Педагогический проект: «Весна цветущая – весна растущая»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Сухих Александра Германовна

Создание условий для формирования у детей младшего возраста первичных представлений об особенностях весеннего периода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna_tsvetushchaya_-_vesna_rastushchaya.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект: «Весна цветущая – весна растущая».

Автор проекта: Сухих Александра Германовна

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители детей.

Консультанты: педагоги, родители.

Общая характеристика: коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Возраст детей: 3-4 года

Сроки реализации проекта: апрель – май 2023 г.

Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Актуальность: 

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь определенный багаж знаний.

Мир природы загадочен и таинствен. Именно поэтому он так притягателен для дошкольников. Но маленький ребенок не всегда поступает правильно по отношению к природе, действуя по большей части как потребитель.

Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

Природа прекрасна в любое время года, но именно весна – самое благоприятное время для приобщения детей к ее миру и красоте.

Поймав восхищенные взгляды детей от появления первой зелени, нас посетила идея разработать проект, посвященный пробуждению природы. 

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей младшего возраста первичных представлений об особенностях весеннего периода. 

Задачи:

для детей:

Образовательные:

• формировать представления детей о характерных особенностях природы весной;

• формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и состоянием растительного мира;

• способствовать активизации исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования в природе;

Развивающие:

• развивать наблюдательность, внимание, мышление, воображение;

• развивать речь;

• развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

• воспитывать уважительное отношение к природе;

• воспитывать экологическую культуру.

для родителей:

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

- активное участие родителей в процессе реализации проекта.

- формировать навыки совместной с детьми поисковой деятельности.

- проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Итоговый. Презентационный

На каждом этапе поставили свои задачи:

1. Подготовительный этап.

 - обозначение актуальности и темы будущего проекта;

 - постановка цели и задач; - подбор детской художественной литературы для чтения;

 - изучение методической литературы по теме проекта;

 - создание необходимых условий для реализации проекта; - подбор наглядного материала по теме.

 2. Основной этап.

Реализация проекта.

- наблюдение за первоцветами (мать – и мачеха, подснежники);

- посадка лука и укропа;

- высадка в клумбу рассады цветов;

- введение дневника наблюдений за ростом растений.

 3. Заключительный этап проекта:

 В итоге проведённых наблюдений дети научатся:

- различать и называть разные виды растений;

- ухаживать за ними;

- вести дневник наблюдений.

Характеристика деятельности участников:

Формулировка проблемной ситуации: «Почему весну называют растущей и цветущей? Какие цветы появляются весной? Что нужно для появления и роста растений?»


Модель реализации проекта.

Подтемы проекта:

Что такое растения (название, как выглядят).

Какую пользу приносят растения.        

Какой уход нужен растениям.

Рабочее планирование проекта:

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

  • Изучение методической литературы.
  • Составление плана проекта.
  • Подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта)
  • Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
  • Познакомить родителей с идеей проекта.

Апрель - май

Педагогическая деятельность с детьми

Интегрируемые области:

Познание

Речевое развитие

Художественно-эстетичесое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познание

1. Беседа по познавательному развитию «Весенняя пора», «Деревья, кустарники весной», «Труд людей весной», «Первые весенние цветы»;

Цель: Формировать представление детей о растительном мире и уходе за ними. Закрепление представлений о названии растений, характерных признаках внешнего вида.

2. Наблюдение за посадками лука и укропа;

Цель: Развитие наблюдательности, интереса к окружающей природе. Воспитание заботливого отношения к растениям.

3. Наблюдение за мать – и мачехой;

Цель: Выяснить, какие первоцветы появляются весной.

4. Дидактические игры: «Что изменилось», «Скажи по - другому», «Угадай по описанию», «Доскажи словечко», «Отбери и назови первоцветы, которые знаешь», «Что где растет»;

Цель: Упражнять детей называть цветущие растения на садовом участке, клумбе, названия трудовых действий, связанных с уходом за растениями.

6. Эксперименты «Волшебная луковица», «Вода нужна растениям»;

Цель: Убедиться наглядно в роли воды в развитии и прорастании растений.

Речевое развитие:

1. Рассматривание иллюстраций растений в детских книгах.

Чтение наизусть закличек о весне, о солнце.

Цель: Уточнить представления о растениях. Активизировать словарный запас детей.

 2. Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы): фольклор народов мир, песенки «Купите лук» И. Токмаковой, поэзия В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Н. Усова «Фиалка» и «Ландыш», П. Соловьев «Подснежник», Анзельмаса Матутиса «Я родился!», проза Л. Толстой «Пришла весна».

Цель: Формирование интереса и любви к потребности в чтении. Учить внимательно слушать текст, следить за развитием сюжета. Развитие умения отвечать на вопросы, делиться впечатлением, внимания. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Раскраски (раскрашивание силуэтов цветов);

Цель: Закреплять умение детей рисовать разными материалами. Учить подбирать цвета. Развитие мелкой моторики, усидчивости, старательности. Воспитание аккуратности в работе.

2. Рисование «Мать – и мачеха»

3. Аппликация «Подснежник»;

Цель: Учить детей изображать в аппликации цветок, состоящие из нескольких частей; определять размер частей (короткий, длинный, самый длинный). Уточнить знания цветов.

Физическое развитие

1. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Через ручеек»;

Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу воспитателя.

 2. Физминутки: «Весна», «Дождик», «Будем мы весну встречать»;

Цель: Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Активизация словарного запаса детей.

3. Пальчиковая гимнастика: «Подснежник», «Весна», «Алые цветы»;

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, освоению речи. Активизация словарного запаса детей.

Работа с родителями

Беседа по теме проекта,

Посещение фестиваля тюльпанов на Елагином острове,

Акция «Лучшее кашпо»,

Изготовление кашпо для украшения клумбы и беседки на участке сада;

Цель: Привлечение родителей в процесс реализации проекта. Воспитание бережного отношения к растениям, любви к живой природе и желания заботиться о растениях. Укрепление детско-родительских отношений.

Продукты проекта:

Лэпбук «Весна».

Огород на подоконнике.

Дневник наблюдений за ростом лука и укропа;

Цель: Познакомить с растениями, которые сажают весной; поощрять желание наблюдать и заботится о них.

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

- у воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- у детей сформированы первичные представления о первоцветах, их особенностях роста и развития;

 обогащение словаря детей словами: первоцвет, подснежник, пролесок, примула;

- у детей начинают формироваться навыки природоохранной работы, бережного отношения к окружающей среде и дикорастущим растениям;

- формируются первичные навыки поисковой деятельности;

- формируются начала экологической культуры.

для родителей:

- формирование навыков совместной с детьми поисковой деятельности родителей и их детей.

- родители умеют находить оригинальное решение в создании необычных кашпо из бросового материала;

- проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.

Итог:

В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект «Первые вестники весны!»

Цель работы:·                 создать условия для ознакомления с миром лекарственных растений, правилам их сбора, примен...

Педагогический проект «Весна идёт, весне дорогу!»

Педагогический проект был проведён с 15.03.по 30.04. 2015г с детьми 2 ой младшей группы....

Педагогический проект "Весна"

Педагогический проект "Весна" , разработанный для детей младшей группы...

Педагогический проект "Весна" для детей 1 младшей группы

Знакомясь с природой и происходящими в ней изменениями, у детей формируются такие качества как любознательность, умение наблюдать и замечать красоту природы.  Ввести ребенка в мир природы, сформи...

Педагогический проект под названием "Весна пришла"

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что з...

Педагогический проект "Весна идет, весне дорогу"

зазакрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.крепить знания о весенних изменЗакрепить знания о весенних изменениях живой и неживой природе.ениях в живой и неживой природе....

Педагогический проект "Весна, весна на улице"

Проект поможет сформировать  у детей младшего дошкольного возраста представления о весеннем времени года через разные виды деятельности...