Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Птичий калейдоскоп» для детей подготовительного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Покусай Галина Юрьевна

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Птичий калейдоскоп» для детей подготовительного возраста.

Цель: Знакомство детей с наукой орнитологией, работой – орнитологов.

Задачи:

Обучающие: Расширять представления о птицах:

- уточнить, расширить, конкретизировать и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц Шпаковского округа.

Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность.

Познакомить с профессией «орнитолог».

- упражнять в составлении слов (по буквам, по слогам)

- активизировать словарь детей (орнитолог, орнитология, пернатые, лаборатория, оседлые);

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, воображение, любознательность; развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание заботиться о птицах.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры, упражнения, ручной труд.

Оборудованиемультимедийный проектор, презентация, компьютер.

Материалы: коробочка с сюрпризом (перо, гнездо, кормушка, яйца птиц-муляж), картинки с изображением птиц, емкость для сыпучих материалов, деревянная ложка с длинной ручкой, маленькие ложки – 10 шт., формочки для сдобных кормушек – 10 шт., столы.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на прогулке.
  • Беседы о птицах нашего города.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение познавательных рассказов о птицах.
  • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-po-ptitsam.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д.Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса»

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Птичий калейдоскоп» для детей подготовительного возраста.

                               

                                     

                                                                             Воспитатель 1 категории:

                                                                             Покусай Г.Ю.

                                                                                       

                                             г. Новокуйбышевск

Цель: Знакомство детей с наукой орнитологией, работой – орнитологов.

Задачи:

Обучающие: Расширять представления о птицах:

- уточнить, расширить, конкретизировать и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц Шпаковского округа.

Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность.

Познакомить с профессией «орнитолог».

- упражнять в составлении слов (по буквам, по слогам) 

- активизировать словарь детей (орнитолог, орнитология, пернатые, лаборатория, оседлые);

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, воображение, любознательность; развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природевызвать желание заботиться о птицах.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры, упражнения, ручной труд.

Оборудованиемультимедийный проектор, презентация, компьютер.

Материалы: коробочка с сюрпризом (перо, гнездо, кормушка, яйца птиц-муляж), картинки с изображением птиц, емкость для сыпучих материалов, деревянная ложка с длинной ручкой, маленькие ложки – 10 шт., формочки для сдобных кормушек – 10 шт., столы.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на прогулке.
  • Беседы о птицах нашего города.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение познавательных рассказов о птицах.
  • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем городе. С наступлением весны стало ярче светить солнце, теплых дней жители города стали больше гулять в парках и скверах и слушать пение птиц. Ранней весной из дальних стран начинают возвращаться перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей). Одними из первых к нам прилетают скворцы, а для остальных птиц еще время не наступило, так как еще иногда идет снег, и бывают заморозки.

Раздается телефонный звонок

Воспитатель: Ребята, мне  сообщили, что я участвую в проекте по изучению птиц нашего города, но я ничего не успеваю.

Воспитатель: Мне нужна ваша помощь. Я могу на вас рассчитывать? Как мы уже сказали, для большинства перелетных птиц время еще не настало. Каких птиц сегодня можно встретить в парках и скверах нашего города? (воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы …) Каким общим словом можно назвать этих птиц? (зимующие, осёдлые). На территории  водохранилищ обитают водоплавающие птицы

Несмотря на то, что эти водоемы не является местом их постоянного гнездования, пернатые прилетают сюда для кормления и кратковременной остановки. Среди птиц весной здесь можно увидеть большое количество уток. Из рыбоядных птиц по водной глади плавают бакланы и лебеди-шипуны, по мелководью бродят цапли. Эти птицы занесены в Красную книгу Самарской области. Залетает полакомиться сюда рыбкой и белоголовый гусь — самый многочисленный вид гусиных в нашей стране.

( рассказ сопровождается демонстрацией на презентации изображений птиц)

 Интересно у кого мы можем узнать, что помогает этим птицам не замерзнуть в холодное время года?

Предположения детей.

Воспитатель:

 Знаете, ребята, что для того, чтобы изучить все особенности строения и жизни птиц существует целая наука – орнитология. А профессия людей, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц называется - орнитолог. Повторите название этой профессии. Это очень важная, нужная и интересная профессия! Орнитологи знают о птицах всё! И даже то, почему их называют «пернатые». Догадались, почему? (Дети размышляют, высказывают догадки и приходят к выводу, что это потому, что тело птиц покрыто перьями).

Орнитолог много знает,

Птиц повсюду изучает:

Где живут и что едят?

Как птенцов своих растят?

Вьют ли гнёзда и когда?

Улетают ли? Куда?

Знает все повадки птиц –

Голубей, грачей, синиц.

Точный им ведёт подсчёт,

Знает всех наперечёт.

Охраняет их и лечит,

Словно добрый Айболит.

Если птицам где-то плохо-

Он на помощь им спешит…

Если вы хотите, дети,

Птиц беречь и изучать,

Значит, надо непременно

Орнитологами стать!

Презентация: «Орнитологи, наука орнитология». (параллельно стихотворению).

Вопросы к детям по содержанию стихотворения:

- Чем занимаются орнитологи? (изучают птиц)

- Что орнитологи узнают о птицах в процессе своей работы? (где живут, чем питаются, повадки птиц и т.д.)

