Птицы/что мы о них знаем
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

 

Программное содержание:

- уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих, перелетных, домашних);

- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять сходства и различия между ними;

- вызвать у детей активное сочувствие к зимующим птицам, желание оказывать им посильную помощь;

- развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение;

- стимулировать применение полных предложений;

- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия-тема-ПТИЦЫ800.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "ПТИЦЫ"

В логопедической группе № 8 «Звёздочки» прошла тематическая неделя «Птицы». В рамках недели, воспитатели группы вместе с учителем -логопедом, закрепляли знания детей о пернатых друзьях в разных видах деятельности и формах работы.

Рассматривание иллюстративного материала, картин очень увлекло ребят в мир пернатых друзей. Дети вспоминали места обитания, повадки, особенности жизни разных видов птиц, узнали о профессии орнитолога. В ходе образовательной деятельности на тему «Кто как летает» уточнили представления детей о приспособленности птиц к полету по воздуху; о значении перьевого покрова для теплорегуляции. На занятиях по продуктивным видам деятельности дети воплощали в художественной форме свои знания, представления о перелетных птицах в рисунках, лепке, аппликации. Играли в разнообразные дидактические игры: «У кого кто?» - на формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц; «Что умеют делать птицы?» - упражнение детей в употреблении в речи слов –действий; «Один - много» - упражнение в образовании множественного числа. «Назови одним словом» - формирование умения образовывать сложные слова (например, «У соловья звонкий голос, поэтому его называют … звонкоголосым») В течение недели дети проявили свой познавательный интерес к жизни птиц, любознательность и активность.

Конспект

НОД с детьми логопедической группы «Звёздочки»

подготовила и провела – Е.С. Донченко

Образовательная  область «Познание». Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

«Что мы знаем о птицах?»

Программное содержание:

- уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих, перелетных, домашних);

- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять сходства и различия между ними;

- вызвать у детей активное сочувствие к зимующим птицам, желание оказывать им посильную помощь;

- развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение;

- стимулировать применение полных предложений;

- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:  Иллюстрации птиц, наборы разрезных картинок; запись пения птиц в лесу; дидактические игры, конверт

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах; загадывание загадок; рассматривание книжных иллюстраций.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель в кругу с детьми. 

Психогимнастика:

 Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Сегодня придя в детский сад, я нашла у себя на столе письмо. Интересно от кого оно! Как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте откроем его и прочтём.

Воспитатель открывает и читает письмо.

Воспитатель:

«Дорогие ребята! Мы приглашаем вас к себе в гости в наш удивительный мир». Нас приглашают в гости, а кто, не написано, подписи нет.

Воспитатель заглядывает в конверт.

Воспитатель: Смотрите там, что - то ещё лежит!

Воспитатель достаёт из конверта перышко, показывает детям.

Воспитатель: Здесь перо. Как вы думаете от кого это письмо?  

Дети: Это письмо от птиц.                   

Воспитатель: Значит, это птицы приглашают нас к себе в гости. Пойдём?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а как же мы с вами попадем к птицам? (Ответы детей)

Воспитатель: А перышко то волшебное. Сейчас мы с вами закроем глаза, скажем волшебные слова:

«Раз, два, три – волшебное перышко к птицам нас перенеси!» и попадём к ним.

Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.

Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались у птиц в гостях в их удивительном мире.

Звучит фонограмма «голосов» птиц.

Воспитатель: Ребята, что вы слышите? Кто это нас встречает весёлым пением?

Дети: Нас встречают птицы. Они приготовили нам задания.

(Ёлка. На ней задания для детей. Шишки. )

Воспитатель: Птички хотят, чтобы мы угадали про них загадки

1.загадки

1.Он - певец лесной,
И солист ночной;
Горлышко трясется
Песенка несется.
(Соловей)

2.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет.
(Скворец)

3.Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила.
(Кукушка)

4. Как вокруг похолодает,

Они в город прилетают.

Желтой грудкой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Всем знакомы эти птицы,

Называются… (Синицы)

5. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири)

2.Дидактическая игра «Распредели птиц по месту обитания».

- Послушайте внимательно следующее задание: каждая команда должна расселить птиц по месту обитания.

- У нас на столах лежат иллюстрации птиц и названия мест их обитания. Я буду вызывать по одному ребёнку из команды, который должен поселить птицу в свою среду. За каждый правильный ответ, участник получит фишку в копилку своей команды.

Лес: глухарь, тетерев, поползень, клёст, дятел, филин, сова.

Водоёмы: утки, лебеди, гуси, цапли.

Город: синица, воробей, ворона, голуби.

Горы: орлы, ястребы.

Домашние: куры, индюки

- Молодцы, справились с заданием.

3. Опыт. Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему птица летает, а человек нет?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель предлагает провести опыт. Он демонстрирует падение 2-х листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик.

Воспитатель: - Почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист – медленно парит?

Дети высказывают предположения. Воспитатель объясняет опыт.

