«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного через ознакомление с историей и культурой родного»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Гульнара Разифовна Павлова

сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего  дошкольного через ознакомление с историей и культурой родного»

 Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Срок работы над темой: 2023- 2024уч. г.

Задачи:

  1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.
  2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  3. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  4. Формировать элементарные знания о правах человека.
  5. Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Прогнозируемый результат: у детей подготовительного к школе возраста формируются умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать ее; умение вежливого обращения к окружающим; умение давать самооценку своих возможностей; освоение позиции ученика, члена коллектива класса; стремление к принятию новых обязанностей; стремление к учебе; представление о долге.

Актуальность: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего  дошкольного через ознакомление с историей и культурой родного»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего  дошкольного через ознакомление с историей и культурой родного»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. Беседа «Что такое детский сад?».

Цель: формирование знаний детей о профессиях работников детского сада, воспитывать уважение к труду взрослых.

2. Беседа «Наша Родина – Россия».

Цель: формирование представления у детей о России, воспитание любви к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости.

3. Игра-беседа «Мы все разные, но мы все равны».

Цель: формирование у детей понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны.

4. Беседа «Наша малая родина или «Любимый город Вихоревка»

5. Игра викторина «Вихорь Савин»

Ноябрь

1. Беседа «Семья».

Цель: формирование представления о мире семьи: актуализировать опыт детей о семейных взаимоотношениях.

2. Беседа – досуг «Моя мама – лучше всех».  (День матери)

Цель: воспитание доброго, внимательного, уважительного отношения к маме.

3. Игра-путешествие (экскурсия)  «Вихорь Савин».

Цель: Познакомить детей с историей нашего города.

Декабрь

1. Беседа «Пожилые люди».

Цель: показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков.  (Генеалогическое древо)

2. Виртуальная экскурсия (Сбербанк, Цветочный магазин, Аптека, Магазин детской одежды)

Цель: расширение представления детей о зданиях нашего города

3. Беседа «СВО».

Цель: на примерах подвигов героев нашего времени рассказать детям о СВО.

Январь

1.Экскурсия к перекрестку «Моя улица родная»

Цель: Закрепить знания  о перекрестке и правилах поведения на этом участке дороги. Познакомить с дорожными  знаками, имеющиеся на перекрестке. Расширить знания об улице. Воспитывать навыки осознанного поведения на улице

2. Беседа - Встреча (Интересные люди в Вихоревке)

Цель:

Февраль

1. Военно-спортивная игра «Будущие защитники».

Цель: формирование патриотического чувства.

2. Беседа «Я выбираю сам (а)».

Цель: воспитание чувства собственного достоинства, желание выбора и уважения к защитникам Родины.

3. Виртуальная экскурсия ««Путешествие по городу».

Цель: Познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; 

Март

1. Экскурсия в библиотеку. Цель: продолжение ознакомления детей с общественными зданиями города, их назначением; расширение знаний о профессиях работников социальной сферы.

2. Игра-развлечение (Экскурсия) «Музейно- выставочный центр» 

детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города

3. «Масленица»

Апрель

1. Беседа «Дети и родители».

Цель: формирование представления о значении семьи в жизни ребенка и о семейных традициях.

2. Рисование «Мой любимый город ».

Цель: Продолжать формировать представление об архитектуре родного города. Учить передавать в рисунке образ города в любое время года, дома, в окнах горят разноцветные огни. Развивать чувство композиции, цвета.

Май

1.Экскурсия к обелиску  в память о воинах ВОВ «Мы помним.  Мы гордимся…»

Цель: Расширить представления о воинах – защитниках Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство благодарности ко всем кто защищал Родину; Стремление быть похожим на своих героев земляков

2. Беседа «Праздник Победы в нашем городе».

Цель: формирование представления детей о Великой Отечественной войне.

3. Рассказ воспитателя «Чем славен наш город»«Самые красивые места в нашем городе».

4.Игра сообщение  «Приезжайте в наш город или Чем славен наш город»

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Папка-передвижка «Строители Вихоревки или Вихоревка в черно белом».
  2. Буклет «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю».
  3. Консультация для родителей «Их именами названы улицы нашего города»

Изучение литературы по теме:

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
  2. Дурова Н.В. «Очень важный разговор».
  3. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...