Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе "Защитники земли Русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гончар Наталия Виталиевна

 Занятия по нравственно – патриотическому воспитанию  в "Защитники земли Русской" поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотические чувства; сформировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitniki_zemli_russkoy.docx66.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко» села Голубинка

Бахчисарайского района Республики Крым

                                                                                                  Подготовила и провела

                                                  воспитатель  высшей квалификационной категории

Гончар Н.В.

2023 г.

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию

в средней группе «Защитники земли русской».

Цель: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.
Задачи:

Образовательные: познакомить детей с некоторыми событиями из истории нашей Родины. Познакомить с этимологией слова «защитник». Закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.

Развивающие:  развивать речь, мышление, память. Формировать патриотические чувства. Формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли, Продолжать развивать познавательно -исследовательскую деятельность через дидактические игры. Развивать способность к самоконтролю.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам. Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Предварительная работа:
•Чтение былин о русских богатырях;
• Просмотр мультфильмов о богатырях.
• Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке
А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».
• Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.
• Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Материал: картина Васнецова «Три богатыря». Большое яйцо, игла, сундук, «Былинные наигрыши» (музыка). Спортивный инвентарь: тоннель, плоские круглые модули, раскраски.

Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, колчан, палица, булава).

Ход занятия:

C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.png 1. Под пеню О. Газманова дети входят в зал и делают перестроение.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Как необычно я поприветствовала вас, ребята, правда? Так ребята приветствовали друг друга давным-давно, в древние времена. А вы знаете, что значит слово «здравствуй»? Говоря «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Слайд №2

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку - что вы видите?

Дети: Это наша страна, Россия.

Воспитатель:  Да, ребята, Россия - это наша большая Родина. И в России много городов - больших и маленьких, а как называется село, в котором находится наш детский сад?

Дети: Голубинка.

Слайд №3

Воспитатель:  Правильно, Голубинка - это наш родное село и это наша малая Родина.

Слайд №4.

Но наша страна не всегда была такой. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много земли занимали топкие болота. На этой земле жили люди, которые звались славяне. Много - много лет назад они основали своё государство,   назвали его  Русью. В те далекие времена часто ходили на Русь враги, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
И каждый раз русские люди вставали на защиту своей родины
Воспитатель:   Ребята, вы знаете, как назывались древние защитники Руси?
Дети: Защитники  земли русской назывались богатырями.

Воспитатель:   Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?
Дети: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, храбрыми.

Воспитатель:    О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Посмотрите, великий русский 

Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри».

Слайд №5.

Воспитатель: Кто изображен на картине В. М. Васнецова? 

Дети:  Три богатыря.

Воспитатель:    Кто находится в центре картины?

 Дети:  Илья Муромец.

 Воспитатель: Да,    это Илья Муромец? Он самый  старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Воспитатель:   Кто слева от Ильи? 

Дети:  Добрыня Никитич.

Воспитатель:   Кто справа от Ильи Муромца?

Дети:  Алеша Попович.

Воспитатель:   Правильно, он самый молодой из богатырей.

Воспитатель:  Ребята, я вам предлагаю вам собрать картину. У меня есть две разрезные картины. Одну будут собирать мальчики, а другую – девочки.

C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.pngИгра «Собери картину»

Воспитатель:   Ребята, а вы хотите поиграть, отправиться в путешествие, в прошлое нашей Родины? Во времена Руси богатырской?
Дети: Да.
Воспитатель:   Давайте поиграем в волшебную игру и перенесемся в далекое прошлое и посмотрим – что же там происходит. Но для этого мы с вами сначала сделаем разминку.

C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.png Слайд №6.

Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку богатырская наша сила»
Дружно встанем, раз-два-три. (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показываю силу)

Мы ладонь к глазам приставим, (Правую руку подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть нам величаво.

Наклонились влево-вправо, (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу!

C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.png Слайд №7.

Тревожная музыка.

Воспитатель:   Что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах птицы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище страшное. Что же нам делать? Хотите защитить землю – матушку?
Дети:Да.

Слайд №8.

Воспитатель:   На опушке дом стоит на дверях замок висит,
Старый Филин здесь сидит во все стороны глядит.
- Ой, ребята, у него в лапах, что – то есть. Это загадка – подсказка

Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего,
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
Изо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А сила его в яйце хранится.

Воспитатель:    Что это за змей с тремя головами, дети?

Слайд №9.

Дети: Змей Горыныч
Воспитатель:     Ребята, нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла яйце, а яйцо – то в сундуке. Нам нужно найти этот сундук и пройти испытания!

Слайд №10.

 Смотрите, следы, наверно сундук, где то поблизости, давайте посмотрим внимательно.

Слайд №11.

