Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
материал по окружающему миру

Шевелева Надежда Викторовна

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_ekologiya_.docx198.18 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

Подготовила : воспитатель Шевелева Н.В.

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов их родителей. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром.

Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её. Это также отношение к себе, как части природы.

Основной целью является — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи:

• развивать познавательный интерес к миру природы.

• направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

• воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.

• формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

Семья занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного образовательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса.

В нашем детском саду очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание экологически грамотного человека.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую ,консультации, беседы ,провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием. Оказалось, что почти все родители думают, что надо говорить с детьми об экологическом воспитании.

Советовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняла, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи о природе.

Экологическому просвещению родителей способствуют и

консультации: «Природа, семья- ребенок», «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе», «Воспитание любви к родному краю».

В работе с родителями использую домашние задания. Родителям и детям предлагаю понаблюдать за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповой коллекции.

В  группе совместно с родителями организован игровой уголок. Здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно- ролевые дидактические и другие развивающие игры по экологии.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования, на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды. У нас имеется уголок природы, также и уголок экспериментирования, который создан совместно с родителями.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Организуя деятельность по уходу за растениями, я делаю акцент на необходимость заботы о них, объясняю детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В уголке имеются различные колбы, пробирки. Для проведения опытов мы используем бросовые, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В уголке хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев.

В нашей группе мини- библиотека, приобретенная родителями, в которой находится познавательная, художественная детская литература по экологическому воспитанию. В этой части экологического уголка дети рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы.

Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек и скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. Родители, принося корм для птиц.

С 23 марта  нашем детском саду стартует  экологический проект «Огород на подоконнике», в котором принимают  участие дети и  их родители. Цель конкурса: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

Совместно с родителями приобретем семена, землю, контейнеры, Вместе с детьми посадим семена,  будем наблюдать за ростом растений, дети будут ухаживать  за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка).

Совместно с родителями, наша территория хорошо озеленена. Украшением нашего участка являются цветники, за которыми с любовью ухаживают и взрослые и дети.Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивается яркое красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители, обычно, не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного бросового материала.

У воспитателей и родителей одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни природы. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Планирование работы с детьми и родителями по Формированию основ безопасности на дороге

материал преднозначен для работы с детьми и родителями по ПДД...

Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формы организации развивающего пространства детского сада, обеспечивающие формирование основ экологической культуры»

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формы организации развивающего пространства детского сада, обеспечивающие формирование основ экологической культуры»...

Методическая разработка для воспитателей «Организация работы по формированию основ экологической культуры с детьми на прогулке»

В материале представлен опыт работы по экологическому образованию дошкольников: игра -путешествие "Чистый город, чистый детский сад, чистый двор!"...

Современные формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры.

В статье описаны формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры....