Проект программы инновационной деятельности по реализации инновационной образовательной проектной инициативы.
проект по окружающему миру

Александрова Светлана Владимировна

: «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС  дошкольного образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОЕКТ»

 Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 1 г. Починка

Проект программы инновационной деятельности по реализации инновационной образовательной проектной инициативы.


 Тема: «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС  дошкольного образования»

Починок, 2020 г.

Содержание.

1.

Паспорт программы…………………………………………………

стр. 3-5

2.

Содержательная часть программы…………………………………

стр. 6-26

Описание актуальности…………………………………………......

стр. 6

Выявление  противоречий и проблемы, на решение которой направлен проект………………………………………………….

стр. 7-8

Анализ степени разработанности проблемы в российской системе образования и системе образования региона (научная разработанность, прктическая разработанность)……………….

стр. 8

 

Нормативно-правовая база, на которую опирается проект….......

стр. 8-9

 

Цель проекта, описание задач, решаемых в ходе реализации проекта………………………………………………………………

стр. 9

 

Описание гипотезы………………………………………………...

стр. 9-10

 

Обоснование новизны проекта……………………………………

стр. 10-11

 

Описание ожидаемых  результатов, критериев  и показателей оценки эффективности проекта…………………………………..

стр. 11-13

 

Обоснование практической  значимости инициативы для модернизации и совершенствования региональной системы образования………………………………………………………...

стр. 14

 

Оценка потенциала образовательной организации………………

стр. 14-16

Анализ и оценка ресурсов, необходимых для реализации проекта………………………………………………………………

стр. 16-18

Описание способов обеспечения достоверности результатов…

стр. 18-19

Планируемое методическое обеспечение (публикации) по теме исследования……………………………………………………….

стр. 19

Способы тиражирования результатов…………………………….

стр. 19-20

Общий план реализации пректа (с примерной детализацией первого года реализации программы)…………………………….

стр. 20-25

Ожидаемые промежуточные результаты…………………………

стр. 25

Оценка рисков и их минимизация…………………………………

стр. 25-26

3.

Тезаурус проекта……………………………………………………

стр. 26-27

4.

Список литературы…………………………………………………

стр. 27-28

1. Паспорт программы.

Название проекта

«Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС дошкольного образования»

Актуальное направление, на реализацию которого направлен проект

«Развитие системы дополнительного образования детей, обновление его содержания и технологий».

Цель проекта.

Создание условий для развития у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формирования познавательной активности, любознательности,

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта.

        1. Создать модель предметно–пространственной развивающей среды в группах и на территории детского сада для развития у детей познавательной активности.

        2. Повысить у педагогов уровень компетенций, необходимых для реализации проекта.

        3. Создать банк дидактических и методических материалов, пособий, необходимых по использованию в исследовательской деятельности.

4. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) ДОО.

        5. Активизировать интерес детей к окружающему миру.

        6.Развивать  любознательность  и познавательную мотивацию.

        7. Формировать познавательные  действия, становление сознания у детей.

        8. Формировать первичные представления о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

9. Развивать воображение и творческую активность.

Ожидаемый результат реализации проекта.

1. Появление инновационных авторских программ дополнительного образования, популяризующих среди детей экспериментально-исследовательскую деятельность.

2. Создание открытой дискуссионной площадки с практическими рекомендациями по внедрению и эффективному  использования новых форм дополнительного образования, организации  развивающего пространства, расширению образовательных возможностей для потребителя.

Критерии результативности  / эффективности проекта.

1. Улучшение качества работы каждого педагога.

2. Повышение уровня овладения детьми навыками и умениями по экспериментально-исследовательской деятельности.

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

4. Повышение уровня мотивации к  познаниям.

5. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

6. Участие детей в конкурсах с продуктами собственного творчества.

7.Повышение интереса родителей к педагогическому процессу в ДОО.

8.Создание устойчивого положительного имиджа.

Сроки и этапы реализации проекта.

Сентябрь 2020 г.- август 2024 г.

I этап – Организационный (сентябрь 2020 г. – август 2021г.)

II этап – Практический (сентябрь 2021 – август 2023 г.)

III этап – Корректировочный (сентябрь 2023 г.)

IV этап – Заключительный (октябрь 2023 г. - май 2024 г.)

Сведения об организации  (организациях) – разработчике проекта.