Вот первое  задание для нас. «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину. (шлем, кольчуга, плащ; оружие – меч, щит)
C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.png Игра: «Одень богатыря». 
 Воспитатель:    Молодцы ребята справились с заданием. А вы знаете, из чего сделаны доспехи богатыря?
Дети: из железа
 Воспитатель:   А наша с вами одежда из чего сделана?
Дети: Из ткани.
 Воспитатель:    Как вы думаете, что прочнее и надежнее: ткань или железо?
Вывод: одежда богатыря очень прочная, не промокает, не рвется, не горит.
 Воспитатель:    Как Вы думаете, Зачем богатырю такая одежда, из металла? (Шлем и кольчуга оберегали воина – богатыря от ударов)
- Что тяжелее ткань или металл?
- Как вы думаете, каким должен быть богатырь, чтобы носить такую тяжелую одежду?
Дети: богатырь должен быть сильным, отважным, храбрым.
Воспитатель:  Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.

Воспитатель:    Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше. Только я забыла, на поиски чего мы отправляемся? Что мы с вами ищем?
Дети: Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.

Воспитатель:   Ребята смотрите это что такое?

Слайд №12.
Дети: Следы.
Воспитатель: Следы? А чьи?
Дети: Змея Горыныча.
Воспитатель:     значит мы с вами на верном пути. Сундук, наверное,  где то совсем близко.

Ребята, новое испытание для нас – это перебраться через опасное ущелье. Справимся с задачей?

Слайд №13.

C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.pngПролезь в тоннель.

Слайд №14.

Воспитатель:     Ребята смотрите опять следы!  Значит,  мы с вами всё делаем правильно. Молодцы! Отправляемся дальше.

Слайд №15.
Вот и речка на пути. Не проехать, не пройти.
Соловей - Разбойник злой мост сломал здесь над рекой.
Нам с вами придется пройти по бревну.

C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.png Пройди по гимнастической скамейке.

Слайд № 16.

Включается музыка свист соловья разбойника.
Воспитатель: Ребята смотрите скорее, где то на дереве Соловей разбойник сидит, давайте все вместе сдуем Соловья разбойника.
 Дети дуют на Соловья разбойника, появляются следы.

Слайд №17.

Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше. Только я забыла, на поиски чего мы отправляемся? Что мы свами ищем?
Дети: Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.

Слайд №18.

Воспитатель: Ребята, каждый знает, что верным другом богатыря был конь. Именно на коне богатырь отправлялся на врагов, которые ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

Богатыри садились на коня и отправлялись в путь. Вот сейчас хотелось бы посмотреть, как наши мальчики смогут оседлать быстро коня, догнать врага и вернуть обратно.

C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.png Игра «Догони врага»

Слайд №19.
Воспитатель: Вы как настоящие богатыри справились с заданием, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот- вот найдем,  где спрятана сила Змея Горыныча. Ищем сундук.

Слайд №20.

 Воспитатель: Ну,  вот мы добрались и до заветного сундука, давайте откроем (дети достают «яйцо»)  и достанем иголку.

Слайд №21.Звучит музыка «Гусли».

Читаем отрывок из былины:
«Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается,
И века простоит – не шелохнется!
А сильные, могучие
Богатыри нашу славную Русь защищают!»

(Ломаем иглу.)
Победили мы с вами чудище страшное, теперь нет у Змея Горыныча его силы,  спасли мы Русь – матушку. Пора нам возвращаться, из богатырей обратно в детей превращаться.
C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.png Слайд №22. Волшебная музыка.

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать
Ноги шире руки в бок,
Защитили мы народ,
Вот покружимся волчком,
И домой мы попадем.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернули, обратно домой в наше время. Ребята чем мы занимались в нашем путешествии? Что вам больше всего запомнилось в нем?
Что нового вы узнали? Как вы считаете, есть защитники у нашей страны сейчас?

Дети: солдаты.

Слайд №23.
Воспитатель:  Да, солдаты. Помните,  мы с вами отмечали праздник  День Защитника Отечества.  Чей это праздник?  Правильно, это праздник всех военных,  пап, дедушек и всех мужчин. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Родины.

 Слайд №24.

Воспитатель:  Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это щит  богатыря. Его доспехи мы с вами украсим  в группе.

C:\Users\hp\Desktop\transparent-treble-clefs-treble-clef-1672264.pngСлайд №25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы. «Родословная-старинная русская традиция»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в группе раннего возраста по теме: «Дорога в волшебный мир русских традиций»

Цель: Ознакомление с русскими народными играми и потешками через русскую народную сказку «Репка». Задачи:Развивать интерес к народным играм и развлечениям.Развивать мелкую моторику па...

Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Славна богатырями земля русская»

Заочная экскурсия в «музей живописи»с использованием интерактивного оборудованияв старшей группе...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Защитники земли русской»

Занятие для детей средней группы поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотические чувства; сформировать представления о героическом прошлом русского на...

ООД по нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группе на тему «Мой поселок»

Расширить знания о родном поселке; активизировать словарь по теме;воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному поселку....