Технологическая карта с детьми дошкольного возраста (6 – 7(8) лет) "Мир комнатных растений" с использованием интеллект - карты
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ахмедова Юлия Олеговна

ОД с детьми  дошкольного возраста (6- 7 (8) лет)

«Мир комнатных растений» с использованием интеллект - карты

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область "Речевое развитие"

 

Цель воспитателя: Формирование и систематизация знаний у детей дошкольного возраста (6-7(8) лет) о комнатных растениях  с помощью интеллект - карты.

Цель детей: Отправиться в путешествие с волшебным цветком - кактусом и узнать о комнатных растениях. 

Задачи 

Предпосылки УУД

1.Обучающие 

1.1. Закрепление понятия "Комнатные растения;

1.2.  Формировать умение составлять связный рассказ по опорным картинкам;

1.3.  Создать условия для развития связной речи, обогащению словаря с помощью интелект-карты.

1.Личностные

1.1 Формирование познавательной и социальной мотивации; 

1.2Воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

2.Регулятивные

2.1 Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

2.2 Умение работать по инструкции взрослого;

2.3 Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

3.Познавательные

3.1  Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

3.2 Умение работать по заданному алгоритму;

3.3 Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

4.Коммуникативные

4.1 Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

4.2 Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoet_zanyatie.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10

Технологическая карта

с детьми дошкольного возраста (6 – 7(8) лет)

"Мир комнатных растений" с использованием интеллект - карты

Подготовила

Воспитатель

Группы дошкольного возраста (6-7(8) лет)

Ахмедова Ю.О

                                                                                                                                                                     

                                                                                                           

                                                               

г. Ростов

ОД с детьми  дошкольного возраста (6- 7 (8) лет)

«Мир комнатных растений» с использованием интеллект - карты

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область "Речевое развитие"

Цель воспитателя: Формирование и систематизация знаний у детей дошкольного возраста (6-7(8) лет) о комнатных растениях  с помощью интеллект - карты.

Цель детей: Отправиться в путешествие с волшебным цветком - кактусом и узнать о комнатных растениях.

Задачи

Предпосылки УУД

1.Обучающие

1.1. Закрепление понятия "Комнатные растения;

1.2.  Формировать умение составлять связный рассказ по опорным картинкам;

1.3.  Создать условия для развития связной речи, обогащению словаря с помощью интелект-карты.

Личностные

1.1 Формирование познавательной и социальной мотивации;

1.2Воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Регулятивные

2.1 Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

2.2 Умение работать по инструкции взрослого;

2.3 Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

Познавательные

3.1  Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

3.2 Умение работать по заданному алгоритму;

3.3 Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные

4.1 Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

4.2 Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

2. Развивающие

2.1.  Развитие навыков работы с интеллект-картой;

2.2. Формирования умения слушать и понимать заданный вопрос, стараться понятно отвечать на него;

2.3. Формирования навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной сюжетной линии;

2.4  Поддержки инициативы детей высказываться, учить детей отвечать на вопросы

3. Воспитательные

3.1. Создать условия для воспитании отзывчивости, доброжелательности, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками;

3.2. Создать условия для воспитания заботливого отношения и любовь к природе

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме комнатные растения, загадки о комнатных растениях, рассматривание картин из серии «Комнатные растения», обогащения словаря детей словами: декоративно-лиственные, декоративно-цветущие, плодовые, беседы о комнатных растениях, дидактические игры.

Оборудование, материалы: интеллект-карта, игрушка цветок-кактус, письмо от жителей цветочного города, посылка, музыкальная колонка, дидактическая игра "Живая-неживая природа", карточки для составления картины с изображением: комнатных цветов декоративно-лиственные, декоративно-цветущие и плодовые.

Словарная работа: беседа, вопросы, художественное слово (загадки, пояснения, самостоятельная деятельность, активность детей за счет включения проблемной ситуации, музыкальное сопровождение).

  Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Этапы НОД, продолжительность,  задачи этапа

Ход НОД

Технологии, методы, приёмы

Результат

Предпосылки УУД

Деятельность педагога и действующих лиц

Деятельность воспитанников

1.Организационный

2 мин

Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность во время НОД

Воспитатель: Дорогие ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня на занятия, давайте их поприветствуем, поздороваемся, и займем удобное положение.

А теперь все внимание на меня 

Дети стоят в кругу

Тренинг «Заряд бодрости»

Мои ушки слышат все (дети гладят ушки)

Мои глазки видят все (дети гладят глазки)

Я вдыхаю аромат цветов (дети делают вдох)

Давайте же улыбнемся и поприветствуем друг друга

Воспитатель: Доброе утро ребята! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от красоты, что нас окружает.

 Дети сидят на стульчиках

Здороваются с гостями, приветствуют друг друга в кругу радости, за тем садятся на стульчики

Тренинг

Создание игровой ситуации

Настрой на совместную деятельность

1.1

4.1

4.2

2.Мотивационный

3,5  мин

Создание условий для мотивации дошкольников к предстоящей деятельности.

