Проект "Удивительные насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Скворцова Елена Ивановна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nasekomye_2023.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ

на тему:

«Удивительные насекомые»

                                                         

Руководители:

Скворцова  Елена Ивановна                

 

             

г. Калининград, 2023

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ «Удивительные насекомые»

Вид проекта

краткосрочный

Разработчик Проекта

Руководитель: Скворцова Елена Ивановна

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

Воспитатель разновозрастной группы №10 МАДОУ ЦРР д/с № 130

воспитанники разновозрастной группы №10

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

Развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Основные    задачи       Проекта

Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях. Формирование познавательного интереса к насекомым. Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, краске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы. Заложить основы экологического воспитания. Вызвать удовольствие от общения с природой.

Гипотеза проекта

Если ребёнка научить понимать всю важность  роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, способствует формированию отзывчивой и гуманной личности. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых. У детей воспиталось чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям. Сформировался устойчивый интерес детей к природе.

Критерии эффективности проекта

педагогические наблюдения; консультативные беседы для родителей. Можно сделать вывод, что проект эффективен. В результате реализации проекта, мы надеемся, что  на основе сотрудничества семьи и ДОУ сможем воспитать личности, стремящиеся к бережному отношению к окружающей природе.

Основные принципы Проекта

Развивать интерес к экологическому воспитанию детей. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем. Обогащать словарь ребенка.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, телевизор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. Материал для художественной деятельности.

Воспитатель  группы №10                        Скворцова Елена Ивановна

Разработку проекта «Удивительные насекомые»

с 17.07.2023 по 28.07.2023 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                             В.Г.Александрова

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

на тему:

«Удивительные насекомые»

                                                         

Руководители:

Скворцова  Елена Ивановна                

 

г. Калининград, 2023

Объем выполненной работы

В ходе реализации проекта у детей сформированы

Совместная деятельность  способствовала укреплению детско-родительских отношений.

Значимость полученных результатов

Участие детей, родителей и педагогов в этом проекте позволило пополнить багаж знаний и сформировать интерес к познанию объектов живой природы. Участвуя в проекте, педагоги, родители и дети чувствовали себя значимыми, вносили свой вклад в общее дело, радовались успехам, результатами.

Общие выводы по проекту

Заинтересованность, проявление познавательной активности. В дальнейшем мы будем продолжать вести работу с детьми и родителями по данной теме. 

Оценка успешности Проекта

Экологическое воспитание – главная задача нашего общества, а дошкольный возраст – это благоприятная пора для привития любви к объектам живой природы.

Воспитатель группы №10     Скворцова Елена Ивановна

                                         

                                                                             

Реализацию проекта «Удивительные насекомые»

28.07.2023г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                             Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                         В.Г.Александрова

  • Вид проекта: познавательно-исследовательский
  • Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

с 17.07.2023 по 28.07.2023 г.

  • Участники проекта: дети разновозрастной  группы, воспитатель Скворцова Е.И.
  • Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, познавательно- исследовательская деятельность (конструктивная), художественное творчество, труд, физическая культура, здоровье, безопасность.

Актуальность: Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Летом детям всегда интересно наблюдать за насекомыми. Насекомые – самая многочисленная группа. Но, к сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, возникла проблема «Нужны ли насекомые?». Пользу или вред они приносят? Зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка? Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить правильному отношению к ним.

Цель: формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
  2. Уточнить особенности внешнего вида насекомых;
  3. Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, краске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
  4. Заложить основы экологического воспитания;
  5. Вызвать удовольствие от общения с природой.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Познавательное чтение;
  2. Сюрпризные моменты (игрушки пчела Майя, кузнечик Кузя, бабочка, Лунтик);
  3. Беседа, рассуждения, обсуждения, умозаключения;
  4. Рассматривание;
  5. Работа со схемами;
  6. Дидактическая игра, сюжетно- ролевая игра, пальчиковые игры, подвижная игра, экологические игры, имитационные игры, игры -перевоплащения;
  7. Продуктивная деятельность
  8. Лаборатория (экспериментирование, опыты);
  9. Подведение итогов (викторина).
  • Оборудование:  детские энциклопедии, картинки с изображением насекомых, схемы этапов развития насекомых, игрушки насекомые, емкости для временного помещения туда насекомых, аудиозаписи (звуки природы), шапочки для обыгрывания образов насекомых, художественная литература, настольные игры, трафареты (насекомые).  
  • Презентация: «Удивительные насекомые».

Предполагаемый результат:

  1. Сформированная база знаний у детей о мире насекомых (внешний вид, способы передвижения, издаваемые звуки).
  2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним (знать о пользе и вреде насекомых).
  3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.
  4. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  2. Беседа «Если ребенок боится насекомых».
  3. Домашняя беседа родителей с детьми «Чем вредны мухи».

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

  1. Чем питается божья коровка?
  2. Защитная окраска кузнечика.
  3. Следы насекомых.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 1 этап – подготовительный

  • Изучение литературы по заданной теме.
  • Определение целей и задач, планирование по теме.
  • Подбор наглядных материалов – дидактических пособий, тематических картин и иллюстраций о насекомых.
  • Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
  • Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно – исследовательской деятельности.

