Методическая разработка занятия по познавательному развитию через экспериментальную деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства магнита».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. | 231.08 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 231.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 «Сказка»
г. Тамбова
Методическая разработка занятия
по познавательному развитию через экспериментальную деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Удивительные свойства магнита».
Воспитатель
Лезина М.Р.
Тамбов, 2023.
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи.
Образовательные:
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение, аккуратность в работе, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Методы:
Игровой
Словесные (беседа, рассказ, обсуждение);
Наглядные (мнемотаблица, дневник наблюдений.
Практические.
Приемы:
музыкальное сопровождение;
общеукрепляющие упражнения;
уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;
развивающие
игровые приемы
художественное слово
Создание среды для организации и проведения занятия
Раздаточный материал:
По два магнита с обозначенными полюсами, скрепки, пластины ( деревянная, пластмассовая, картонная), стаканы стеклянные, монетки.
Демонстрационный материал: предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла).
Виды детской деятельности в занятии:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция |
Познание | Эксперименты опыты с магнитом |
Социализация | Практические действия-игры с магнитом |
Коммуникация | Беседа с элементами дискуссии. (П) Игра. |
Труд | Опыты с магнитом. |
Физическая культура | Физминутка. |
Чтение худ. литературы | Отгадывание загадки. |
Безопасность | Правила поведения на занятиях. |
Ход занятия:
- Вводная часть (5 мин).
Создание мотивации для деятельности детей. Определение цели. Повторение правил безопасности при экспериментировании.
- Воспитатель. Ребята, сегодня рано утром я обнаружила в нашей группе Фиксика. Он нес очень интересный предмет. Хотите узнать, что это? Вот сам Фиксик вам об этом расскажет!
Фиксик (приветствует детей и предлагает детям отгадать загадку):
Предмет этот не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы ребята не спешите
Предмет мне этот назовите …….(магнит).
Воспитатель. Ребята, Фиксик приглашает нас в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы узнаем, откуда появился магнит, будем проводить опыты с ним. И найдем ответ на главный вопрос: магнит – это волшебник или помощник. А вы как думаете? (ответы детей)
Вы готовы проверить?
- Правила поведения и безопасности при проведении опытов (см. приложение)
- Основная часть (18мин).
- Рассказ о камне.
Фиксик. Возьмите магнит в руки, какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
С запахом или нет?
Можно отломить от него кусок? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита – притягивать железо.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Опыт № 1. «Какие предметы притягивает магнит?»
- Поднесите по очереди магнит ко всем предметам в тарелочке. Предметы, которые притягиваются к магниту отложите справа, не притягиваются – слева. Какие предметы притягивает магнит?
- В дневниках наблюдений давайте отметим результаты опыта. Отметьте те предметы, которые притягивает магнит.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани.
- Это свойство магнита называется магнетизм. (Каким свойством обладает магнит?)
Игра «Найди скрепки». Фиксик нес скрепки, упал и рассыпал их. Они затерялись в песке.
- Подумайте, как их нам отыскать все? Что нам в этом поможет?
- Какие потерянные вещи дома поможет отыскать магнит? (болтики, гвоздики, иголку, кнопку и т.д.)
Опыт № 2.
а) «Действует ли сила магнита через воду и стекло?»
На столе стакан с водой и на дне лежит монетка.
Фиксик предлагает детям подумать, как достать монету, не замочив руки водой.
Предлагает прислонить магнит к стакану на уровне монетки. После того, как монетка приблизится к стенке стакана, надо двигать магнит медленно вверх. В результате монета следует за магнитом. Её легко достать, не замочив руки. – Какой мы сделаем вывод? (Магнитные силы проходят через воду, стекло)
б) Игра – опыт «Оживи бабочку». Действуют ли магнитные силы через картон?
- Физминутка. Музыка из мультфильма «Фиксики».
- Опыт №3. «Магнитные полюса».
- У каждого из вас есть магнит. Сделайте так, чтобы ваш магнит соприкасался разными сторонами с магнитом соседа. Что происходит?
(магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга).
- Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё есть «южный» и «северный» полюсы? (У нашей планеты Земля).
- Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
- Почему люди, предметы, дома не падают с неё?
-Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).
У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Соедините их друг с другом.
- Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Вывод: Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
- Применение магнита.
- Дети, а кто знает где используется магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (ответы детей)
Фиксик сейчас расскажет и покажет вам, где и как магнит помогает людям.
(показ слайдов на экране)
Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
- Заключительная часть (3 мин). Рефлексия.
Ребята, и закончились наши исследования в научной лаборатории. Теперь мы можем ответить на вопрос: Магнит - это волшебник или помощник?
Вам понравилось? А какой опыт вам запомнился больше? Спасибо за работу!
Скажем Фиксику спасибо и до свидания!
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
Приложение.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 «Сказка»
г. Тамбова
Методическая разработка занятия
по познавательному развитию через экспериментальную деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Удивительные свойства магнита».
Воспитатель
Лезина М.Р.
Тамбов, 2023.
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи.
Образовательные:
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение, аккуратность в работе, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Методы:
Игровой
Словесные (беседа, рассказ, обсуждение);
Наглядные (мнемотаблица, дневник наблюдений.
Практические.
Приемы:
музыкальное сопровождение;
общеукрепляющие упражнения;
уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;
развивающие
игровые приемы
художественное слово
Создание среды для организации и проведения занятия
Раздаточный материал:
По два магнита с обозначенными полюсами, скрепки, пластины ( деревянная, пластмассовая, картонная), стаканы стеклянные, монетки.
Демонстрационный материал: предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла).
Виды детской деятельности в занятии:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция |
Познание | Эксперименты опыты с магнитом |
Социализация | Практические действия-игры с магнитом |
Коммуникация | Беседа с элементами дискуссии. (П) Игра. |
Труд | Опыты с магнитом. |
Физическая культура | Физминутка. |
Чтение худ. литературы | Отгадывание загадки. |
Безопасность | Правила поведения на занятиях. |
Ход занятия:
- Вводная часть (5 мин).
Создание мотивации для деятельности детей. Определение цели. Повторение правил безопасности при экспериментировании.
- Воспитатель. Ребята, сегодня рано утром я обнаружила в нашей группе Фиксика. Он нес очень интересный предмет. Хотите узнать, что это? Вот сам Фиксик вам об этом расскажет!
Фиксик (приветствует детей и предлагает детям отгадать загадку):
Предмет этот не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы ребята не спешите
Предмет мне этот назовите …….(магнит).
Воспитатель. Ребята, Фиксик приглашает нас в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы узнаем, откуда появился магнит, будем проводить опыты с ним. И найдем ответ на главный вопрос: магнит – это волшебник или помощник. А вы как думаете? (ответы детей)
Вы готовы проверить?
- Правила поведения и безопасности при проведении опытов (см. приложение)
- Основная часть (18мин).
- Рассказ о камне.
Фиксик. Возьмите магнит в руки, какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
С запахом или нет?
Можно отломить от него кусок? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита – притягивать железо.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Опыт № 1. «Какие предметы притягивает магнит?»
- Поднесите по очереди магнит ко всем предметам в тарелочке. Предметы, которые притягиваются к магниту отложите справа, не притягиваются – слева. Какие предметы притягивает магнит?
- В дневниках наблюдений давайте отметим результаты опыта. Отметьте те предметы, которые притягивает магнит.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани.
- Это свойство магнита называется магнетизм. (Каким свойством обладает магнит?)
Игра «Найди скрепки». Фиксик нес скрепки, упал и рассыпал их. Они затерялись в песке.
- Подумайте, как их нам отыскать все? Что нам в этом поможет?
- Какие потерянные вещи дома поможет отыскать магнит? (болтики, гвоздики, иголку, кнопку и т.д.)
Опыт № 2.
а) «Действует ли сила магнита через воду и стекло?»
На столе стакан с водой и на дне лежит монетка.
Фиксик предлагает детям подумать, как достать монету, не замочив руки водой.
Предлагает прислонить магнит к стакану на уровне монетки. После того, как монетка приблизится к стенке стакана, надо двигать магнит медленно вверх. В результате монета следует за магнитом. Её легко достать, не замочив руки. – Какой мы сделаем вывод? (Магнитные силы проходят через воду, стекло)
б) Игра – опыт «Оживи бабочку». Действуют ли магнитные силы через картон?
- Физминутка. Музыка из мультфильма «Фиксики».
- Опыт №3. «Магнитные полюса».
- У каждого из вас есть магнит. Сделайте так, чтобы ваш магнит соприкасался разными сторонами с магнитом соседа. Что происходит?
(магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга).
- Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё есть «южный» и «северный» полюсы? (У нашей планеты Земля).
- Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
- Почему люди, предметы, дома не падают с неё?
-Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).
У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Соедините их друг с другом.
- Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Вывод: Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
- Применение магнита.
- Дети, а кто знает где используется магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (ответы детей)
Фиксик сейчас расскажет и покажет вам, где и как магнит помогает людям.
(показ слайдов на экране)
Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
- Заключительная часть (3 мин). Рефлексия.
Ребята, и закончились наши исследования в научной лаборатории. Теперь мы можем ответить на вопрос: Магнит - это волшебник или помощник?
Вам понравилось? А какой опыт вам запомнился больше? Спасибо за работу!
Скажем Фиксику спасибо и до свидания!
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме Лягушка и экскаватор для детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Данная методическая разработка предназначена для учителей - логопедов....
Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"
Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...
Отчет по самообразованию на тему:"познавательное развитие через экспериментальную деятельность в старшем дошкольном возрасте".
Чем больше ребенок видел,слышал и переживал,тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он распологает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее при других рав...
Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
Проект для педагогов ДОУ...
Методическая разработка НОД по познавательному развитию (математические представления) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по островам»
Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие....
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелётные птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.Задачи: Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы «Мир воды»
Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в с...