Смоленская область,  г. Починок, пер. Октябрьский, д.4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Починка.

Сведения о руководителе образовательной организации.

Чижова Елена Михайловна

Сведения о руководителе проектной группы и ее участниках на уровне образовательной организации.

Руководитель проектной группы: Александрова Светлана Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Участники на уровне образовательной организации:

Митрошина Ольга Викторовна, Калиничева В.А., Камозина Е.С., воспитатели; Корец Юлия Александровна,  музыкальный руководитель.

2. Содержательная часть программы.

Обоснование выбора темы инновационной образовательной проектной инициативы:

Описание актуальности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с социально-коммуникативным, речевым, художественно-эстетическим, физическим направлениями развития и образования выделено и познавательное развитие детей. Указывая различные виды детской деятельности, в документе подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение, начинается с раннего возраста и реализуется путём детского экспериментирования.

Введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и  перспективности образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

К созданию проекта наш коллектив побудил  поиск путей, которые повысят качество развития дошкольников и значимость дошкольного образования.

Программа проекта «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС  дошкольного образования» регламентирует деятельность дошкольной организации в вопросах обеспечения системы дополнительного образования детей, обновление его содержания и технологий.

Основными направлениями деятельности при реализации проекта станет организация обучающих мероприятий для повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитателей ДОО, создание совершенно другой развивающей среды, которая будет способствовать формированию познавательных интересов детей, через экспериментальную деятельность, и тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагоги- дети-родители). Этот проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию новых форм дополнительного образования и развивающего пространства дошкольной образовательной организации.

Выявление  противоречий и проблемы, на решение которой направлен проект.

        Федеральный проект «Успех каждого ребенка», действующий в рамках национального проекта «Образование» обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных организациях. Дополнительное образование детей это не просто структурная часть существующей системы, а компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста, самоопределения и саморазвития индивидуальности.

Основания для интеграции дошкольного и дополнительного образования продиктованы самой жизнью.

Можно с уверенностью утверждать, что дополнительное развитие детей обладает большей гибкостью в формировании содержания обучения, большим выбором форм и технологий обучения, которые помогут в решении задач формирования личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий.

Если образовательная организация сориентирована на новое качество образования, то она должно в полном объёме предоставить необходимые условия для развития и воспитания, обеспечивающие социальную активность молодого поколения, его конкурентоспособность вхождения в современное общество.

Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольника.

Дети дошкольного возраста по своей сути пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организацию детского экспериментирования мы понимаем как особый способ практического освоения действительности.

Построение развивающей среды для познавательно-исследовательской деятельности – это комплексный многоплановый процесс, в котором участвуют  педагоги и родители, дети и администрация ДОО. Это разработка интегрированных организационных образовательных деятельностей, организация мини-лабораторий для групп, оборудование дополнительного помещения, лаборатории для экспериментирования, организация территории дошкольного учреждения для исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.

Для проведения такой работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности необходимо задействовать научно-методический, педагогический и организационный, информационный потенциал, накопленный нашей системой образования.

В связи с этим возникла необходимость создания проекта «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС дошкольного образования».

Анализ степени разработанности проблемы в российской системе образования и системе образования региона (научная разработанность, прктическая разработанность).

Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях психологов (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н., Савенков А.И.). Замечено, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, но особенно ребенок-дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и то, что делает сам. В связи с этим исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в нашем детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагогов и родителей).

Нормативно-правовая база, на которую опирается проект.

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.10.2013г. № 1155«Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», действующий в рамках национального проекта «Образование» (утвержден 18.12.2018 г.)

4. Закон  Смоленской области «Об образовании в Смоленской области» № 122-з. от 31.10.2013 г.

5. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования Российской Федерации».

 6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

7. Разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОО (положений, приказов, правил, функционалов).

Цель проекта, описание задач, решаемых в ходе реализации проекта.

Цель проекта: создание условий для развития у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формирования познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта.

1. Создать модель предметно–пространственной развивающей средыв  группахи на территории детского сада для развития у детей познавательной активности.

2. Повысить у педагогов уровень компетенций, необходимых для реализации проекта.

3. Создать банк дидактических и методических материалов, пособий, необходимых по использованию в исследовательской деятельности.

4. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения.

5. Активизировать интерес детей к окружающему миру.

6.Развивать  любознательность  и познавательную мотивацию.

7. Формировать познавательные  действия, становление сознания у детей.

8. Формировать первичные представления о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

9. Развивать воображение и творческую активность.

Описание гипотезы.

Если в ходе данного проекта будут разработаны и апробированы:

- нормативно правовая документация дошкольной организации в соответствии с ФГОСДО,

- содержание и методики образовательного процесса, проходящего с использованием предметно-пространственной развивающей среды для познавательно-исследовательской деятельности,

- средства диагностики выпускников ДОО и личностных качеств представленных ФГОС ДО,

то это позволит:

- сформировать у воспитанников дошкольной организации, результаты образования, заданные ФГОС ДО, с позиций качества образования,

- создать модель предметно–пространственной  развивающей  среды  в  группах и на территории детского сада для развития у детей познавательной активности,

- создать банк дидактических и методических материалов, пособий, и т. д. необходимых по использованию в исследовательской деятельности,

- разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения,

- повысить результативность образовательного процесса и создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности, обеспечить непрерывность на выделенных ступенях обучения,

- повысить профессиональный уровень педагогов-участников,

- создать условия для построения партнёрских отношений между родителями и образовательной организацией при реализации ФГОС ДО.

Обоснование новизны проекта.

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования в комплексе с решением изобретательских задач. И характеризуется структуризацией практического материала для организации предметно-пространственной развивающей среды в группах и на территории детского сада, и проведением игр - экспериментирования с дошкольниками.

Проект решает задачи позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста через дополнительное образование, в основе которой лежит познавательно-исследовательская деятельность, познание окружающей действительности через практическую деятельность, наблюдение, беседу, игру, труд, через использование ИКТ, проектную деятельность.

Описание ожидаемых  результатов, критериев  и показателей оценки эффективности проекта.

1. Появление инновационных авторских программ дополнительного образования, популяризующих среди детей экспериментально-исследовательскую деятельность.

2. Создание открытой дискуссионной площадки с практическими рекомендациями по внедрению и эффективному  использования новых форм дополнительного образования, организации  развивающего пространства, расширению образовательных возможностей для потребителя.

Познавательное развитие — один из наиболее важных критериев общего развития ребёнка. Именно в дошкольном детстве самые благоприятные возможности для раскрытия познавательного потенциала. Безусловно, это длительный процесс, который нуждается в контроле и диагностике отслеживания успешности освоения ребёнком программы ДОО.

Таблица 1

Критерии   и показатели оценки эффективности проекта.

Критерий

Показатель  оценки эффективности проекта

Улучшение качества работы каждого педагога.

- видение современных задач дошкольного образования,

- наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству,

- проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка,

- умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-пространственную развивающую образовательную среду,

- умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность,

- умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность.

Повышение уровня овладения детьми навыками и умениями по экспериментально-исследовательской деятельности.

- умение постановки проблемы воспитанниками,

- грамотное формулирование вопросов,

- выбор способов исследования,

- умение описывать наблюдения во время опытной деятельности,

- наличие мыслительных умений (анализ, сравнивание, обобщение, систематизация),

- степень самостоятельности в проведении эксперимента,

- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов,

-умение фиксировать результаты экспериментирования.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

- отношение к экспериментальной деятельности,

- целеполагание,

- планирование,

- реализация,

- рефлексия.

Повышение уровня мотивации к  познаниям.

- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании, экспрессивно-мимические проявления интереса, положительный эмоциональный фон, эмоциональные «всплески»),

-целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца), 

-степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

        Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

- произвольность поведения,

- самостоятельность,

- развитая эмоционально волевая сфера,

- инициатива в различных видах деятельности,

- стремление к самореализации,

- общительность,

- творческий подход к деятельности,

- высокий уровень умственных способностей,

-  познавательная активность.

Повышение интереса родителей к педагогическому процессу в ДОО.

-проявление  интереса родителей к педагогическому процессу ДОО,

- повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом,

- оказания помощи и участия в мероприятиях,

- возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса,

г)  - снижение количества претензий и агрессивности родителей,

д) - осознание родителями своей ответственности в воспитании ребёнка.

Создание устойчивого положительного имиджа.

- увеличение охвата воспитанников

дополнительнымиобразовательными услугами,

-оптимальный уровеньосвоения программы дополнительного дошкольного образования,

-  увеличение доли воспитанников, показывающих результаты в творческих конкурсах и соревнованиях,

- увеличение доли педагогов, участвующих в инновационной деятельности, профессиональных конкурсах.

Обоснование практической  значимости инициативы для модернизации и совершенствования региональной системы образования.

Практическая значимость проекта заключается в создание модели предметно–пространственной развивающей среды в  группах и на территории детского сада для развития у детей познавательной активности, в разработке личностно-ориентированных форм  взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов), в разработке методических материалов, для внедрения  исследовательской деятельности в образовательное пространство дошкольной организации, которые могут быть использованы в работе другими учреждениями дошкольного образования. Разработка и реализация данного проекта повысит качество образовательного процесса: позволит построить  качественную образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

Перспективы развития инновации заключаются в приобретении современного оборудования для детского экспериментирования, в разработке программ дополнительного образования с целью охвата экспериментально-исследовательской деятельностью  большего количества воспитанников.

Оценка потенциала образовательной организации.

Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в нашей дошкольной организации с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности  и обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения.

Предметно-пространственная развивающая среда  обеспечивает реализацию Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 1 г. Починка, но хочется обратить особое внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для воспитанников создана предметная среда с необходимым развивающим и игровым оборудованием. Для проведения образовательной деятельности с детьми оборудовано дополнительное помещение: лаборатория экспериментирования «Юные волшебники». В лаборатории имеется сконструированный модуль-лаборатория, который трансформируется в несколько положений, имеет перекатные элементы, открытые и закрытые полки для хранения материалов, может разворачиваться с увеличением рабочей поверхности и компактно складываться, если необходимо освободить пространство.

Модуль-лабораторию разворачивает, передвигает и оборудует воспитатель, но дети могут помочь переставить перекатную тумбочку. Взрослый привлекает детей к подготовке материала и оборудования. В подготовительной к школе группе создан экологический центр, оборудована мини – лаборатория  «Опыты дядюшки Филина», состоящая из уголка для детского экспериментирования с оборудованием и материалами для  опытов.

В старшей группе также созданы условия для экспериментально - исследовательской деятельности: оборудована мини-лаборатория «Хочу все знать»

В младшей группе есть мини - лаборатория «Веселая академия», столик  «Песок-вода» для проведения экспериментов с водой, песком, глиной.

На территории дошкольной организации  создана экологическая тропа, опытно – экспериментальный огород, метеостанция  с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

МБДОУ д/с № 1 г. Починка продолжительное время реализует   направление работы  по экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников. Данное направление наиболее полно способствует становлению личности: творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни, раскрывает социальные, познавательные, коммуникативные потенциалы  дошкольника.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Анализ и оценка ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155).

3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», действующий в рамках национального проекта «Образование» (утвержден 18.12.2018 г.)

4. Закон Смоленской  области от 31.10.2013 № 122-з «Об образовании в Смоленской области»

5. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования Российской Федерации».

6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

 7. Разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОО (положений, приказов, правил, функционалов).

Научно-методическое обеспечение проекта:

- разработка диагностического инструментария для оценки результативности реализации проекта;

- работа творческой группы по реализации проекта в ДОО;

- организация методических консультаций по ходу реализации проекта;

- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по созданию предметно-пространственной развивающей среды.

 Кадровое обеспечение проекта.

Для реализации проекта в дошкольной образовательной организации необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции:

создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

привлечение необходимых специалистов извне;

создание творческих групп.

Таблица 2

Творческая группа по работе в экспериментальной площадке.

ФИО сотрудника

Должность, квалифика-ционная категория

Наименование проектов, выполненных в течение последних 5 лет

Функционал специалиста

Чижова Елена Михайловна

заведующая

Разработчик проекта

Александрова Светлана Владимиров-на

воспитатель

высшей квалифика-ционной категории

Детские познавательно-исследовательские проекты:

- «Откуда берется ветер»,

- «Снежные тайны»,

- «Почему зимой не мерзнут глаза»,

-«Конфетная опасность».

   Педагогический проект  «Огород на окне»

   Педагогический проект «Тайны воды».

 Педагогический проект «Метеостанция в детском саду – наблюдаем, играем»

Разработчик проекта

Калиничева Виктория Александров-на

воспитатель

высшей квалифика-ционной категории

  Детские познавательно-исследовательские проекты:

- «Соседка «Плесень»,

- «Универсальный картофель».

Педагогический проект «Умный взгляд на мусор»

Разработчик проекта

Камозина Елена Сергеевна

воспитатель

первой

квалифика-ционной категории

Детский познавательно-исследовательский проект:

«Соль – знакомая незнакомка»

Участник

Митрошина Ольга Викторовна

воспитатель

первой

квалифика-ционной категории

Участник

Корец Юлия Александров-на

музыкальный руководитель

высшей квалифика-ционной категории

Участник

Информационные ресурсы обеспечения проекта: выход в Интернет, электронная почта, портфолио достижений педагогов в электронном виде, банк инновационных идей (видеотека и презентации методических материалов), сайт педагогов о работе в группах, сайт ДОО.

        Создание лаборатории  требует не больших финансовых вложений. Организация лаборатории и мини-лабораторий в группах ДОО, изготовление методических пособий, осуществляется с помощью работников организации и родителями воспитанников.

Описание способов обеспечения достоверности результатов.

- систематическое проведение консультаций для педагогов;

- обсуждение проблем на совещаниях, семинарах;

-проведение констатирующих (исходных), утоняющих, преобразующих срезов;

- фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы;

- ежегодные отчёты по результатам работы;

- анализ положительных, а также отрицательных результатов;

- анализ непредвиденных и побочных результатов реализации проекта;

- проведение итоговых срезов;

- подбор  методов, способствующих достижению целей и задач проекта.

Планируемое методическое обеспечение (публикации) по теме исследования.

Для обеспечения наилучшего образовательного результата, администрация ДОО планирует:

- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по созданию предметно-пространственной развивающей среды по экспериментальной и познавательно-исследовательской  деятельности дошкольников,

- оснащение  мини-лабораторий наборами для экспериментально-исследовательской деятельности,

- подписку на публикации методических рекомендаций по экспериментально-исследовательской деятельности и познавательному развитию на  Интернет- ресурсе: педагогика ХХI век дошкольное образование https://pedagogcentr.ru/site-search0

 Творческая группа планирует разработать и создать:  

-методические рекомендации по организации детского экспериментирования,

- диагностический инструментарий,

-брошюру–памятку для педагогов по организации экспериментирования,

- картотеку элементарных опытов и экспериментов для дошкольников,

- перспективные планы по экспериментальной деятельности,

- программы дополнительного образования по организации детского экспериментирования  в ДОО,

- банк презентаций проектов (педагогических и детских) по познавательно-исследовательской деятельности,

- интерактивные игровые презентации.

Способы тиражирования результатов.

Результаты проекта могут быть внедрены в практику других дошкольных организаций через участие педагогов в семинарах и открытых мероприятиях, проводимых на базе МБДОУ  д/с №1 г. Починка. Пропаганду нового опыта, возможно, вести  в процессе участия в конференциях, семинарах и конкурсах при СОИРО, а также через опубликованные материалы в средствах массовой информации и на сайте дошкольной организации, личных сайтах творческой группы. Распространение результатов по окончании проекта осуществляется в форме публикаций, разработки методических рекомендаций, публичных отчетов, семинаров, презентаций, выставок пособий, фотографий, статей. Привлечение родительской  общественности к проекту, также способствует распространению информации о проектной деятельности. Полученный в результате инновационной деятельности опыт может быть полезен дошкольным организациям различного типа.

Общий план реализации пректа (с примерной детализацией первого года реализации программы).

Таблица 3

1 этап - организационный (сентябрь 2020 г. - август 2021 г.)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответст-венный

Разработка нормативно - правовой базы

Издание приказа, разработка Положения о работе творческой группы по реализации проекта.

Сентябрь 2020

Механизм эффективного управления проектом.

Заведующая

Создание творческой группы из педагогов ДОО для работы по реализации проекта

Создание и планирование работы творческой группы.

Сентябрь   2020

Механизм эффективного управления проектом.

Заведующая

Изучение научно-методичес-кой литературы

Педчасы, самообразование

В течение реализа-ции проекта

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО.

Участники проекта

Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

Проведение анкетирования родителей, заседания Совета родителей,

проведение родительских собраний.

Октябрь 2020

Повышение уровня информирован-ности и компетентнос-ти родителей

Заведующаяпедагоги ДОО

Изучение уровня компетен-ции педагогов по проблеме проекта программы

 Анкетирование.

