игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Лохман Галина Евгеньевна

материал по экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

 Использовать игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н. Николаева и И.А. Комарова.

По их мнению, игровая обучающая ситуация(ИОС) - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризует

короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам.

Игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия, позволяет решать программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Типы игровых обучающих ситуаций

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Игровые обучающие ситуации путешествия.

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения.

Использование данного вида игрушек формирует у детей представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. С помощью таких игрушек можно продемонстрировать возможные действия с предметом и действия с живым существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и неживыми объектами.

Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к следующему:

Игрушка не может заменить животное или растение, но она в такой же степени является содержательным элементом обучения, формирует у детей реалистические представления о животных.

Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание, ребенок находит различия между игрушкой и живым объектом.

Игрушки – аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в беседе по картинам об особенностях жизни зайца в условиях леса, его приспособленности к разным временам года может участвовать игрушечный зайчик.

Целесообразность использования игрушки в образовательной деятельности:

когда разговор строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний;

когда с животным невозможен действенный контакт, непосредственное общение. Ребенок с удовольствием держит в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, т.к. исключена возможность взять в руки живых животных;

Если контакт с животным или растением возможен, нецелесообразно использовать игрушку-аналог.

Игрушка должна быть узнаваема: ее форма не должна вызывать сомнения в принадлежности к тому или иному виду животных или растений.

Игрушка, независимо от материала, из которого она изготовлена, должна быть «доброй» и симпатичной, привлекать внимание детей и взрослых, вызывать положительные эмоции.

Вторую группу игровых обучающих ситуаций составляют ситуации с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Герои полюбившихся сказок, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, становятся объектами подражания.

В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действуют в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно поведению в сюжете сказки, из которой данный персонаж.

С образом героя мультфильма Кота Матроскина у детей связаны представления о хозяйственном, заботливом, трудолюбивом коте. Совершая игровые действия Кота «хозяйственника», герой выполняет очень важную функцию – заводит и содержит домашних животных.

Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).

Литературные персонажи в зависимости от своего характера в игровых обучающих ситуациях могут брать на себя определенные роли:

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Используя литературного персонажа Незнайку, не он учит детей, а дети учат его. Например, дети знакомят Незнайку с обитателями уголка природы, рассказывают ему о том, что можно делать с ними, а что нет. Воспитатель вносит дополнения в рассказ детей, тем самым он обогащает знания и Незнайки и воспитанников.

Третья группа игровых обучающих ситуаций - это игра в путешествия

«Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю» и др.- в процессе ее проведения дети узнают много нового. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах.

В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь педагогу могут оказать самодельные оптические приборы: фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (дети отражают в продуктивной деятельности полученных впечатлений).

Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею; наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно).

Воспитатель  должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру.

Преимущества игрового обучения заключается в том, что дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации.

Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического воспитания.

Чередование таких игр и реальных прогулок по лесу формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе и ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.      Игров...

Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней....

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.Дошкольное детство является таким возрастным п...

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе позволит сформулировать у дошкольников  представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологическог...

Доклад «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников...