Конспект НОД "Муравьи--наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Грицук Марина Николаевна

Формировать знания о муравьях, их образе жизни, о муравейнике.

Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.

Развивать эмоциональную отзывчивость интерес к жизни этих насекомых. Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_muravi_nashi_druzya.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Муравьи—наши друзья»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: Формировать знания о муравьях, их образе жизни, о муравейнике.

Задачи:

Обучающие: Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.

Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость интерес к жизни этих насекомых. Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять правила поведения в лесу. Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к муравьям, любознательность.

Словарная работа:

Активизация в речи слов: муравей – фуражир, муравей – строитель, муравей – охранник, санитары леса,

Закрепление в пассивном словаре слов: муравейник, гусеница, тля, насекомые, личинки,

Предварительная работа:

ОО «Познавательное развитие»: наблюдение на участке за муравьями, беседы с детьми, слайдовая презентация «Что мы знаем о муравьях»,

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Просмотр фильма «Кого пасут и доят муравьи»,  дидактические игры: «Части муравья», «Да-Нет», «Чем питается муравей»

ОО «Речевое развитие»: разгадывание загадок, Чтение и обсуждение произведения В. Бианки «Приключения муравьишки», пословиц и поговорок о муравьях. рассказом Л.Н. Толстого о случае из жизни муравьев "О муравьях".

ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: раскрашивание пластилином муравейника

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, плакат «Подземная часть муравейника», экологический знак «Не разоряйте муравейники»

Раздаточный материал: пластилин, доски для лепки, салфетки, природный материал

Оборудование: колонка с музыкой для игры.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

При входе на участок видим игрушечную собаку с письмом в зубах.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит на камне? (Письмо)

Воспитатель: Ребята, это письмо для вас.  Хотите узнать, от кого оно?

Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова, 
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник…
 (муравей.)

Воспитатель: Да, это письмо от муравья. Давайте почитаем!

«Дорогие ребята группы №4, как хорошо, что вы вышли на прогулку. Я простой муравей, злой паук заколдовал меня, превратил в невиданное насекомое, и  меня не узнают мои братья- муравьи и не пускают в наш дом. Помогите мне избавиться от чар.  Чтоб найти меня, пройдите по порядку по дорожке из камней» Ребята, поможем муравьишке? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях. Поиграем в игру «Да- Нет».

Муравей – это животное?

Муравей - это птица?

Муравей – это насекомое?

Муравей такой большой?

Муравей маленький?

Дом муравья - это нора?

У муравья четыре лапки?(ответы детей)

2.Основная часть.

Воспитатель: Молодцы, давайте обобщим: Муравей - маленькое насекомое, у него шесть лапок, живет в муравейнике. А еще у него, как и у всех насекомых, тело разделено на части, у муравья их три: голова, грудь, брюшко. Пойдем искать муравья.  Какая первая цифра? (записка, а там написано: поверните налево и идите до угла здания, затем опять поверните налево)

Воспитатель: Муравьи – это очень интересные насекомые, живущие огромной семьей. Они ведут активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Муравьи - организованные насекомые и каждый муравей трудится для всего муравейника. Муравей способен поднимать груз, в несколько раз больше его самого.

Живут муравьи в муравейниках. Каждый муравейник построен из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веток. Верхняя часть муравейника насыпная, а основная часть – подземная. Жилище не простое, в нем много входов и выходов, коридоров. В подземной части муравейника чистота и порядок. Вот как в загадках описывается муравейник:

1.На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

2.Лесные жители

Лучшие строители.

Ребятнёй кипучей

Дом построен самый лучший.

Из хвоинок, из иголок

Самый лучший в мире город.

Воспитатель: Смотрите, ребята,  какая это цифра, кто это у нас тут? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим: шесть лапок, усики-антенны, тело, разделенное на три части (голова, грудь, брюшко). Точно, муравей. Ребята, этот муравей мне на ушко сказал, что он муравей- «фуражир». Оказывается, в муравейнике у каждого жителя есть своя профессия. Что же делает муравей с такой интересной профессией «фуражир»? (предположения детей)

Воспитатель: Фураж –это зерно, которым кормят животных.  Еще эту профессию можно назвать муравей-добытчик. Он приносит в муравейник еду. А что же едят муравьи? (ответы детей)

Воспитатель: Да, муравьи едят плоды, семена трав, сок растений, грибы  и других насекомых. Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему. (ответы детей). Да, они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Пусть муравей –фуражир продолжает свою работу. Ну, а мы теперь давайте отдохнем:

Подвижная игра «Муравьи и слон».  Один водящий - слон, остальные муравьи.

