Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старше - подготовительной группе. "Что такое семья"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Кондрашева Наталья Владимировна
Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим в старше - подготовительной группе.
"Что такое семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nodzanyatiya_pro_semyu.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №45"Октябренок"

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим в старше - подготовительной группе.

"Что такое семья"

Воспитатель: Кондрашева Наталья Владимировна.

г.Смоленск.

Цель: развитие  представления о семье как о людях, которые живут вместе и  любят друг друга, заботятся друг о друге; формирование  представления о составе семьи.

Задачи: учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня»; учить отвечать на вопросы; воспитывать заботливое отношение, любовь и уважение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Предварительная работа.

  - Заучивание фамилии, имени, отчества родителей. 
  - Изготовление генеалогического дерева. 
  - Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». 
  - Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

  - Рассматривание  семейных фотографий.

 

Ход занятия.


Организационный момент. (Дети стоят в кругу)

 
Мы сначала будем топать: 
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. 
А потом мы будем хлопать: 
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. 
А потом мы повернемся,
И друг другу улыбнемся. 


Дети рассаживаются на стульчики. 


 Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье.

 
«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». У меня есть мама и папа. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю своих родителей. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том, как вы живете».

 

 Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье (Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье).

- Ребята, мы с Мишуткой поняли, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки - это ваши родственники, ваши родные, ваша семья. 

-Дети, а вы знаете, где живёт каждая семья? (дом, квартира)

 
Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо - влево.)

Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища вправо - влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)


Игра «Скажи ласково» (Игра с мячом)

 
-
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? ( Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

 
Дочь - доченька, дочурка. 
Сын - сынок, сыночек, сынишка, сынулечка. 
Папа - папочка, папенька. 
Дед - дедушка, дедуля. 
Мама - мамочка, мамуля. 
Сестра - сестрёнка, сестричка. 


          Игра «Скажи наоборот».

Дедушка старше, а папа... (моложе).

Мама моложе, а бабушка (старше).

Папа выше, а мама... (ниже).

Папа большой, а сын... (маленький).

Три медведя шли домой. (Дети имитируют ходьбу на месте.)
Папа был большой - большой, (Тянут руки вверх.) 
Мама чуть поменьше ростом,( Наклоняются. )
А малыш малютка просто.(Приседают. )
Очень маленький он был, 
С погремушками ходил.( Изображают игру погремушками.)
Дзынь – дзынь – дзынь 
С погремушками ходил. 


 - Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама).

 
- Что делает по дому мама? 
- А что делает папа? 
- Чем занимаются бабушка и дедушка? 
- Какие заботы по дому есть у вас? 


Игра «Корзина добрых дел».


Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать и т.д.


Творческая работа детей под руководством воспитателя

 Игра «Составь семью из картинок».

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили. (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

 Будем их соединять и движенья выполнять.(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

Детям  и Мишутке предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их рядом, составляя семью.


- Давайте посмотрим, что получилось у каждого из вас.

Анализ работ.

-У нас, у всех есть семья. У кого - то большая, у кого - то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. И вы всех любите! Вы - самые счастливые дети на свете. 


Мишка рассказывает стихотворение.


Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит нас, друзья?

Наша дружная... (семья).

Очень трудно самому

Жить на свете одному

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята.

Вы со мной согласны?  (Да!)

  • Вот и закончилось наше занятие.  О чем мы сегодня разговаривали? Какую творческую работу мы выполняли? Что нового вы узнали? Если занятие вам понравилось – улыбнитесь, если не очень - огорчитесь. Спасибо, дети, вы сегодня большие молодцы!

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили. (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

 Будем их соединять и движенья выполнять.(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

 

Пальчиковая гимнастика «Кто живёт в моей квартире»

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

 

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся  моя семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Пальчиковая гимнастика «Мальчик-Пальчик»

-Мальчик-пальчик-- Где ты был?

 -С этим братцем- -В лес ходил.

 С этим братцем-- Щи варил.

 С этим братцем-- Кашу ел.

 С этим братцем-- Песни пел.

(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем) 

Пальчиковая гимнастика «Семья»

 Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

                      А еще у меня есть другая родня:

                      Вот – сестра,

                      Вот – братец,

                      Вот – дядя,

                      Вот – тетя,

                      Вот – любимый котик …

(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем сначала на одной руке, потом на другой.

                                                                                               Конспект родительского собрания в средней группе детского сада

«Вся семья вместе - так и душа на месте»

Форма проведения: Творческая мастерская + Мастер- класс.

 Место проведения: группа.

 Оборудование: магнитофон, доска, оборудование для сюжетно – ролевой игры «Дом».

План проведения:

 1. Приветствие воспитателя

 2. Чтение стихотворений о семье детьми.

3. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки)

 4. Выставка рисунков «Моя семья»

 5. Вручение грамот.

 6. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья»

 7. Обмен мнениями, обсуждение.

 8. Обобщение воспитателя по первой части собрания, памятка родителям от ребенка.

9. Подведение итогов, памятка для родителей «Советы родителям на каждый день»

 Программное содержание:

 • Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;

• Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;

 • Повысить уровень педагогической культуры родителей;

• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

 • Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;

 • Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения;

• Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

 Подготовительный этап  - Предварительная работа: 1. Провести анкетирование родителей на тему «Моя семья» (Смотри приложения)

 2. Подготовить приглашение на собрание каждой семье. (Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток)

 3. Подготовить с детьми сценку «Выходной в моей семье».

 4. Интервью с детьми на тему «Что такое семья? » Записать высказывания детей на видео.

5. Подготовить вопросник для беседы с родителями.

6. Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Я и моя семья», организовать конкурс рисунков в различных номинациях.

7. Подготовить и вывесить на доску размышления психологов В. Леви, Ю. Гиппенрейтер, Сухомлинского, на тему о семье и детях.

 8. Подготовить для родителей памятки «Задание к собранию»:

 • Выучить одну - две пословицы или поговорку о семье;

• Принести 2-3 семейных фотографии для изготовления коллажа;

• Приобрести один журнал с картинками семьи или детей.

Организационный этап

 Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен про семью «Под крышей дома твоего» и другие; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями.

 Основной этап

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Самое главное и ценное в жизни - это семья! Семья - это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Давайте расскажем о своей семье, о ее увлечениях и путешествиях. Дети вбегают с воздушными шарами в зал под фонограмму песни группы «Непоседы» Выстраиваются полукругом.

 Чтение стихотворений.

1 ребёнок Семья – это мы.

 Семья – это я.

 Семья – это папа и мама моя

. Семья – это Саша, братишка родной.

 Семья – это котик пушистенький мой.

                                           2 ребёнок Семья – это крёстные тети дяди.

                                                               Семья – это ёлка в красивом наряде.

                                                               Семья – это праздник за круглым столом.

                                                               Семья – это счастье, семья – это дом.

                                                               Где любят и ждут и не помнят о злом.

3 ребёнок Эти дни - одно везенье!

 Воскресенья так нужны.

 Потому что в воскресенье

 Мама делает блины.

                                             4 ребёнок Папа чашки к чаю моет,

                                                                 Вытираем их вдвоём.

                                                                 А потом мы всей семьей

                                                                Чай с вареньем долго пьём.

 Дети и родители показывают сценку «Выходной день у нас дома»

5 ребенок Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

 Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

 Мечты о хорошем, волнение и трепет.

                                                           6 ребенок Мама с папой – моя родня.

                                                                               Нет роднее родни у меня.

                                                                               И сестренка родня, и братишка,

                                                                               И щенок лопоухий Тишка.

                                                                               А еще есть друг у меня.

                                                                               Друг Сережка мне тоже родня.

                                                                               Все секреты ему говорю,

                                                                               Все на свете ему подарю.

7 ребенок Семья – это труд, друг о друге забота.

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно! Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

 Дети садятся на стульчики рядом с родителями.

 Воспитатель: - Интересно, а наши родители знают пословицы о семье? Я начну, а вы закончите:

- В гостях хорошо, а дома… лучше.

- В дружной семье и в холод тепло. В недружной семье добра… не бывает.

-  В прилежном доме густо, а в ленивом доме… пусто.

- В своем доме и стены… помогают.

-  В семье и каша …гуще.

- В семье разлад, так и дому …не рад.

-  В семье согласно, так идет дело… прекрасно.

(Родители вместе с детьми читают приготовленные заранее пословицы и поговорки о семье)

 Выставка рисунков: Дети и родители рассказывают о своем рисунке: - Кто и где изображен на рисунке? - Чем заняты? - Какая у вас семья? И др.

Вручение грамот в различных номинациях: «За мастерство», «За искренность и доброту» и другие. Дети уходят в группу.

 Воспитатель: - Что же такое семья? (ответы родителей)

 А теперь послушайте как ответили ваши дети. (Показ интервью на видео проекторе)

 Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. (Информация на слайде) Что такое семья - этот вопрос стоит задать себе до попытки ее создать. Семья это счастье, к которому нужно готовиться. Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый.

Чтение стихотворения:

 Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

 И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

 Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

 И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет? Постирает белье?

 Меня приласкает? Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя! ”

 “я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций: Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей.

 “Воспитание великое дело: им решается участь человека", – сказал В. Г. Белинский. -Как вы выполняете эту функцию? (ответы родителей):

 • Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т. д.

 • Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

 • Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. -Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству. -Как вы реализуете эту функцию в своей семье? (ответы родителей)

• Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества. -Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей) - В какие игры вы играете всей семьей? (ответы родителей) «Веселая мастерская». (Воспитатель предлагает родителям сделать коллаж семьи) (в конце все оформляют выставку)

 Подведение итогов собрания, обмен мнениями:

Воспитатель: А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья, как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.

 Воспитатель: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Любите друг друга.

Советы родителям на каждый день.

 • Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений:"Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

• Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала померитесь, а потом идите по своим делам.

• Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".

• Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".

 • Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

• В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

 Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приласкает? Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя! ”

 “я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций: Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей.

 “Воспитание великое дело: им решается участь человека", – сказал В. Г. Белинский. -Как вы выполняете эту функцию? (ответы родителей):

 • Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т. д.

 • Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

 • Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. -Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству. -Как вы реализуете эту функцию в своей семье? (ответы родителей)

• Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества. -Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей) - В какие игры вы играете всей семьей? (ответы родителей) «Веселая мастерская». (Воспитатель предлагает родителям сделать коллаж семьи) (в конце все оформляют выставку)

 Подведение итогов собрания, обмен мнениями:

Воспитатель: А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья, как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.

 Воспитатель: Спасибо, что вы пришли сегодня к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Школа».

Цель занятий: Закрепить знания детей о школе, о тех, кто там работает; уметь ориентироваться в здании школы. Вызвать у детей интерес к школе, желание учиться, общаться с друзьями. Активизировать слова...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Предметы – помощники»

Задачи: 1.     Формировать представления о предметах, облегающих труд человека на производстве;2.     Объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое горы?»

Задачи:1. Продолжить знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;2. Развивать позна...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое Новый год?»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое Новый год?»...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Наша дружная семья»

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Наша дружная семья»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе дружная семья»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе дружная семья»...