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на нашу волшебную картину «Удивления», которую мы начали рисовать с понедельника, кто мне скажет какая главная тема нашей картины? («Комнатные растения»), а что мы уже с вами знаем по теме комнатные растения? (значение комнатных растений для человека: создают уют, красоту, обогащают в помещении кислород и собирают пыль; как нужно правильно ухаживать за растениями).

- Ребята, а вы ни чего не замечаете интересного на нашей картине "Удивления" (на картине появился знак вопроса, значит сегодня мы будем узнавать, что-то новое или рассказывать о чем-то). Рядом со знаком вопроса появились 3 картинки: декоративно-лиственные, декоративно-цветущие, плодовые, а в изучении этих тем нам помогут карточки помощники - помощь воспитателя, помощь в подборе материала дома с родителями и помощь ребят группы 

Воспитатель: Я очень люблю путешествовать и сегодня хочу пригласить в увлекательное путешествие, но куда вы узнаете чуть-чуть позже. 

Воспитатель обращает внимание детей на волшебную картину

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Создание игровой ситуации

Положительный настрой на совместную деятельность

1.2

2.1

3.3

4.1

3.Активизация имеющихся знаний

2 мин

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении ответа на поставленные  вопросы.

Но для начала давайте с вами  вспомним, что такое природа? (Природа - это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека).

На какие группы мы можем разделить природу (живая и неживая).

Давайте сейчас сыграем в игру, которая называется

 "Живая и не живая природа"

Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Дидактический материал: Предметные картинки.

Методика проведения: На столе рассыпаны предметные картинки. Ребенок подходит к столу выбирает картинку и рассказывает к какой группе этот предмет или явление относиться

Дидактическая игра

Испльзование дидактической игры, художественного слова

Внутренняя мотивация на деятельность

Способность детей выполнить задание (правильно ответить на поставленные вопросы)

1.2

2.3

3.3

4. Создание и  решение проблемных ситуаций

23 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, мотивационной готовности к предстоящей деятельности

Стук в дверь

Воспитатель приносит посылку.

- Ребята, посмотрите кто-прислал нам посылку. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим, что внутри? (достает из посылки письмо и кактус-игрушку). Давайте прочитаем, что написано там:

"Дорогие ребята мы жители цветочного города, отправили вам подарок цветок-кактус, но он не обычный - волшебный". Мы вас просим рассказать нашему цветку, все, что вы знаете о мире цветов,  а именно о комнатных цветов и к каким группам их можно отнести. А цветок - кактус все запишит и передаст нам.

- Ребята, ну что вы готовы отправитья в увлекательное путешествие по миру комнатных цветов.

- А как же мы туда попадем? Здесь в письме нет обратного адреса (фантазируют).

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, что цветок-кактус волшебный и он может нас перенести в мир комнатных цветов.

Звучит волшебная музыка дети в кругу закрывают глаза. Тем временем воспитатель переносит картину "Удивления" в другую часть группы, где уже расставлены комнатные цветы.

- Ну вот ребята, открывайте глаза. Мы очутились в мире комнатных растенний.

Воспитатель:Первые попытки создать «дома для растений» были сделаны в Древнем Риме. Это были небольшие, обнесенные стенами садики. Стены защищали растения от сухих горячих ветров, а по трубопроводу в сады поступала вода для полива. На этом развитие «комнатного» растениеводства остановилось на долгие годы.

Идея перенести растение из сада в дом неоднократно посещала наших предков. В больших каменных городах все больше ощущался недостаток зелени. Появилась мода на балконные ящики для цветов, уличные вазоны, декоративное озеленение стен вьющимся виноградом.

Окончательному переселению растений в дома мешало отсутствие больших оконных стекол. Чтобы сохранить тепло, окна в домах делались маленькими, и света от них было очень мало. Растения в таких условиях выращивать пытались, но редко кому из этих мучеников удавалось прожить более года.

Работа с картиной: Воспитатель напоминает детям, еще раз посмотреть на картину "Удивления" и рассказать о тех комнатных растений, которые они знают и подготовили с родителями.  

1-ый ребенок: АспидистраСемейство лилейных. Родина Япония. В русском языке называют "тещин язык". В природе распространено 8 видов. В культуре выращивают Аспидистру высокую - многолетнее травянистое растение.  Цветки мелкие, пурпурного цвета, появляются под листьями на коротких ножках. Это декаративно-лиственное растение.

2-й ребенок: Циперус Семейство осоковых. Родина влажные тропические леса практически всех континентов. Родиной растения является остров Мадагаскар. В народе его называют "Земляной миндаль. "Это элегантное травянистое растение, в общем то не прихотливо. Циперус не имеет выраженного периода покоя и одинаково растет и в прохладных, и в теплых помещениях. Циперус в природе растет в болотистых местностях, поэтому основные требования этого растения - обильный полив и высокая влажность воздуха.Это декаративно-лиственное растение.

3-ий ребенок: Герань Род семейства Гераниевые. В народе называют - журавль. Всего известно более 400 видов трав и полукустарников, рассеянных по всему миру. Герань будет расти в любой незаболоченой почве. Это декаративно-цветущее растение.

