Проект по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы "Сказочный мир театра"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Грачева Юлия Геннадьевна

Данный проект направлен на расширение представлений детей о театре, его видах; на создание благоприятных условий для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности; на развитие речи детей логопедической группы. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Куриловский детский сад комбинированного вида «Звездочка»

Проект по театрализованной деятельности

с детьми подготовительной группы

 «Сказочный мир театра»

 

           C:\Users\Alexander\Downloads\88577246_large_17.png                               Составили: воспитатели                                                          

                                                                                  группы «Кораблик»

                                                                                               Грачева Ю.Г., Глотова О.Н.

                                                      Г.о. Серпухов, 2021

  • По количеству участников: групповой
  • По продолжительности: среднесрочный
  • Участники проекта: дети, педагоги, родители подготовительной компенсирующей группы «Кораблик»
  • Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
  • Сроки реализации проекта: 06.11.2021г. по 30.11.2021 г.

Проблема, на решение которой направлен проект:

      Недостаточное внимание к театру как средству воспитания детей, поверхностные знания детей о театре, его видах, несформированные умения детей в «актерском мастерстве» свидетельствуют о том, что мир театра несправедливо забыт.

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

      Поэтому, мы считаем, реализация данного проекта, позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Актуальность

     Театральная деятельность в нашем детском саду является частью приоритетного направления, перед нами возникла необходимость скоординировать планирование нескольких видов деятельности: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игра, клубная работа, работа с родителями. Эти действия обеспечат системность работы в данном направлении. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Театрализованная деятельность в детском саду и дома – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Театрализованная деятельность является интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогает не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполняется новым содержанием.

Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.

Постановка проблемы: если привлечь, родителей к посещению театров и создать условия для подготовки театрализованных представлений в ДОУ, то у детей появится интерес к театральной деятельности, сформируются знания о театре.

Проблема: поверхностные знания и недостаточное внимание детей и родителей к театру и театрализованной деятельности.

Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи для реализации данного проекта.

Новизна проекта:

      Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности, результатом которой является инсценировка сказки «Умные руки» В. Сутеева.

 Цель:

Формирование у детей интереса к современной театральной деятельности, приобщение детей к театральному искусству, развитие у детей артистических способностей.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о театре, его видах; атрибутах, костюмах, о людях, которые работают в театре, об артистах.
  2. Вызвать интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности.
  3. Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  4. Продолжать развивать речь детей, расширять словарный запас, побуждать понимать содержание кукольных спектаклей, формировать интонационную выразительность речи.
  5. Развивать мелкую моторику, знакомить с приемами кукловождения пальчикового, перчаточного театра, театра теней, настольного театра.
  6. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности.
  7. Совершенствовать артистические навыки.
  8. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни МДОУ.
  9. Воспитывать способность и положительное отношение к сценическому

          искусству, желание выступать и умение быть слушателем.

Формы организации проекта:

Консультации для родителей, беседы с детьми, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-беседы, театрализованные игры, инсценировки сказок, песен, стихотворений, художественное творчество детей, просмотры презентаций, фотографий, иллюстраций, художественное творчество детей и родителей.

Основные принципы реализации проекта:

  1. Принцип создания развивающей среды – создание в группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
  2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
  3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
  4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
  5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Виды деятельности:

Игровая, двигательная, экспериментальная, трудовая, продуктивная, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, чтение (восприятие художественной литературы)

Методы работы с детьми

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта.

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта.

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Предполагаемый результат:

  • Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству.
  • Речь детей более развита (обогащен словарь, сформировано умение четкое).
  • Детьми освоены первичные навыки в области театрального искусства.
  • Обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, видах театра, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.
  • Возросло желание родителей заниматься театрализованной деятельностью дома, посещать театр.
  • Увлеченное использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актерского мастерства».

