Методическая разработка занятия по познавательному развитию через экспериментальную деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства магнита».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лезина Марина Романовна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Сказка»

 г. Тамбова

                                                Методическая разработка занятия

 по познавательному развитию через экспериментальную деятельность

 для детей старшего дошкольного возраста

«Удивительные свойства магнита».

                                                                                                            Воспитатель

Лезина М.Р.

Тамбов, 2023.

 Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи.

Образовательные:

1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение, аккуратность в работе, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Методы:

Игровой

Словесные (беседа, рассказ, обсуждение);

Наглядные (мнемотаблица, дневник наблюдений.

Практические.

 

Приемы:

музыкальное сопровождение;

общеукрепляющие упражнения;

уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;

развивающие  

игровые приемы  

художественное слово

Создание среды для организации и проведения занятия

Раздаточный материал:

По два магнита с обозначенными полюсами, скрепки, пластины ( деревянная, пластмассовая, картонная), стаканы стеклянные, монетки.

Демонстрационный материал: предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла).

 

Виды детской деятельности в занятии:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

 

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Познание

Эксперименты опыты с магнитом

Социализация

Практические действия-игры с магнитом

Коммуникация

Беседа с элементами дискуссии. (П)

Игра.

Труд

Опыты с магнитом.

Физическая культура

Физминутка.

Чтение худ. литературы

Отгадывание загадки.

Безопасность

Правила поведения на занятиях.

Ход занятия:

  1. Вводная часть (5 мин).

Создание мотивации для деятельности детей. Определение цели. Повторение правил безопасности при экспериментировании.

  1. Воспитатель. Ребята, сегодня рано утром я обнаружила в нашей группе Фиксика. Он нес очень интересный предмет. Хотите узнать, что это? Вот сам Фиксик вам об этом расскажет!

Фиксик (приветствует детей и предлагает детям отгадать загадку):

Предмет этот не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы ребята не спешите
Предмет мне этот назовите …….(магнит).

 Воспитатель. Ребята, Фиксик приглашает нас в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы узнаем, откуда появился магнит, будем проводить опыты с ним. И найдем ответ на главный вопрос: магнит – это волшебник или помощник. А вы как думаете? (ответы детей)

Вы готовы проверить?

  1. Правила поведения и безопасности при проведении опытов (см. приложение)

  1. Основная часть (18мин).
  1. Рассказ о камне.

Фиксик. Возьмите магнит в руки, какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).

С запахом или нет?

Можно отломить от него кусок? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита – притягивать железо.

 Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Опыт № 1.  «Какие предметы притягивает магнит?»

- Поднесите по очереди магнит ко всем предметам в тарелочке. Предметы, которые притягиваются к магниту отложите справа, не притягиваются – слева. Какие предметы притягивает магнит?

- В дневниках наблюдений давайте отметим результаты опыта.  Отметьте те предметы, которые притягивает магнит.

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани.

 - Это свойство магнита называется магнетизм. (Каким свойством обладает магнит?)  

Игра «Найди скрепки». Фиксик нес скрепки, упал и рассыпал их. Они затерялись в песке.

- Подумайте, как их нам отыскать все? Что нам в этом поможет?

- Какие потерянные вещи дома поможет отыскать магнит? (болтики, гвоздики, иголку, кнопку и т.д.)

Опыт № 2.

 а) «Действует ли сила магнита через воду и стекло?»

На столе стакан с водой и на дне лежит монетка.

Фиксик предлагает детям подумать, как достать монету, не замочив руки водой.

Предлагает прислонить магнит к стакану на уровне монетки. После того, как монетка приблизится к стенке стакана, надо двигать магнит медленно вверх. В результате монета следует за магнитом. Её легко достать, не замочив руки.  – Какой мы сделаем вывод? (Магнитные силы проходят через воду, стекло)

б) Игра – опыт «Оживи бабочку». Действуют ли магнитные силы через картон?

  1. Физминутка. Музыка из мультфильма «Фиксики».

  1. Опыт №3. «Магнитные полюса».

-  У каждого из вас есть магнит. Сделайте так, чтобы ваш магнит соприкасался разными сторонами с магнитом соседа. Что происходит?

  (магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга).

- Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё есть «южный» и «северный» полюсы? (У нашей планеты Земля).

 - Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

 - Почему люди, предметы, дома не падают с неё?

 -Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Соедините их друг с другом.

- Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Вывод: Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.

  1. Применение магнита.

- Дети, а кто знает где используется магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе?  (ответы детей)

Фиксик сейчас расскажет и покажет вам, где и как магнит помогает людям.

(показ слайдов на экране)

Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

  1. Заключительная часть (3 мин). Рефлексия.  

Ребята, и закончились наши исследования в научной лаборатории. Теперь мы можем ответить на вопрос: Магнит - это волшебник или помощник?
Вам понравилось? А какой опыт вам запомнился больше? Спасибо за работу!
Скажем Фиксику спасибо и до свидания!

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»

3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. –  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.

Приложение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Сказка»

 г. Тамбова

                                                Методическая разработка занятия

 по познавательному развитию через экспериментальную деятельность

 для детей старшего дошкольного возраста

«Удивительные свойства магнита».

                                                                                                            Воспитатель

Лезина М.Р.

Тамбов, 2023.

 Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи.

Образовательные:

1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение, аккуратность в работе, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Методы:

Игровой

Словесные (беседа, рассказ, обсуждение);

Наглядные (мнемотаблица, дневник наблюдений.

Практические.

 

Приемы:

музыкальное сопровождение;

общеукрепляющие упражнения;

уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;

развивающие  

игровые приемы  

художественное слово

Создание среды для организации и проведения занятия

Раздаточный материал:

По два магнита с обозначенными полюсами, скрепки, пластины ( деревянная, пластмассовая, картонная), стаканы стеклянные, монетки.

Демонстрационный материал: предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла).

 

Виды детской деятельности в занятии:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

 

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Познание

Эксперименты опыты с магнитом

Социализация

Практические действия-игры с магнитом

Коммуникация

Беседа с элементами дискуссии. (П)

Игра.

Труд

Опыты с магнитом.

Физическая культура

Физминутка.

Чтение худ. литературы

Отгадывание загадки.

Безопасность

Правила поведения на занятиях.

Ход занятия:

  1. Вводная часть (5 мин).

Создание мотивации для деятельности детей. Определение цели. Повторение правил безопасности при экспериментировании.

  1. Воспитатель. Ребята, сегодня рано утром я обнаружила в нашей группе Фиксика. Он нес очень интересный предмет. Хотите узнать, что это? Вот сам Фиксик вам об этом расскажет!

Фиксик (приветствует детей и предлагает детям отгадать загадку):

Предмет этот не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы ребята не спешите
Предмет мне этот назовите …….(магнит).

 Воспитатель. Ребята, Фиксик приглашает нас в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы узнаем, откуда появился магнит, будем проводить опыты с ним. И найдем ответ на главный вопрос: магнит – это волшебник или помощник. А вы как думаете? (ответы детей)

Вы готовы проверить?

  1. Правила поведения и безопасности при проведении опытов (см. приложение)

  1. Основная часть (18мин).
  1. Рассказ о камне.

Фиксик. Возьмите магнит в руки, какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).

С запахом или нет?

Можно отломить от него кусок? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита – притягивать железо.

 Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Опыт № 1.  «Какие предметы притягивает магнит?»

- Поднесите по очереди магнит ко всем предметам в тарелочке. Предметы, которые притягиваются к магниту отложите справа, не притягиваются – слева. Какие предметы притягивает магнит?

- В дневниках наблюдений давайте отметим результаты опыта.  Отметьте те предметы, которые притягивает магнит.

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани.

 - Это свойство магнита называется магнетизм. (Каким свойством обладает магнит?)  

Игра «Найди скрепки». Фиксик нес скрепки, упал и рассыпал их. Они затерялись в песке.

- Подумайте, как их нам отыскать все? Что нам в этом поможет?

- Какие потерянные вещи дома поможет отыскать магнит? (болтики, гвоздики, иголку, кнопку и т.д.)

Опыт № 2.

 а) «Действует ли сила магнита через воду и стекло?»

На столе стакан с водой и на дне лежит монетка.

Фиксик предлагает детям подумать, как достать монету, не замочив руки водой.

Предлагает прислонить магнит к стакану на уровне монетки. После того, как монетка приблизится к стенке стакана, надо двигать магнит медленно вверх. В результате монета следует за магнитом. Её легко достать, не замочив руки.  – Какой мы сделаем вывод? (Магнитные силы проходят через воду, стекло)

б) Игра – опыт «Оживи бабочку». Действуют ли магнитные силы через картон?

  1. Физминутка. Музыка из мультфильма «Фиксики».

  1. Опыт №3. «Магнитные полюса».

-  У каждого из вас есть магнит. Сделайте так, чтобы ваш магнит соприкасался разными сторонами с магнитом соседа. Что происходит?

  (магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга).

- Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё есть «южный» и «северный» полюсы? (У нашей планеты Земля).

 - Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

 - Почему люди, предметы, дома не падают с неё?

 -Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Соедините их друг с другом.

- Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Вывод: Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.

  1. Применение магнита.

- Дети, а кто знает где используется магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе?  (ответы детей)

Фиксик сейчас расскажет и покажет вам, где и как магнит помогает людям.

(показ слайдов на экране)

Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

  1. Заключительная часть (3 мин). Рефлексия.  

Ребята, и закончились наши исследования в научной лаборатории. Теперь мы можем ответить на вопрос: Магнит - это волшебник или помощник?
Вам понравилось? А какой опыт вам запомнился больше? Спасибо за работу!
Скажем Фиксику спасибо и до свидания!

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»

3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. –  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...

Отчет по самообразованию на тему:"познавательное развитие через экспериментальную деятельность в старшем дошкольном возрасте".

Чем больше ребенок видел,слышал и переживал,тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он распологает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее при других рав...

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелётные птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.Задачи: Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие...

Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы «Мир воды»

Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в с...