Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест - технологии «Осенний марафон»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бутылина Наталья Николаевна

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест - технологии. Занятие было проведено на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест - технологии

«Осенний марафон»

Цель: Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

повышать уровень двигательной активности детей; воспитывать положительное отношение к прогулкам, любознательность; развивать эстетическое восприятие природы.

Задачи: 

  • Развивать умение определять дерево по листу.
  • Формировать пространственное ориентирование.
  • Закреплять умение считать на слух.
  • Отличать и находить березу по характерным признакам, стимулируя познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности.
  • Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью.
  • Развивать умение подбирать прилагательные – характерные признаки предмета
  • Совершенствовать умение произносить скороговорки.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
  • Формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, умение работать в парах.
  • Воспитывая трудолюбие.
  • Обеспечивать двигательную деятельность детей на прогулке, развивая внимание, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, ловкость, навыки владения мячом.

Материал: осенние листики с указанием маршрута (кленовый, дубовый, березовый, осиновый, липовый, рябиновый), мяч, , коробка с сюрпризом. 


Ход занятия

1.Организационный момент:

Находимся в группе детского сада.

Ребята, сегодня мы с вами оправимся искать клад. Путешествие наше будет трудным, но интересным.  В пути нас будет ждать успех, если мы будем дружными, внимательными и участливыми. Чтобы мы не сбились с пути, нам помогут осенние листочки-указатели. Но получить эти листочки мы сможем только после того, как выполним задание.

Итак, первое задание.

 Отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. (осень)

- Молодцы, ребята! Первую подсказку нам даст лист кленовый (дети находят среди осенних листьев лист клена): «Идите к воротам детского сада». Давайте быстро оденемся и пойдем на улицу по указанному маршруту.

Дети одеваются и выходят на прогулку, подходят к воротам детского сада.

2. Беседа об осени.

- Люди всегда отмечали все изменения в природе и вывели много примет и поговорок про осень.

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).


- Про осень говорят «Осень - погоды перемен восемь». 
- Как вы понимаете эту поговорку?
Ответы детей:
- Какая бывает осенью погода? 
Ответы детей:
пасмурная;
ясная;
солнечная;
облачная;
прохладная;
ветреная;
дождливая; 
холодная;
тёплая.
- Одинаковая ли погода осенью в сентябре, октябре, ноябре? Как она меняется?
Ответы детей:
- Про осень говорят «Осень идет, и дождь за собой ведёт». 
- Осенью часто идут дожди. Ребята, скажите, а какой бывает дождь?
Ответы детей: 
Дождь бывает 
холодный;
моросящий;
затяжной;
проливной; 
сильный; 
мокрый; 
мелкий;
крупный.


- Про осень говорят «Осенняя пора - птица со двора».

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.          

 М. Ивенсен

Интересная поговорка, Помните, как всё лето с утра и до вечера над детским садом и домами летали быстрые стрижи и ласточки?
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)

- Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)

- Что происходит осенью с кормом для птиц?(Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)

- Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью?(Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)

- Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)

- Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)

- Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

- Какие птицы позже всех улетают на юг?(Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

- Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

- Ну что же, с этим заданием вы справились хорошо. Дальше нам дорогу укажет лист дубовый: «Отправляемся  к  небольшому  дубу, который растет справа за нашей беседкой».

- А сейчас мы будем считать. Внимательно послушайте стихотворение и посчитайте, сколько листочков разных деревьев я назову:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Лист березы, лист рябины,

Листик тополя, осины,

Листик дуба соберем

И букетик принесем.

- Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». ( учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

 

Лист  (Что делает?)  - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?)  - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет.

Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ):

  • Осенью цветут цветы?
  • Осенью растут грибы?
  • Тучки солнце закрывают?
  • Колючий ветер прилетает?
  • Туманы осенью плывут?
  • Ну а птицы гнёзда вьют?
  • А букашки прилетают?
  • Звери норки закрывают?
  • Урожай  все собирают?
  • Птичьи стаи улетают?
  • Часто – часто льют дожди?
  • Достаём ли сапоги?
  • Солнце светит очень жарко?
  • Можно детям загорать?
  • Ну а что же надо делать?
  • Куртки, шапки надевать?

- Хорошо. Наш дальнейший путь укажет березовый листок: «Ступайте к березе на территории детского сада». Давайте встанем парами и дружно отправимся.

3. Наблюдение за березой. Исследовательская деятельность.

- Ребята, послушайте внимательно, и скажите, что говорится в стихотворении о березе: 

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.      
А.Кулагина

   - Как нам узнать березу среди других деревьев?

  • Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)
  • Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)
  • Какого цвета ветки?
  • Зачем корень дереву?
  • Какого цвета листья березы осенью?(Желтые.)
  • Какого цвета они были летом? (Зеленые.)

Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.

- Ребята, береза выбрана символом России. А как вы думаете, почему? За ее красоту и за то, что береза – это единственное дерево с белой корой, береза и считается символом России. Скажите, почему у березы белый ствол? Оказывается, в коре березы содержится белое вещество - бетулин. Говорят, что если потереть о ствол березы темную ткань, то ткань окрасится в белый цвет. Вы хотите проверить?

- Ну а мы оправляемся дальше, и дорогу нам укажет лист осины.

 4. Следующее задание – игровое.

Разучивание считалочки для подвижной игры:

Ветер осенью летал,
Ветер листики считал.
Красный лист, зелёный лист,
Липы лист, клёна лист.
Лист от ветки отрывался,
Ветер злился и сбивался,
Вот попробуй, сосчитай,
Оторвался – улетай!

Подвижная игра: «Волчата и лиса»

Цель игры: развитие двигательных и творческих способностей, быстроты реакции, внимания.

Ход игры: из игроков выбираются 1 «охотник» и 1 «лиса», остальные делятся на группы по 3 — 5 человек. Каждая группа игроков образует кружок. Все кружки, изображающие норы, размещаются в разных местах игровой площадки на расстоянии примерно 3 м друг от друга. В каждой норе один из игроков — «волчонок», он становится в центр круга. «Охотник» и «лиса» встают в стороне от нор.

По сигналу ведущего «лиса» начинает убегать, а «охотник» — догонять. Спасаясь от «охотника», «лиса» может вбежать в любую нору «волчат». Тогда «волчонок», находящийся в центре круга, выбегает из него, а «охотник» теперь преследует «волчонка».

Если «охотник» осалит «волчонка», то они меняются местами, и игра продолжается.

Особые замечания: «охотник» может ловить «волчонка» только тогда, когда он находится вне норы. Пробегать «волчатам» через норы нельзя. Как только «лиса» вбегает в нору, «волчонок» должен сразу выбежать оттуда.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Затем воспитатель предлагает поиграть в игру малой подвижности "Четыре времени года". На слова «Осень» дети кружатся, «Зима» - приседают, «Весна» - прыгают, «Лето» - стоят, раскачивая руками вправо-влево.

5. Трудовая деятельность.  

Дальше нас ведет липовый листочек: «Обойдем  свой участок»».

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.

Цели:

учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;

воспитывать положительное отношение к труду.

  • Дерево - это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева?
  • Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.
  • Под корой дерева живут различные насекомые.
  • Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает - то его убивает».

Пальчиковая гимнастика «Корни»

  • Высокие, красивые деревья здесь растут.
  • (Показываем руками деревья: руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)
  • А корни под землею для них водичку пьют.
  • (Показываем руками корни: ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть).

6. Сюрпризный момент.

- Ну вот у нас остался последний листик – рябиновый. Читаем: «Вернитесь на участок, подойдите к скамейке. Загляните под скамейку».

Под скамейкой находится коробочка – клад (дары осени).

- Ребята, вы сегодня были молодцы, дружны, находчивы и внимательны. Этот клад теперь ваш, но не забудьте угостить и наших гостей.

Список использованной литературы: 

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.

Драгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981.

Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке (старшая группа). – М.: Корифей. 2007.

Шорыгина Т.А. Зелёные сказки. Экология для малышей. Развивающие сказки – М.: Гном и Д, 2011.

https://урок.рф/library/konspekt_zanyatiya_dlya_podgotovitelnoj_gruppi_ose_075234.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий

Музыкальное занятие затрагивает решение таких задач как:  формирование  представления о звуке, учит  правильному  овладению  певческими  навыками.  ра...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий. Тема занятия «Домашние птицы»

           Мультимедийные презентации мы используем в качестве современного наглядного материала. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материал...

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий

Музыкальное занятие затрагивает решение таких задач как:  формирование  представления о звуке, учит  правильному  овладению  певческими  навыками, развивает...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий В. В. Воскобовича. Тема: «Кругосветное путешествие в страну БУКВАРИИ»

В ходе организованной образовательной деятельности дети «отправляются в кругосветное путешествие» для того, чтобы помочь гусенице Фифе пережить лютую зиму, холод и голод. Для этого и...

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм работы.

Представляю конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих  технологий и нетрадиционных форм рваботы. Может быть кто то из педагогшов найдет длясебя что то новое и интересное....

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс - технологии «Волшебный чемоданчик»

Открытое занятие для детей рзновозрастной группы ( 4- 6 лет)  с использованием кейс - технологии «Волшебный чемоданчик» по безопасности дорожного движения....