Взаимодействие с родителями

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

  •   Обращение к родителям стать активными участниками данного    проекта.
  • Консультации: «Значение театра в жизни ребенка», «Театральная деятельность в детском саду».
  • Наглядная информация: папка «Домашний кукольный театр», памятки: «Собираемся в театр», «Организация театрализованной деятельности в семье», рекомендации «Театр и родители».
  • Анкетирование «Театр в жизни вашего ребенка»
  • Изготовление сказочных героев из разных материалов (природного материала, пластилина, ткани, папье-маше и др.)
  • Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации сказки В. Сутеева «Умные руки»
  • Посещение театра театрализованных представлений всей семьей.
  • Создание лэпбука «Театр»

Совместная деятельность с детьми:

  • Чтение стихотворений: Н. Соколова «Театр кукол», Т. Григорьева «Волшебный мир-театр», С.Я. Маршак «В театре для детей», А. Барто «Квартет», «В театре»
  • Обсуждение прочитанных произведений.
  • Игры-имитации, игры-драматизации, игры-ситуации, импровизации, обыгрывание мимикой и пантомимикой героев «Угадай героя».
  • Игровая деятельность: подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, речевые игры, театрализованные игры,
  • Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере «Снегурочка», к балету «Щелкунчик».
  • Этюды, упражнения, разыгрывание сценок.
  • Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка».
  • Презентации: «Виды театров», «Что такое театр?»
  • Художественное творчество детей (аппликация, лепка, рисование), конструирование (оригами,
  • Отгадывание театральных загадок.
  • Экспериментирование «Из чего можно сделать яичко», «Исследование материалов».
  • Моделирование сказок с использованием мнемотаблиц.
  • Проблемная ситуация «Почему Колобок круглый», «Что было бы, если колобок был квадратным».
  • Просмотр театрализованных представлений в ДОУ.
  • Использование различных видов театра.
  • Организация и проведение образовательной деятельности
  • Распределение ролей, заучивание диалогов героев сказки В. Сутеева «Умные руки».
  • Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке
  • Беседы «Знакомство с театром»:
  • Как вести себя в театре;
  • Культура поведения в театре;
  • Самые лучшие театры мира;
  • Самые необычные театры мира;
  • Театральные профессии.

Материально-техническое и методическое обеспечение проекта:

  1. Мультимедийная аппаратура: компьютер, музыкальный центр, интерактивная доска.
  2. Презентации о театре.
  3. Музыкальный и литературный материал (фонограммы, видео, подборка аудиоматериала с записями песен из сказок).
  4. Детская художественная и методическая литература.
  5. Конспекты ОД, бесед с детьми и родителями.
  6. Различные виды театров (конусный, настольный, пальчиковый и др).
  7. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  8. Маски, элементы костюмов, используемых в процессе игр-драматизаций.
  9. Раздаточный материал, наглядные пособия, иллюстративный материал к сказкам, фотографии различных видов театров.
  10. Материал для продуктивной деятельности.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап проекта:
  • Определение темы проекта.
  • Составление плана работы.
  • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта:

Что мы знаем о театре?

Театр – это большое, красивое здание, там показывают спектакли. В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях. Спектакли бывают детские и для взрослых. Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.).

Что мы хотим узнать?

Какие еще бывают театры, чем они отличаются?

Как артисты готовятся к постановке спектакля?

Трудно ли быть артистом?

Кто работает в театре и помогает ставить спектакли?

Как зрители узнают, какой будет спектакль?

Что такое декорации?

Что сделать, чтобы узнать?

С помощью родителей поискать в интернете.

Спросить у мамы и папы.

Сходить с родителями в театр.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Работа с родителями

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная, игровая, трудовая

Беседы из цикла «Знакомство с театром», д/и «Угадай кто?», «Назови сказку», «Найди ошибки художника» ,пазлы. С/р игры «В театре», «Поездка в кукольный театр», «Мы готовим представление». П/и «Хитрая лиса», «Где мы были, мы не скажем», «Изобрази героя сказки», рассказы из личного опыта, «Рифмованные движения», игры-этюды, упражнения на развитие речи, на общение, игры-драматизации по сказкам, стихотворениям, игровая ситуация «Поможем навести порядок в гримерной», знакомство с театральными профессиями.

Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Помощь в изготовлении атрибутов к играм-драматизациям

Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о театре

Привлечение родителей к изготовлению сказочных героев из разных материалов

 

Совместное творчество с родителями «Мой любимый сказочный герой», 

Памятки и рекомендации для родителей

Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации сказки В. Сутеева «Умные руки».

Посещение театра, театрализованных представлений всей семьей.

Помощь в создании лэпбука «Театр»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, музыкальная, изобразительная

Изготовление билетов для с/р игры, афиш для игр-драматизаций, рисование «Нарисуй любимую сказку», по сказке «Умные руки», аппликация «Мой любимый герой», лепка из соленого теста «Забавные зверушки», выставка рисунков, поделок. Украшение декораций, костюмов. Слушание музыкальных произведений.

Познавательное развитие

Экспериментальная, познавательно-поисковая, коммуникативная

Экспериментирование «Из чего можно сделать яичко», «Исследование материалов», ОД «Театральная страна», «Театральная площадь» занятия-беседы «Виды театра», «Театральная азбука». Рассматривание фотографий, иллюстраций о театре, посещение спектаклей. Просмотр презентаций «Виды театров», «Что такое театр». Проблемная ситуация «Почему Колобок круглый», «Что было бы если, колобок был квадратным»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Теремок»        «Рукавичка», «Волк и лиса», «Снегурочка», А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки), В. Сутеев «Умные руки, «Красная шапочка», «Малыш и Карлсон».

Чтение

стихотворений: Н. Соколова «Театр кукол», Т. Григорьева «Волшебный мир-театр», С.Я. Маршак «В театре для детей», А. Барто «Квартет», «В театре»

Обсуждение прочитанных произведений, драматизация сказок, стихотворений, выставка детских книг, показ настольных театров, инсценировка сказок.

Физическое развитие

Двигательная

П/и «Хитрая лиса», «Где мы были, мы не скажем», «Изобрази героя сказки», Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи как ходит мишка, лисичка…»

Рассмотреть иллюстрации.

  • Анкетирование родителей.
  • Наблюдение за детской театрализованной деятельностью-выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам.
  • Подбор наглядного материала, подготовка презентаций

  1. Основной этап проекта:
  • Разработать перспективный план работы по проекту.
  • Подготовить информацию для родителей по темам:
  • Консультации: «Значение театра в жизни ребенка»,

«Театральная     деятельность в детском саду».

  • Наглядная информация: папка «Домашний кукольный театр».
  • Памятки: «Собираемся в театр», «Организация театрализованной деятельности в семье».
  • Рекомендации «Театр и родители».
  • Анкетирование «Театр в жизни вашего ребенка».
  • Чтение детям сказок, стихотворений. Беседа – рассуждение.
  • Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий по теме проекта.
  • Изготовление масок.
  • Оформление театрального уголка.
  • Проведение театрализованных игр, драматизаций, инсценировок.
  • Проведение образовательной деятельности, бесед по данной теме.
  • Изготовление сказочных героев из разных материалов (природного материала, пластилина, ткани, папье-маше и др.)
  • Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации сказки В. Сутеева «Умные руки»
  1. Реализация проекта

Интеграция образовательных областей по теме: «Сказочный мир театра»

                             

Заключительный этап проекта

Конечный продукт проекта:

  1. Методические разработки НОД, бесед, консультаций.
  2. Оформление лэпбука «Театр».
  3. Драматизация сказки В. Сутеева «Умные руки»

Форма презентации проекта:

  1. Лэпбук «Театр»
  2. Драматизация сказки В. Сутеева «Умные руки»

Вывод. 

Проект оказался интересным и полезным для детей и родителей. 

В результате работы над проектом «Волшебный мир театра»:
1. У детей сформировался интерес к миру театра, театрально-игровой деятельности. 
2. Дети активно, с желанием участвуют в театрализованных постановках: выступают перед родителями, артистами театра, малышами из других групп.
3. Обновлена предметно-развивающая среда в группе (театральный уголок пополнен костюмами, масками, атрибутами, обновлены кукольный, настольный театры)
4. Родители принимают активное участие в жизни ДОУ: организуют выходы в театр на спектакли, экскурсии, участвуют в подготовке к театрализованным представлениям.

Список используемой литературы:

1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

4.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
5.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
6.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
8.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Проект по театрализованной деятельности для старшей группы детского сада "Театр для всех"

С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать в...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы « Театр и дети »

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для пониман...

О разработке творческого проекта по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы «Играй, театр!»

Статья содержит в себе рекомендации по разработке стадий проекта "Играй, театр!" для детей подготовительной к школе группы и их родителей....

Проект по театрализованной деятельности для старшей группы детского сада «Театр для всех!»

Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители. Тип: Творческий, краткосрочный. Цель: Формирование у детей и их родителей интереса к театру и театральной деятельн...

Проект по театрализованной деятельности в старшей группе « Волшебный мир театра»

Актуальность проблемы: недостаточное внимание родителей и детей к театру; несформированные умения детей в «актёрском мастерстве»; поверхностные знания детей о разных видах теат...

Проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы «Театр и дети»

Проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы«Театр и дети»...