Ноябрь  2020г.

Повышение уровня информирован-ности и компетентнос-ти педагогов

Заведующая

Проведение первичной диагности-ки дошкольни-ков.

Мониторинг детского развития в ходе познавательной деятельности (развитие детских способностей и познавательной активности)

Декабрь   2020г.

Выявление проблем в познаватель-ном развитии детей.

Педагоги  ДОО

Моделиро-вание структуры информа-ционной среды для повышения качества образования в ДОО.

Организация круглого стола «Использование эксперименталь-но-исследователь-ской деятельности в кружковой работе с детьми».

Январь 2021г.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО.

Александ-рова С.В., руководи-тель творческой группы

Формиро-вание методичес-кой базы

Подбор специальной литературы, картотек, методических рекомендаций по познавательно-исследовательс-кой деятельности.

Февраль – март

 2021 г.

Наличие методической базы для повышения уровня профессиональ-ного мастерства педагогов ДОО.

Александ-рова С.В., руководи-тель творческой группы

Составле-ние программ кружков по экспериментальной деятельнос-ти  

Консультации для педагогов: «Алгоритм построения программы дополнительного дошкольного образования».

«Тематическое планирование по эксперименталь-ной деятельности»  

Апрель-май

2021 г.

Программы  кружков по эксперименталь-ной деятельности.  

Педагоги  ДОО

Обогаще-ние предметно-пространст-венной развиваю-щей среды.

Консультация для педагогов на тему: «Инновационный подход к организа-ции предметно-развивающей сре-ды для познавательно-исследователь-ской деятельнос-ти дошкольников».

Конкурс «Лучшая мини-лаборатория»

Июнь-август

2021 г.

Обогащение предметно-пространствен-ной развивающей среды.

Заведующая педагоги ДОО

Установле-ние связей с организа-циями социума.

Ведение работы по взаимодействию с МБОУ СОШ г. Починка, ИКМ г. Починка.

В течение реализа-ции проекта

Договоры о взаимодейст-вии.

Заведующая

2 этап – практический  (сентябрь 2021 г. - август2023 г.)

- Организация постоянно действующего семинара для воспитателей по теме: «Влияние исследовательской деятельности на познавательное развитие дошкольников».

- Корректировка тематических планов по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на дальнейшем этапе.

- Создание картотеки занятий по детской экспериментальной деятельности в рамках программ дополнительного дошкольного образования.

- Использование интерактивных методов обучения в работе с детьми и педагогами.

- Разработка системы проектно-исследовательской деятельности в учреждении.

- Разработка единой диагностической методики по исследовательскому обучению дошкольников.

- Создание банка детских и взрослых исследовательских проектов в детском саду.

- Участие детей и педагогов в конкурсах различного уровня.

- Привлечение родителей как единомышленников к совместной деятельности.

 - Организация и проведение совместных мероприятий с родителями по исследовательской деятельности детей.

3 этап – корректировочный (сентябрь 2023 г.)

- Анкетирование педагогов  с целью определения степени овладения исследовательской деятельностью; выявления положительных достижений и возможных затруднений педагогов в вопросах развития познавательной активности детей путём экспериментирования.

- Анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей.

- Корректировка календарного плана деятельности на дальнейших этапах.

- Проведение мониторинга успешности реализации программы.

- Анализ полученных результатов.

- Анализ рисков, деятельность по минимизации рисков.

4 этап – заключительный (октябрь 2023 г. - май 2024 г.)

- Мониторинг профессиональной компетенции педагогов.

- Адаптация модели проектно-исследовательской деятельности к комплексно-тематическому планированию образовательной программы дошкольной организации.

- Анкетирование родителей воспитанников дошкольной организации на предмет удовлетворённости результатами проектно-исследовательской деятельности детей.

- Обобщение опыта работы по проектно-исследовательской деятельности в педагогических мероприятиях различного уровня

- Системный анализ проведённой работы.

- Создание методических рекомендаций по развитию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

Ожидаемые  промежуточные результаты.

1.Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольной организации и родителей воспитанников.

2. Модернизация дошкольного образования за счет эффективного использования форм дополнительного образования, расширения образовательных возможностей для потребителя.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

4. Овладение детьми начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

5. Становление у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

10. Развитие у детей активности, самостоятельности, творческой личности.

11. Повышение уровня компетентности родителей  в вопросах развития познавательной активности у детей, через экспериментальную деятельность.

