экспериментирование со льдом для подготовительной группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Тоняева Анастасия Александровна

 экспериментирование. знакомство детей со свойствами льда, создать условия для формирования  у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_-otkrytoe.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию

со льдом

для подготовительной группы

Воспитатель:

Тоняева А.А.


Цель занятия: познакомить детей со свойствами льда, создать условия для формирования  у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

      1. Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.

  2. Формировать представление о природном явлении – льде.

Формировать знания о технике безопасности на льду зимой и весной.

   

Оборудование: иллюстрации, изображающие явления неживой природы, дидактическая игра «Явления неживой природы», молоточек, форма для льда, пакет с солью, льдом , конверт,нитка,

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами превратимся в ученых-экспериментаторов и будем проводить интересные опыты, а вот над чем, попробуйте угадать, послушав мою загадку.

Сам вода, да по воде плывет. Что это?

Дети: Лёд!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Это действительно лёд! Всем детям, несомненно, нравится лед, который зимой дарит столько радости.  В природе лед встречается там, где холодно. И это неспроста. Оказывается, что такое известное вещество, как вода, при охлаждении до определенной температуры затвердевает и превращается в лед. Итак, лед – это замерзшая вода. Когда наступает зима, поверхность рек и озер покрывается льдом.

Почему лед не тонет в воде?
По какой причине мы наблюдаем лед именно на поверхности воды, а не где-то в глубине? Причина в том, что плотность льда меньше, чем у воды. За счет меньшей плотности лед легче воды и плавает на ее поверхности.

Изменение плотности во время превращения воды в лед порождает интересные эффекты. Например, стеклянную бутылку с водой, выставленную на мороз, разрывает на части, когда вода в бутылке превращается в лед. Поэтому следует быть осторожным при охлаждении напитков на морозе.

Почему лед скользкий?
А почему же лед скользкий? На этот вопрос знают ответ ученые-физики. Они объясняют, что при давлении на поверхность льда (когда мы наступаем на лед ногой или катимся по нему на коньках) лед немного плавится и возникает тонкая водяная пленка, которая и обеспечивает скольжение.

Свойство льда – скользкость — очень нравится всем детям. Как здорово зимой скатиться с высокой ледяной горки, покататься на катке на фигурных коньках или поиграть в хоккей!

Всегда ли тает лед?

В нашем сознании лед неразрывно связан с зимой. А есть ли места на нашей планете Земля, где лед не тает никогда? Да, такие места есть. Это ледники, которые находятся на вершинах высоких гор и в полярных областях Земли — в Арктике и в Антарктиде. Причем наибольшие запасы льда накоплены именно в ледниках Антарктиды, где толщина льда местами достигает четырех километров!

Ледники, соприкасающиеся с океаном, рождают айсберги. Айсберг – это часть ледника, отколовшаяся от него и свободно плавающая в океане. Айсберги представляют определенную опасность для мореплавателей.

Правила безопасности на льду

ВОСПИТАТЕЛЬ: Зимой и особенно весной важно помнить о правилах безопасности на льду:

  • выходить на лед без разрешения взрослых НЕЛЬЗЯ!
  • спускайтесь на лед там, где нет промоин или вмерзших в лед кустов, водорослей;
  • лед может быть непрочным около стока вод, например, стока с завода или фабрики;
  • на замерзшей речке или пруду надо обходить сугробы и места, где много снега;

если ты собираешься перейти речку в сомнительном месте, нужно проверять прочность льда палкой. Если при ударе начинает проступать вода, значит лед непрочен и нужно немедленно идти назад. причем первые шаги надо делать, не отрывая подошвы ото льда – осторожно скользить назад.

Запомни самое главное:

Выбираться надо в ту сторону, откуда пришел. Лед там проверен твоими же ногами.

на лед надо наползать, стараясь не ломать кромку. Широко раскидывай руки. Сначала лед может ломаться. Пусть это не приводит тебя в отчаяние. Ты знаешь, что это бывает, поэтому не сдавайся. Надо наползать на кромку снова и снова. Очень важно не погрузиться в воду с головой!

Если рядом есть люди, зови на помощь. Но сам не прекращай бороться – время терять нельзя

Выбравшись на лед, от полыньи надо откатиться, а потом ползти по своим следам к берегу.

