клан

Как называется птица? (орлан)

Крылья острые, очень длинные,

лапы желтые соколиные,

Кто охоте успех обеспечит?

Как зовут макро сокола? (Кречет)

 

Кроме сокола птицы другой не найти

Кто промчит за секунду сто метров пути,

 птице выдан за скорость заслуженный сан.

 А из соколов кто самый быстрый? (сапсан)

 

Кто впадает в спячку и почему?

С очень длинными рогами

Не корова, а с рогами

Как вездеход везде пройдет

На обед ягель жует? (Олень)

 

Кто теряет рога каждую зиму?

Почему оленя называют вездеходом?

Все растения и животные которые мы назвали,  находятся в Кроноцком заповеднике и являются исчезающими видами.

В. Как вы думаете, что значит исчезающие?

Д. Исчезающие – это такие виды, которых осталось очень мало и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.

Для этого созданы заповедники?

В. Давайте подумаем,  какая главная задача заповедников?

Д. Главная задача заповедников – сохранить и увеличит количество редких видов животных. Растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют но и изучают.

В. В чем заключается вина человека? Какие действия людей приводят к исчезновению животных, рыб, птиц?

Д. Бросают мусор, жгут костры, засоряют природу.

Проведем эксперимент? (представьте, что вы рыба или дельфин, или водоплавающая птица, которая ныряет за кормом под воду.)

В. Как конкретно полиэтиленовый пакет может причинить вред природе?

Как вы думаете. Сможет животное освободиться от пакета? Нет! И погибнет! Какой можно сделать вывод?

В. Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках?

Д. Там работают ученые – биологи, лесники, лаборанты.

В. Как вы думаете, в чем заключается их работа? Что они делают?

 Д. Они охраняют природу. Ведут учет численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.

В. Чего нельзя делать в заповедниках?

Д. Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц. Не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озерах и реках не ловят рыбу.

В природе все взаимосвязано  и нет ничего бесполезного и ненужного, для иллюстрации этого утверждения предлагаю сыграть в игру.

Игра «Паутина жизни»

 

Изготовление игрушки (из фтулок от бумаги)

Итог:

Что такое заповедник.

Для охраны какого животного был изначально создан Кроноцкий заповедник?

Только ли в заповедниках надо беречь природу.

Спасибо вам ребята за внимание. Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром, что вы многое усвоили и не будите засорять берега водоемов и леса, будите беречь нашу прекрасную природу.

Я хочу закончить нашу встречу словами замечательного писателя и большого любителя русской природы М. Пришвина.

 «Мы хозяева нашей природы. И она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В горах в лесах разные ценные животные – будем охранять леса и горы, а человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину!»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема «Путешествие капельки Капы»

Создание условий для познавательного развития детей посредством знакомства со свойствами и значением воды на Земле....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».Подготовила и провела уч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ФЭМП» (средняя группа) Тема: "Путешествие в страну Математику"

Данный конспект может быть использован воспитателями для организации образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе Тема: "Круговорот воды в природе"...

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»

Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...