Слон: «Пусть гуляют муравьи и танцуют от души». Дети танцуют,  как хотят. Слон: «Расшумелись муравьи,

             Надоели мне они.  

             Слон пошел гулять,

             Муравьев топтать!»

 Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать- дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона.

 Воспитатель: Поиграли, теперь пойдем дальше, какая у нас следующая цифра? (три). Еще один интересный муравей. Ребята, как вы думаете, что за профессия у этого муравья? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это муравей –солдат, он охраняет муравейник от других насекомых, захватывает новые территории. А как вы думаете, от кого муравей защищает своих товарищей? Кто в лесу питается муравьями? (ответы детей)

Воспитатель: Муравьев очень любят есть ежики, птицы, например, дятел или синичка, и даже такой большой зверь, как медведь, любит полакомиться муравьями, он засовывает лапу в муравейник, и когда на ней оказывается много муравьев, слизывает их.  (продолжайте идти до ели)

Воспитатель: Вот он камушек с цифрой четыре, а рядом муравей в каске… Какая же у него профессия? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, это муравей строитель. Что же он строит? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои дома муравьи?(ответы детей)

Воспитатель: Да, из веточек, иголочек, кусочков коры.  Муравьи много работают, и почти никогда не спят, у них на все хватает сил. Чтоб нам с вами тоже хватило сил,  давайте сделаем специальную «муравьиную зарядку»:

 Физкультминутка

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт. (Движения по тексту)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я вижу муравейник!!! Давайте подойдем и посмотрим….

Воспитатель: Смотрите, сверху муравейник покрыт иголочками  и веточками, такое покрытие защищает его во время плохой погоды.  Хотите посмотреть, как устроен муравейник внутри?

Ребята, как вы думаете, легко ли маленьким муравьям построить такой большой и сложный дом? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, им очень сложно, у них на это уходит много времени и сил. Поэтому нельзя разорять муравейники. Даже есть такой специальный знак, давайте его поставим рядом с нашим муравейником (Установка экологического знака).

Воспитатель: Ребята, нам же надо спасти муравьишку, у нас остался последний камушек с цифрой пять. Вот и он, а это что за странное существо рядом???

Воспитатель: Да, это и есть наш заколдованный муравей, мы можем его расколдовать и убрать все лишнее. Что у него не так? (по мере ответов детей лишние части убираются) ( Восемь лап вместо шести (закрепляем,  что у всех насекомых шесть лап));

Жало (уточняем,  у каких насекомых есть жало);

Не должно быть перьев (проговариваем, что перья только у птиц);

Лишняя часть ( напоминаем, что у муравья три части :голова, грудь и брюшко);

Крылья (Объясняем, что на самом деле можно встретить муравьев с крыльями: это будущие королевы, которые вылетели из гнезда чтоб найти жениха и место под новый муравейник, потом они эти крылья себе отгрызают. Но раз наш муравьишка не королева, крыльев у него не может быть.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ура, ребята! Мы спасли муравьишку и так много сегодня узнали про жизнь муравьев. Давайте вспомним, что интересного и нового мы про них узнали? А есть ли у муравьев враги? Главные враги муравьев – это кабаны. Но бывает, что и человек разрушает домики этих насекомых. Поэтому не разрушайте в лесу муравейники и не позволяйте это делать другим.  Муравьи -  полезные насекомые и нуждаются в нашей защите и охране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. Конспект "Помощь маленьким друзьям"

Конспект занятия по ручному труду в средней группе...

Конспект занятия "Мы - друзья природы"

Конспект занятия «Мы - друзья природы».Цель: Закрепить названия деревьев, установить зависимость их состояния от внешних условий.  Формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственно...

Конспект занятия «Мои друзья всегда со мной» (подготовительная группа)

Формирование опыта соци­ального взаимодействия....

Конспект занятия «Мои друзья всегда со мной» (подготовительная группа)

Формирование опыта соци­ального взаимодействия....

План- конспект "Птицы наши друзья"

Закрепить умения координировать речь с движениями. Формировать обобщенное предстовление о зимующих птицах. Упражнять умение отгадывать загадки....

Конспект НОД « Наши друзья рядом с нами! »

Цель данной непосредственной образовательной деятельности направленна на :Развиватие у детей социального поведение, навыков правильного общения. Развитие мышления, речи....

Конспект развлечения "Юные друзья пожарных"

Данное развлечение направлено на совершенствование знаний по противопожарной безопасности и раннюю профориетацию дошкольников. Использованы: художественное слово, подвижные игры, демострационный матер...