Теперь вы точно настоящие орнитологи. (раздаю значки).

Воспитатель. Итак, юные мои орнитологи начнем с вами изучать птиц, для этого отправимся в лабораторию. Смотрите здесь письмо, и оно адресовано нашей группе. Интересно, что в нем. Здесь только темные силуэты птиц, что это за птицы? Как вы догадались?

Это лебедь, я догадалась, потому что у него длинная шея.

Воспитатель: если у лебедя длинная шея то он – длинношеий

У цапли длинные ноги – длинноногая

У скворца острый клюв – остроклювый

У воробья тупой клюв – тупоклювый

У утки короткая шея – короткошеяя

У баклана большие крылья – большекрылый

Нужно подписать силуэты птиц. (Работа с буквами и слогами)

Работа в лаборатории.

Воспитатель: И все же нам нужно узнать, что помогает птицам не замерзнуть в холодное время года и что для птиц страшнее холод или голод. Чем покрыто тело птиц?

Воспитатель: Рассмотрим строение пера. Это маховое перо птиц, мы видим стержень и прикрепленное к нему опахало.

Воспитатель: Посмотрите как оно падает, быстро или медленно? ( опыт) Почему оно медленно, плавно кружится (перо легкое, так как внутри стержня – пустота).

Воспитатель: Возьмите по одному перу, помашем  пером, что происходит когда птица машет крыльями (перо эластичное пружинит, не расцепляя волоски, сохраняя поверхность).

  1.  Рассмотрим опахало  через лупу.  На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера. ( показ опыта) Вот как на замке « молния» - Такое строение махового пера позволяет держаться птице в воздухе.
  2. Перо не продуваемое? Дуют на него. 
  3. Перо непромокаемое? Капают воду из шприца. 

Воспитатель: У птиц, есть  пуховое перо (показ)

  Чем оно отличается от махового пера? (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру).

Воспитатель: Зачем  птицам такие перья? (они служат для сохранения тепла)  

Вывод: сохранять тепло птицам помогают пуховые перья, а вот справиться с голодом птицам сложней. Ранней весной корма для птиц не достаточно и если им не помочь, то они могут погибнуть.

Я приглашаю вас в нашу мастерскую! 

Работа в «Творческой мастерской по изготовлению кормушки»

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами сделаем доброе дело для наших птиц. Как вы думаете, что именно мы будем делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Приглашаю вас в свою мастерскую для изготовления сьедобных кормушек для птиц, а использовать мы для этого будем их любимые лакомства (Воспитатель указывает на корм, который дети высыпали из мешочков)

 (Изготовление сдобных кормушек для птиц. Для этого в одну емкость с уже приготовленной смесью (разбавленный желатин с водой и мукой) добавляется птичий корм. Дети размешивают деревянной ложкой получившийся состав и каждый заполняет формочку, используя ложку. Готовые кормушки складывают на поднос). Угощение для птиц готово.

Можно смело их развешивать на ветвях деревьев и наблюдать за тем, как наши пернатые друзья угощаются.

Физминутка.

Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к носу)
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)

Ориентирование на листе бумаги: «Накорми птиц».

Воспитатель: Ребята, у нас с вами следующее задание. Орнитологи не успевают накормить всех птиц, потому что их очень много. Давайте с вами им поможем?

Дети: Давайте

Воспитатель: Дети посмотрите, в птичьих шкафах накормлены все птицы, кроме сороки. Но что бы ее накормить, мы должны узнать сколько зерен ей необходимо, т.к. ученые дают определенное количество. (дети решают пример 4+5)

Дети: сороке необходимо 9 зерен. (отсчитывают).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие орнитологи!

Игра «Птичий калейдоскоп»

Воспитатель: А сейчас, мои юные орнитологи, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Птичий калейдоскоп». Нужно прокрутить диск с секторами, и на каком секторе остановится стрелка, на тот вопрос и ответить (Дети играют по очереди. Если возникают трудности при ответах, воспитатель предлагает помочь вспомнить другим ребятам)

-Кто такие орнитологи?

-Что такое орнитология?

-Чем отличается перо от пуха?

-Отчего птицы страдают больше: от холода или голода?

-Назовите водохранилища на территории Самарской области?

-Какие птицы живут в нашем городе?

-Какие птицы называются зимующими?

-Какие птицы называются перелетными?

-Главное отличие птиц от животных?

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы были замечательными орнитологами. А вам понравилось быть орнитологами? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»

Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать  активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осенний листопад" (для детей подготовительной группы)

Занятие, имеющее своей целью научить детей выражать своё творческое начало и своё собственное "Я" через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.Основными з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Азбука безопасности» (для детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста)

формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Творческая мастерская» для детей подготовительной группы

Цель: создание условий для развития творческих способностей детейЗадачи закреплять знания о природном и рукотворном мире;закреплять умение анализировать и сравнивать;развивать воображение и выполнять ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Югорск будущего глазами детей" (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Югорск будущего глазами детей"(подготовительная группа)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Красная книга» Для детей подготовительной группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему:«Красная книга»для детей подготовительной группы Разработала: воспитатель I кв. категории Дрожжина Оксана Сергеевна...