Животные жарких стран
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Цель:   Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

Задачи: 
    Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой   обитания: пустыня, саванна, тропики.

Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.

Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Настраивать детей друг на друга , создавать положительный фон в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл животные ЖАРКИХ стран127.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

Тематическая неделя "Животные жарких стран" прошла в логопедической группе "Звездочки". В течение недели ребята знакомились с животными, играли в игры, рисовали, раскрашивали, отгадывали загадки.

Я  провела дидактические игры: «Угадай животное», «Обитатели жарких стран» и подвижные игры по данной теме. С помощью энциклопедии о животных ребята узнали о том, почему верблюда называют «кораблем пустыни», почему жираф спит стоя и зачем тигру и зебре полоски. Интересно и увлекательно прошло занятие, на котором ребята, с помощью техники оригами создали игрушку-слоника. Дети проявили огромный интерес и активность в познании нового.  Так же ребята играли в речевые игры: «Назови детеныша», «Сколько было, сколько стало», «Сколько звуков и слогов», «Произнеси правильно». Составляли описательные рассказы о животных по мнемотаблице, отгадывали и придумывали загадки по изучаемой теме. Также порассуждали, зачем нужно беречь животных жарких стран, таких как: слоны, львы, гепарды, носороги, обезьяны и почему они занесены в Красную Книгу. Узнали, какую важную роль играют животные для природного баланса и каким образом люди оберегают их от исчезновения. Особое внимание уделили тиграм. Поговорили о Всемирной программе защиты тигров.

Конспект интегрированного занятия для детей логопедической группы

 по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Подготовила и провела: Донченко Е.С.



Цель:   Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

Задачи: 
   Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой     обитания: пустыня, саванна, тропики.

Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.

Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Настраивать детей друг на друга , создавать положительный фон в группе.

Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон принес мне загадочное письмо. Оно адресовано вашей группе. Давайте его прочтём:
Письмо
Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матросски он чихнул,
По-матросски разбежался
И … солдатиком нырнул.
        Здравствуйте ребята, вы наверное поняли кто вам пишет. Это я капитан дальнего плавания и я очень люблю путешествовать, и я решил сегодня отправиться в Африку.   Хотите я и вас с собой возьму?  
- Скажите какое время года сейчас? (Весна)
Да, за окном весна, но, мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело.
Ребята, а попробуйте сами найти Африку на карте.
(Показ детей)
А, что это (глобус), а давайте посмотрим есть ли Африка на глобусе? (есть)
Посмотрите, а что это вокруг нее синего цвета? (Вода)
-А как нам до нее добраться? На чем нам туда можно по ехать? (на корабле)
- Правильно вот наш корабль. ДАВАЙТЕ МЫ ПРЕВРАТИМСЯ В МОРЯКОВ. Ну, что готовы? Все на корабль. 
-Занимайте места вставайте по три человека в ряд.
-Послушайте какой есть хороший стих про Африку
“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.
- Вот мы и приготовились к нашему путешествию.
-Послушайте наш маршрут:
“Доплывем до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре,
Поглядим Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо.
И назад по Лимпопо»
-И так в путь.
Плывем под песню «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова/
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Вот мы и добрались до Африки. 
С ходим с нашего корабля. Садимся на стулья.
Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета.
Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.
Африка делиться пустыня, тропики, саванна, 
Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)
Совершим небольшую прогулку по пустыне. 
- Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море?
- вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое. 
-Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать пустынное море и посмотрим как движется песок когда дует ветер.
- А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.
Как же они обходятся без воды? (ответы)
У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.
Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей).
Кажется, в пустыне не может быть животных.
Но есть одно очень выносливое животное которое живет в пустыне, послушайте мою загадку и отгадайте оком она?
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)
Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)
Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. 
Почему им не жарко в пустыне?
(Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).
Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. 
Давайте отправимся дальше.
Садитесь на верблюдов, поедем дальше. (имитация поездки, аудиозапись)
Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации).
- Давайте слезем с наших верблюдов.
Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады
Ребята, давайте отдохнем на берегу озера! (да)
Давайте искупаемся, (под релаксационную музыку – купание)
- ну, что отдохнули? Садимся на верблюдов и едем дальше.
Ребята, пустыня осталась позади.
Впереди - Африканская саванна
Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы.
Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.
- Давайте слезем с наших верблюдов и отпустим их пастись.
Ну вот мы с вами и в саванне, послышался грозный рык. (Аудиозапись)
Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).
Это царь зверей – лев.
 Ребята лев может быть незаметным, так - как он прячется  среди желтой сухой травы.
Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.
Как же животные спасаются от хищников? Например зебры. (быстро бегают)
Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра).
Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.
Что делать зебре? (защищаться)
Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.
Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.
-Давайте и мы с вами превратимся в зебр и нарисуем на себе много полосок?
- Посмотрите кто это идет к нам?
Воспитатель:
“Тут входит голову задрав 
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав 
А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного).
В саванне живет самое высокое животное на земле.
Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги).
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом.
Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
- А хотите мы и в жирафов превратимся? посмотрите у него тоже интересный окрас.
В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: 
“И петь не поет
И летать не летает…
За что же народ 
Его птицей считает?” (Б.Заходер)
Кто же это? (страус) 
Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем).А еще у страусов есть одна интересная особенность он когда боится прячет голову в песок.
“Есть очень много рогачей 
В зоопарке и в лесу 
У всех рога на голове 
А у него лишь на носу”(носорог, показать)
Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. 
А что у него на лбу? (рог)
А вот Африканские гиганты.
Узнали вы их? (слоны, показать)
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет).
Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Африканский теремок»
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных животный Африки. По одной карточке на каждого участника.  Один из игроков назначается  хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку  и просятся к нему в домик (на примере сказк):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Лев. А ты кто?
- А я - Жираф. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
У меня есть тоже хвост. 
Зебра
Носорог
Слон
Страус
А в каком уголке Африки мы еще не были. Были в пустыне были в саванне были, 
-Правильно тропики. В тропиках живет много обезьян, почему? ( да правильно обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые. Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму , цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь.
А наше путешествие продолжается.
- Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом? (показываю горы)
Это – Килиманджаро. (показываю на карте). В переводе с суахили это язык народов Африки, сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает.
Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.
“А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит…” (крокодил) (показать)
-В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные.
По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.
Ну, что засиделись? Давайте немного отдохнем?

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф 


(руки вверх, потягивание).
У меня над головой 


(наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист 


(руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места). 


Ой, ребята, пока мы здесь с вами беседовали. все звери спрятались и оставили только свои фотографии на память.
-Что - же видимо пара нам возвращаться домой, в детский сад?
- Садимся в наш корабль, занимаем свои места и в путь.
- Вот мы и прибыли в детский сад, до свидания ребята, (до свидания)
Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)
А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).
Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)
Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)
У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)
У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)
Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)
Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда..(вырыл)
И передвигаются все по-разному.
Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)
А носорог? (ходит)
А черепаха? (ползает)

ИТОГ:
Скажите, понравилось вам путешествие?
Ребята, я сейчас вам раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить следующие предложения. Если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную. Итак, начали:
Мы сегодня путешествовали в Австралии. 
Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна.
В Саване  есть гигантские деревья – баобабы.
Африка – это царство холода.


Ну, что ребята молодцы!


На этом наше путешествие закончилось. До свидания!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Конспект НОД по развитию логического мышления детей старшей группы. Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран».2014 г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы.Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран»...

Тема недели: Зоопарк. Животные жарких стран. Животные Севера.

Лексические игры и упражнения для развития и активизации словаря....

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Тема: ЗООПАРК (обобщающее занятие по темам: домашние и дикие животные, животные жарких стран).

Представлен конспект занятия в средней группе по развитию связной речи. Данное занятие знакомит с методами и формами работы с детьми с ОВЗ....

Календарно-тематическое планирование в средней группе "Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому климату"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ АПРЕЛЬ 2020Тема III недели: Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому...

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...