Оценка рисков и их минимизация.

Таблица 4

п/п

Основные риски

инновационного проекта

Пути их минимизации

1

Конкурентоспособность дошкольных образовательных учреждений, имеющих опыт партнерских отношений ДОО и семьи в вопросах развития детей через познавательно-исследовательскую  деятельность.

Мотивация педагогов на реализацию инновационных моделей дошкольного образования, использование инновационных форм взаимодействия с родителями.

2

Нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.

Моральное стимулирование участия родителей в воспитательно-образовательном процессе. 

Система ознакомительных мероприятий:  Буклеты,  стенды,  родительские собрания,  психолого-педагогическая поддержка.

3

Отсутствие возможности модернизации современной материально-технической базы и предметно-пространственной развивающей среды ДОО.

Поиск внебюджетных источников для реализации инновационных образователь-ных задач.

4

Отсутствие возможности проведения мероприятий дополнительного образования в специально оборудованной детской экспериментальной лаборатории.

Приспособление подсобного помещения для детской  экспериментальной лаборатории.

5

Отсутствие специальных пособий для проведения наблюдений и экспериментирования на улице.

Изготовление  методических пособий из подручных средств педагогами и родителями воспитанников.

6

Негативное отношение педагогов ДОО к инновациям.

Обучающий семинар.  Индивидуальная работа с педагогами.  

7

Неэффективное использование ИКТ некоторыми педагогами.

 Обучающие курсы, семинары,  открытые занятия,  взаимопосещения,  предоставление банка презентаций.

3. Тезаурус проекта:

1. Актуальность - проблема, решению которой призван способствовать проект.

2. Дополнительное дошкольное образование - это создание условий для более  интенсивного индивидуального развития личности дошкольника.

3. Инициатива - почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения.

4. Инновация - это те нововведения, которые способствуют повышению качества образовательного процесса.

5. Исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию.

6. Личность - человек, наделенный самостоятельностью мысли, своеобразием чувств, силой воли и ответственностью.

7. Мониторинг – разбор и анализ результатов, что получилось, какие были ошибки.

8. Метод - это совокупность путей, для достижения необходимого результата.

9. Развитие - это процесс становления личности.

10.  Содержание - система  знаний, навыков и умений.

11. Технологии - системный метод создания,  учебного процесса.

12. Успешность - один из параметров реализации в жизни и в социуме.

13. Формы - это способ организации учебно-познавательной деятельности.

14. Экспериментально-исследовательская деятельность  - это исследовательский метод.

4. Список литературы.

1. В е р а к с а Н. Е., Г а л и м о в О. В. Познавательно – исследовательская  деятельность дошкольников». Мозаика-Синтез, 2014

2. В о л ч к о в а В. Н., С т е п а н о в а Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010

3. Д ы б и н а О. В. «Неизведанное  рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: «ТЦ Сфера», 2002. 

4. Д ы б и н а О. В. Рукотворный мир: Игры – занятия для дошкольников. – М.: «ТЦ Сфера», 2011. 

5. Д ы б и н а О. В., П о д ь я к о в Н. Н., Щ е т и н и н а В. В.  «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: «ТЦ Сфера», 2017.

6. Д ы б и н а О. В., Р а х м а н о в а Н. П., Щ е т и н и н а В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

7. И в а н о в а А. И.   Живая экология. Программа экологического образования дошкольников.  – М.: «ТЦ Сфера», 2009.

8. И в а н о в а А. И.  Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: «ТЦ Сфера», 2004.

9. И в а н о в а А. И., У м а н с к а я  Н. В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: «ТЦ Сфера», 2017.

10. Интернет ресурс: https://pedagogcentr.ru/site-search0

11. К о р о т к о в а Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 – С. 12.

12. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Учитель, 2020

13. П о д ь я к о в Н. Н.  Мышление дошкольника. – М.: Издательство Педагогика, 1977.  

14. П р о х о р о в а Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. Арки, 2010.

15.С а в е н к о в А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: «Учебная  литература», 2004. 

16. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие / Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Детство-пресс, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»

Презентация к опыту работы  по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...

Проект Программы инновационной деятельности по проблеме «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия»

В сложившихся условиях модернизации, где поставлены акценты на обеспечение преемственности   образовательных учреждений, учреждений социума, семей воспитанников в   решении проблем...