4-ый ребенок: ДекабристСемейство кактусовых. Родина - влажные леса Южной Америки. Это эпифитные кактусы, или лесные кактусы. Обычно зацветает к рождеству, т.е. цветение приходится на январь, поэтому и называют их декабристами - в декабре  Только не стоит тревожить декабристы во время бутонизации и цветения.  Цветет лилово-розовыми цветками, радикально-симметричными, цветение обычно с конца октября в ноябре.Это декаративно-цветущее растение.

5-ый ребенок: Фикус Родина- тропические районы Азии и Африки. Растение не прихотливое. Фикус- светолюбивое растение Поливают фикус 1-2 раза в неделю. Летом растение ежедневно опрыскивают. Переваливают растение сначала ежегодно в марте.Потом 1 раз в 3-4 года. В народе называю "резиное дерево".Это декаративно-лиственное растение.

Ребята, давайте мы сейчас вместе с нашим цветком - кактусом отдохнем.

Физкультминутка "Говорит цветку цветок" 

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

- Ну, что не много отдохнули давайте продлжим, рассказывать о комнатных растениях

6-ый ребенок: Цитрофорт-мандарин Цитрус принадлежит к семейству рутовых. На родине, в Юго-Восточной Азии, дерево может достигать семиметровой высоты.Белые цветки звёздчатой формы источают нежный аромат. Массовое цветение приходится на весенние и летние месяцы; единичные бутоны появляются даже зимой. Это плодовое растение

7-ый ребенок: Ананас-кандитоЭто не очень крупное, но быстро растущее вечнозелёное растение с маленьким стеблем и толстыми листьями, создающими розетку-воронку. На подоконнике обычно вытягивается до полуметра. Зато ему требуется место для размаха листьев вширь. Поэтому в слишком маленькой квартире заводить такого зелёного друга нецелесообразно.В Сингапуре и некоторых провинциях южной части Китая принято в новое жилище запускать не кота, как у нас, а вкатывать ананас.Это плодовое растение.

8-ой ребенок:Амариллис Родина амариллиса - Южная Африка.До этого момента считалось, что амариллис — это разновидность лилии.  в период покоя растение в поливе не нуждается. Зимой — ограниченный. Летом — умеренный. Это декаративно - цветущее растение.

Воспитатель: Итак, мы с вами вспомнили комнатные растения и на какие группы они деляться.

Ребята, наше путешествие по миру комнатных цветов подходит к концу, оно было очень интересным и увлекательным.  Мы с вами нарисовали на нашей волшебной картине "Удивления" разнобразные комнатные растения.  Наш цветок - кактус все записал и передаст наши рассказы жителям города цветов.

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг возьмемся за руки. Закрывайте глаза, сейчас наш волшебный цветок-кактус нас перенесет в наш детский сад. (воспитатель переносит картину удивления).

Сюрпризный момент

Письмо и игрушка - кактус

Отвечают на вопрос

Дети встают у стульчиков беруться за руки закрывают глаза

Дети присаживаются на стульчики - пеньки

Слушают рассказ воспитателя о том как появились комнатные растения

Ребята рассказывают подготовленные дома с родителями небольшие рассказы о комнатных растениях и выставляют на волшебную картину картинки

Выполняют упражнения физкультминутки, и проговаривают слова.

Ребята рассказывают небольшие  подготовленные дома рассказы о комнатных растениях выставляют картинки  на волшебную картину

Дети встают у стульчиков беруться за руки закрывают глаза

Создание и решение небольших проблемных ситуаций, Использование художественного слова; Беседа; Создание игровой ситуации

Внутренняя мотивация на деятельность

1.2

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

5. Рефлексивный этап  1 мин

Подведение итогов НОД

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись в детский. И наша картина "Удивления" тоже вернулась с нами. Мы положим цветок- кактус в посылку и отправим его жителям города цветов.

Ребята чем вам запомнилось сегодняшнее занятие? Что понравилось вам в  путешествие в мир комнатныз растений?

- Хочу сказать вам по секрету, что вы у меня все молодцы, все старались, отвечали на вопросы, подготовили интересные сообщения и в ваших шкафчиках вас ждут сладкие подарки,  Всем большое спасибо за работу, а нашим гостям за внимание!!!

- ребята вам понравилось занятие?

-Где мы сегодня побывали?

- А зачем мы отправились в лес?

- Что вам запомнилось больше в путешествии?

Говорят, что им запомнилось, понравилось.

Организация

 рефлексии

Осознание себя как участника общего дела

4.1

4.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Презентация для педагогов по теме  "Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста"...

Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"

Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...

Использование метода ментальной интеллект – карты при работе с детьми дошкольного возраста

В статье описывается использование метода ментальной интеллектуальной карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способ...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...

Статья "Использование метода интеллект-карт с детьми дошкольного возраста"

Статья "Использование метода интеллект-карт  с детьми дошкольного возраста"...

Речь на тему «Освоение детьми дошкольного возраста основ программирования и алгоритмизации в процессе использования интерактивного набора «Робомышь» и авторских игровых полей»

Сегодня расскажу вам об ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И АЛГОРИМИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО НАБОРА «РОБОМЫШЬ» И АВТОРСКИХ ИГРОВЫХ ПОЛЕЙ&raqu...