Воспитатель: - Гладкий и широкий лист при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Так и птица. В полете она расправляет свои крылья и хвост, они становятся больше самой птицы, и их форма, перья позволяют птице лететь, опираясь на воздух.

Давайте, мы тоже сейчас полетаем.

4. Физкультминутка: Игра на внимание «Прилетели птицы»

(Воспитатель говорит названия птиц, дети машут руками, изображая крылья птиц, а если слышат название насекомого, то присаживаются и закрывают глаза.)

 Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, воробьи, пчелы, снегири…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, снегири, вороны, кузнечики…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, бабочки, вороны, дятлы…

4. Блиц-опрос». Игра с мячом. (Дети стоят полукругом)

- Какое сейчас время года? (Ответы детей)

- Назови зимние месяцы? (Ответы детей)

-Рассмотрите изображение птиц, скажите какие у них есть части тела (У птиц есть голова, два крыла, две лапы, есть клюв и тело покрытое перьями)

- Куда птицы улетают осенью? (На юг, в тёплые края)

- Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелётные)

- Назовите перелётных птиц? (Галка, стрижи, журавль, кукушка, лебедь, утка, гуси, скворец, грач.

-Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (зимующие)

Воспитатель: Давайте поможем птицам и

разделим их на две группы. Перелётных птиц поместим на поляну с солнышком, а зимующих – на поляну со снежинкой. Игра «Перелёт птиц»

Дети берут по одной птице и прикрепляют их на соответствующую «поляну».

5. Игра «Птицы и птенцы»:

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Птицы и птенцы». Я буду говорить название птицы, а вы называть ее птенца.

Галка - …галчонок,

Ворона -…вороненок,

Сова -…совенок,

Курица - …цыпленок,

Пингвин -…пингвиненок,

Страус -…страусенок,

Гусь - …гусенок.

 Кукушка - кукушонок.

Утка - утенок

6.Пальчиковая игра.

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали                

Аист, цапли, журавли

(Машем руками

Ладонь «козырьком» ко лбу

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

Песня «Птичка, птичка, прилетай»

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам, к нам.

Маленькой птичке

Зернышек я дам, дам, дам.

Маленькая птичка

Зернышки клюет, клюет.

Маленькая птичка

Песенки поет, поет.

7.Игра «Чем накормим птиц. Воспитатель просит подойти детей к столу.

- Дети посмотрите и скажите, что лежит на тарелочках? (Карточки с изображением: зерна, конфет, семечек, чипсов, сала, кусочки белого хлеба, жвачки, ягоды рябины и т.д.)

-Как эти предметы можно назвать, одним словом? (Продукты)

-Давайте выберем только те продукты, которые очень любят птицы.

Дети рассматривают, выбирают и называют продукты.

-Молодцы! Эти продукты и будут являться нашим кормом для наших птиц.

Воспитатель: Правильно. Птицы просят помощи у человека.

А как люди помогают птицам? Как мы с вами помогаем птицам?

Дети: - Люди делают и развешивают кормушки, кормят птиц. Это доброе дело людей, любящих природу.

А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.    

   

8.Практическая часть.  Воспитатель: Давайте мы тоже приготовим для них кормушки. Воспитатель объясняет детям, как сделать кормушки. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Как много кормушек у нас получилось. Молодцы!

Какие добрые вы ребята. Выходите из-за столов, подходите ко мне.

Дети выходят из-за столов, подходят к воспитателю.

Воспитатель: Вот и побывали мы в гостях у птиц, много разных птиц увидели, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Возьмём волшебное перышко, закроем глаза, скажем волшебные слова:

 «Раз, два, три – волшебное перышко в детский сад нас перенеси!».

Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.

Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались в детском саду.

Дети с помощью воспитателя подводят итог занятия.

  • О ком мы разговаривали на занятии? (О птицах)
  • О каких птицах? (О зимующих и перелетных)
  • Что помогает птице летать? (Форма крыльев, хвоста. Воздух. Легкий вес птицы)
  • Когда нужно помогать птицам? (Зимой)
  • Какое доброе дело для пернатых друзей вы сделали сегодня? (Сделали кормушки)

 Рефлексия:

-Ребята, если в вашем сердце появилось немного тепла и заботы о птицах, желание им помогать, возьмите себе красное сердечко. Если нет синее.

В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»:

Прокормите птиц зимой, чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть одна нужна.

Горсть одна — и не страшна   будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

 

 





 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем о птицах

Интегрированное познавательное занятие по теме "Птицы"...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Что мы знаем о птицах?»

Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности  по примерной основной  общеобразовательной программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова).Обра...

Беседа "Что мы знаем о птицах"

Во время беседы дети вспомнили загадки птицах, составляли рассказы о знакомых птицах, познакомились с новой птицей - свиристель, рассказывали о том, как ухаживают в уголке природы за попугаем. Дети...

Познавательная игра для детей и их родителей: "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ?"

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....

Тема: «Что мы знаем о птицах?»

Моделирование в обучении занимает особое место, т.к. помогает лучше, чем другие средства наглядности абстрагировать существованные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а знач...

Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посред...