оказавшись на берегу, надо сразу попытаться переодеться в сухое и согреться. как это сделать, тебе придется решать самому – может быть, побежать к ближаейшему дому. Но надо знать наверняка – пока ты не в тепле, нельзя останавливаться и отдыхать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы поговорили с вами о свойствах льда, о правилах безопасности на нем. А теперь пришло время перейти к нашим экспериментам!

Эксперименты

Воспитатель приглашает детей к столу

1.Положив льдинку в тазик.  

Воспитатель:

- Ребята, что лежит в тазике?  

(ответы детей)

- Какой он?

(ответы детей)

 - Дотроньтесь до него рукой.

Воспитатель:

- Что почувствовали ваши ручки, какими они стали?

(ответы детей)

- А что еще можно сказать про лёд?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, согнуть кусочек льда, постучать по нему.

2. Опыт «В какой воде лед быстрее растает?»

Ход опыта

Дети, у нас на столе две миски с водой. Давайте обследуем, какая вода в каждой миске? Дети опускают пальчик в одну миску и в другую и делают вывод-в красной миске горячая, в синей-холодная. А теперь возьмите кубики льда и бросьте в горячую воду и в холодную. Посмотрите, в какой воде лед быстрее растаял-в горячей или в холодной? (В горячей) Ребята делают вывод.

Ну что, ребята, в какой воде лед быстрее растаял? (В горячей воде лед быстрее растаял, чем в холодной.).

Физкультминутка

ВОСПИТАТЕЛЬ: Наши юные ученые, сейчас я предлагаю немного передохнуть  и заняться морозной гимнастикой!

В наших тоненьких сапожках

Мы потопаем немножко,

Руки тоже мы согреем

И похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились!

3 Лед и соль

Нам понадобятся:

Кубики льда, соль

Ход эксперимента:

Спросите малыша, знает ли он, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.

Дети проводят эксперимент.

Вывод: Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов (конкретный показатель зависит от концентрации соли в растворе: например, солевой раствор 10% замерзает при температуре -6 градусов, а 20% при -16). Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.

4 Ледяная рыбалка

Нам понадобятся:

Кусочек льда и нитка.

Ход эксперимента:

Скажите ребенку, что будете с ним играть в ледяную рыбалку. Да, да, в ледяную, а не подледную  Дайте ему в руки ниточку (ее лучше предварительно смочить водой) и объясните, что его задача поймать лед на эту удочку без помощи рук и других приспособлений. 

Достаньте кубик льда из холодильника. Как можно скорее, пока лед совершенно сухой и не стал подтаивать, прикоснитесь к нему ниткой и подержите ее на льдинке полминутки - она примерзнет, и льдинку можно будет вытащить за нитку, как рыбку из воды. Точно так же можно "ловить" один кусочек льда на другой. Надо только прижать их к друг другу на полминуты - и они примерзнут друг к другу. Предложите малышу построить вот такую вот пирамиду из кубиков льда.

Дети проводят эксперимент.

Вывод: Происходит это потому, что лед очень холодный. На его поверхности температура ниже 0 градусов. И вода на мокрой нитке от соприкосновения со льдом тоже замерзает, "приклеиваясь" к кусочку льда. Но делать это надо быстро: пока лед сухой. Как только он чуть подтает, он покроется тоненькой пленкой воды, температура которой уже недостаточна для того, чтобы нитка примерзала. 

 

Сюрпризный момент достань игрушку  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД познавательного типа с элементами экспериментирования " Где ночует Солнце?" подготовительная группа.

НОД для детей подготовительной группы с использованием ИКТ и элементов экспериментирования....

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования "Наша спутница вода" подготовительная группа

Цель: Подведение детей к решению проблемы: как помочь загрязнённой реке.Задачи.Научить понимать необходимость бережного отношения к воде и последствия экологически неграмотного поведения.Прививат...

Презентация по теме: "Уголок экспериментирования в старшей и подготовительной группе".

В материале содержится информация о том, как организовать уголок экспериментирования в старшей и подготовительной к школе группе....

Фотоотчет «Экспериментирование и природа» в подготовительной группе

Фотоотчет поможет воспитателям подготовительных групп в создании условий для экспериментальной деятельности в подготовительной группе....

Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе на тему "Жизнь растений"

Цель: Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем гр...

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности со снегом и льдом в подготовительной группе «Эксперименты на прогулке зимой».

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности со снегом и льдом в подготовительной группе         «Эксперименты на прогулке зимой».Цель: фор...