Конспект НОД в средней группе на тему "Дикие животные зимой."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мария Александровна Рингельман

Конспект НОД в средней группе на тему "Дикие животные зимой."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dikie_zhivotnye_zimoy.docx472.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе на тему "Дикие животные зимой."

http://kladraz.ru/upload/blogs/1_29f465ad2580646f2ff88ab2f5479f6f.jpg

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогащать словарь детей: егерь, медведь-шатун, логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных: зайца, лисы, волка, белки, лося; звуковые эффекты(вой волков, сопение медведя);набор предметов для игры: шишки, грибы, капуста, морковь, пучок сена, зерно, орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса", кормушка с сеном и 
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физ. минутка, слушание звукозаписи.

Ход НОД.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая, зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами 
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес. А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах. (Дети вместе с 
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах). Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток....) Пока идем на лыжах 
вспоминаем как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну, вот и пришли. Посмотрите какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу...(подходим к месту ,где следы лисы)
-Ребята, чьи это следы?

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_4ad3bd9ecacdf69a16883e0d08768ca5.jpg


Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису. Беседа о лисе). Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе. (Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лисёнок, а много - лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк", "Заюшкина избушка", "Лисичка со скалочкой", "Кот, лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы?!

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_30aef8e4b24566494c577cbba5c978d0.jpg


Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой-белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый, всего боится.
Воспитатель: Давайте, дети, составим цепочку заячьей семьи. Папа-заяц, мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок, много-зайчат.

Подвижная игра "Лиса и зайцы. "Дети в кругу держатся за руки. Они деревья. Один ребенок-лиса, другой - заяц. Лиса гоняется за зайцем, а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков - звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - 
логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков. 
Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, много -
волчат, волков.

-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка", "Волк и лиса", "Три поросенка", "Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет. В одних-злой, в других глупый, доверчивый...
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_0b5d9f21af0c41667491c6ee151d5308.jpg


Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький, рыжий, безобидный
зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок. 
Папа-белка, мама-белка, детеныш-бельчонок, много-
белок.
 Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше. Ой, а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети :Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные. Как думаете чьи?

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_3cae2c7b626af58daab6bcedc9df75ba.jpg


Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно. Это лоси ходили. а сено кто положил им?
Дети: Люди. Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы! А людей, которые помогают выжить лосям в холодное время года называют - лесники, егери. (Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта) животные. Они питаются веточками и корой деревьев. Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось, мама-лосиха, детеныш-лосенок, много-лосей.
-Пойдем дальше, дети. Смотрите, какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь? 
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют-
ШАТУН.А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного, а то на улице холодно.

Физкультминутка.

-Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.

Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу, сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам. ( дети вывешивают картинки зверей на доску). 

http://kladraz.ru/upload/blogs/1_2606645c1e4eb6db9d837eb1a8369d17.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_a7fbd5ccb65084685c6054d485505ea2.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_23d6e3fd57a3ba8197efcc858c8c6e69.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_ac008b4e6e33e9443b7530c7c03ba1a1.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_0ee06ba6e2fb0b52737b7258073d1a9f.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_bb267a310838e4b660397fc56140b22d.jpg


- Лапу кто зимой сосет? А еще он любит мед, может громко зареветь, а зовут его...?(
медведь)

- Маленький, рыжий зверек, по веткам прыг-скок.(
белка)

- По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком
.(заяц)

- Кто осенью холодной ходит злой, голодный? 
(волк) 
- Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет(лиса).

- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(лось) 
Воспитатель: Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали. А теперь 
поиграем еще в одну игру "Кто что ест?"(волшебный мешочек с предметами еды для диких 
зверей). Опускаем руку в волшебный мешочек ,достаем предмет и говорим кто это ест.

Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло занятие к концу. Спасибо за работу! Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше. Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры (на столах предложены разные игры по данной тематике).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы детского сада "Животные зимой".

В материале представлен конспект совместной деятельности для детей средней группы по знакомству с жизнью лесных зверей зимой с использованием ИКТ - презентации для детей....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные: ...

Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные:             Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зим...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Жизнь диких животных зимой"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе....

Конспект НОД в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме".

Познакомить детей с дикими животными и немного узнать, как они готовятся к зиме....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»  Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные:...