2 этап – познавательно – исследовательский

  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг по теме проекта.
  • Рассматривание схем «строение насекомого».
  • Наблюдения в природе.
  • Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых.
  • Чтение и обсуждение произведений: В. Драгунского «Он живой и светится», басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и др.
  • Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Муха – Цокотуха» и др.
  • Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, игры – превращения, пальчиковые игры, имитационные гимнастики.
  • Разучивание с детьми стихов, загадок.
  • Опытно – экспериментальная деятельность.

3 этап - заключительный

  • Рисунки насекомых,  поделки
  • Галерея иллюстраций «Удивительный мир насекомых»
  • Чтение сказки  «Муха- Цокотуха»
  •  Презентация проекта «Удивительные насекомые».

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ

Каждый день недели соответствует структуре каждого дня. В течение пяти дней с детьми путешествует Лунтик, знакомя их со своими друзьями- насекомыми.

1 день – встреча с пчелой Каппой.

2 день – встреча с бабочкой.

3 день – встреча с кузнечиком Кузей.

4 день – встреча с муравьем.

5 день – встреча с божьей коровкой Милой.

Итоговый вечер – развлечение с участием всех персонажей недели.

Презентация «Эти удивительные насекомые».

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В результате нашей работы, дети узнали:

1. Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки

2. Насекомые опыляют растения.

3. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.

4. Был сделан вывод из опыта про божью коровку, что это насекомое – хищник.

 Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детская энциклопедия «Насекомые».
  2. Герасимов В.Н. «О бабочках и жуках».
  3. Пособие Плешакова А.А. «Зеленые страницы».
  4. Лучич М.В. «детям о природе».
  5.  С. Н. Николаева «Юный эколог».
  6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016.
  7. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015.
  8. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду //Современное дошкольное образование. 2016. № 5.
  9. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников //Дошкольная педагогика. 2016. № 3.
  10. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2014.
  11. Рыжова Н.О. программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование. 2013. № 11.
  12. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста //Дошкольное образование. 2015.
  13. Рыжова Н. Блок «Я и природа» //Дошкольное воспитание. 2016. № 12.
  14. Экологические игры Натальи Рыжовой //Дошкольное образование 2012. № 19.

 

Викторина «Все о насекомых»

■ Каких полезных насекомых вы знаете? Ответ: Жук-геркулес, навозный жук, божья коровка, муравей, пчела и др.

■ Растут ли бабочки? Ответ: Нет.

■ Какие насекомые самые опасные? Ответ: Комары — переносчики малярии.

■ Не птица, а с крыльями, над цветами летает, медок собирает. Ответ: Кто это? Пчела.

■ У кого ухо на задних лапках? Ответ: У кузнечика).

■ Сколько глаз у мухи? Ответ: Пять.

■ Модница крылатая, платье полосатое, ростом хоть и кроха, укусит — будет плохо. Кто это? Ответ: Оса.

■ Следует ли оберегать стрекоз? Ответ: Да, они уничтожают мошек, комаров.

■ Сколько ног у мухи? Ответ: Шесть.

■ Откуда исходит звук, производимый кузнечиком? Ответ: Кузнечик потирает друг о дружку задние или передние лапки.

■ Кто является самым опасным врагом тли? Ответ: Божья коровка и ее личинки.

■ Как муравьи через канавы и ручьи перебираются? Ответ: Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.

■ У кого нос как спица? Ответ: У комара.

■ Это животное — тяжеловес в мире насекомых. Оно может переносить груз в 850 раз тяжелее собственного веса. Если бы это насекомое было человеком, то могло бы поднимать 60 тонн. Кто это? Ответ: Жук-голиаф.

■ Какой жук носит название того месяца, в котором родился? Ответ: Майский жук.

■ Пауки — это насекомые? Ответ: Нет.

■ Бабочка в детстве. Ответ: Куколка, гусеница или личинка.

■ Насекомое-вертолет. Ответ: Стрекоза.

■ Самого не видно, а песню слышно. Ответ: Комар.

■ Святящееся насекомое. Ответ: Светлячок.

■ Поющее насекомое. Ответ: Кузнечик.

■ Пятиглазое насекомое. Ответ: Муха.

■ Дикая родственница пчелы. Ответ: Оса.

■ Насекомое, дающее мед. Ответ: Пчела.

■ Лакомство божьей коровки. Ответ: Тля.

■ Ест капусту. Ответ: Капустница.

■ Пчелиный домик. Ответ: Улей.

■ Бабочка — любительница поесть крапиву. Ответ: Крапивница.

ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ

В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела).

Улей – дом,
А рой – семья.
Как зовут меня, друзья? (пчела)

Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).


Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской (кузнечик)

Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С черными горошками (божья коровка)

«Эй, художник помоги,
Ты меня принаряди
Сделай красный сюртучок»-
Мне сказал один жучок:
«А потом добавь ещё
Пару точек на бочок» (божья коровка)

Полосатая она,
Только это не пчела.
Мед не собирает.
Внимание! Кусает! (оса)

Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)

Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит (комар)

Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)

Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда (муравей)

Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня (муха)

Этот жук совсем не прост,
У него огромный рост
На носу он носит рог,
Этот жук, жук - … (носорог)

Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...