«Определение педагогических условий использования экспериментально – исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Александрова Светлана Владимировна

Предмет исследования – процесс организации экспериментально – исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_-_issledovatel.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

XVII межрегиональный конкурс педагогов,
родителей – организаторов и руководителей (менеджеров) исследовательских работ учащихся и студентов «Педагог-исследователь»

«Определение педагогических условий использования экспериментально – исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания»

                                           Александрова Светлана Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории

                                       МБДОУ д/с №1 г. Починка

                                        2023г.

      На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.  Если люди  в ближайшем будущем не научаться бережно,  относиться к природе, они погубят себя. А для того чтобы этого не случилось нужно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание нужно с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут стать твёрдыми убеждениями.

Как показывают исследования ученых и педагогов занимающихся проблемами  экологического воспитания детей С.Л.Рубинштейн  Л.С. Выготский , А.В.Запорожец, Н.Н. Подьяков , А.И. Савенков,О.Б Дыбина, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и других, е элементарные наблюдения и  исследования в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими. Только при этом условии исследовательская деятельность окажет на детей определённое воспитательное воздействие.

Поэтому целью моего исследования стало – определение педагогических условий использования экспериментально – исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания.

Объектом моего исследования является экологическое  воспитание дошкольников.

Предмет исследования – процесс организации экспериментально – исследовательской деятельности.

Гипотеза исследования – уровень экологической культуры у старших дошкольников будет достаточно высокий если:

1.работа, будет строится, с учетом уровня развития детей.

2.если будет широко использоваться  экспериментально – исследовательская деятельность.

3.будет установлено тесное взаимодействие с семьёй.

Задачи исследования: 1. Изучить особенности экологического воспитания дошкольников и организации экспериментально – исследовательской деятельности.

2.   Определить критерии сформированной экологической культуры и произвести оценку уровня детей старшего дошкольного возраста.

3.Отобрать приемы использования и организации экспериментально-исследовательской деятельности в повышении экологической культуры.

«Определение педагогических условий использования экспериментально – исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания»

Автор: Александрова С.В., воспитатель МБДОУ д/с № 1 г. Починка.

Вид проекта: долгосрочный (2 года), познавательно – творческий.

Участники проекта: педагоги, дети 5-8 лет, родители.

Направленность: меж предметный, интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», Художественно – эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Тема проекта: «Определение педагогических условий использования экспериментально – исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания»

Актуальность

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельности, огромное значение в развитии личности ребёнка в процессах социализации имеет экспериментально -  исследовательская деятельность, которая понимается как процесс развития,  усвоения знаний, умений и навыков. Главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.      Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия.

        Модернизация российского образования, требующая пересмотра технологий развития детей дошкольного возраста, ориентирует  на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов. А одним из таких методов выступает экспериментально - исследовательская деятельность, она является  инструментом, в формировании экологического сознания дошкольников.

       Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что – «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира».

        Первичная диагностика:  Наблюдая за детьми, я заметила снижение  познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них.  Уровень знаний не соответствовал отношению детей к природе.

Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию:

- низкий уровень развития экологического сознания, практических умений и навыков, сознательного отношения к миру природы.

Цель: Формирование у детей основ экологического сознания через экспериментально – исследовательскую деятельность. 

Задачи: 

- формировать элементарные научные экологические знания,  диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, познание себя как часть природы,

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

 - формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов,

- развивать стремление к экспериментально-исследовательской   деятельности,

- воспитывать гуманное и  бережное              отношение          к миру природы; стремление к познанию природы через познавательно-исследовательскую деятельность;

Решение данных задач возможно с использованием различных видов деятельности, в числе экспериментально-исследовательской, с применением метода проектов для активизации познавательной деятельности детей, а также методов и приемов эвристического обучения, методов ТРИЗ – технологии и дополнительным образованием.

  Принципы:

научность, системность, соответствие возрастным особенностям, интеграции, преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи и  учет индивидуальных особенностей. 

Мною разработана система, которая включает три аспекта: передачу экологических знаний, полученных в результате экспериментально – исследовательской деятельности и их трансформацию в отношения.

 Система имеет  три взаимосвязанных направления, каждое из которых представлено несколькими темами:  человек , живая  природа, неживая природа.  Содержание системы охватывает следующие блоки:

- Сезонность в природе.

- Растения, их связь со средой обитания.

- Животные, их связь со средой обитания.

- Природа - наш общий дом.

- Человек, гигиена и здоровье.

 - «Красная книга» природы.

- Формирование социальной активности.                        

        Особое внимание хочу обратить на блок  в моей системе -                         Формирование социальной активности. Он является своеобразным анализатором базового  экологического сознания у детей  и состоит из 4-х уровней, которые вы видите на экране.                                                                            

 Система реализуется через воспитательно-образовательную работу с детьми, включающую: экспериментально-исследовательскую, проектную деятельность, игры-эксперименты, наблюдения за живой и неживой природой, трудовую и практическую деятельность.

        Хочу обратить внимание, что  изучение по трем вышеописанным направлениям, я провожу, используя  структуру экспериментально – исследовательской деятельности, которая включает в себя следующие конкретные этапы: выделение и постановка проблемы, выбор темы, выдвижение гипотезы, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала и обобщение полученных данных.  

Экспериментально-исследовательскую деятельность реализую через следующие формы работы с детьми:

1. Подражательно - исполнительская. На этом этапе дети участвуют в экспериментально – исследовательской деятельности  “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому моему предложению или путём подражания мне.

2. Развивающая. На этом этапе дети согласовывают действия, оказывают друг другу помощь. Реже обращаются ко мне. Активно организуют совместную деятельность со сверстниками, принимают проблему, уточняют цель. Проявляют готовность участвовать в эксперименте.  Самостоятельно находят решение проблемы.

3. Творческая. На этом этапе развивается и поддерживается творческая активность детей.

 Для реализации задач формирования основ экологического сознания мною созданы определенные условия: разработана система работы;
организована внутренняя и внешняя развивающая среда;
работу с детьми провожу системно и последовательно  с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей в сотрудничество с родителями воспитанников.

           Мною разработана программа дополнительного образования «Что? Где? и Как?», которая дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

          Наши занимательные опыты, эксперименты, исследования мы проводим в мини-лаборатории, исследовательских уголках,  на территории детского сада. Я часто использую экспериментально–исследовательскую деятельность как часть организованной образовательной деятельности, а также как элемент исследований в проектной деятельности.

        Экспериментально–исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе вовлекает детей в индивидуальную проектную деятельность. Так были успешно проведены детские индивидуальные экспериментально-исследовательские  проекты «Почему глаза не мерзнут зимой?», «Конфетная опасность», «Снежные тайны».

      В детском саду продумана  организация внутренней и внешней развивающей среды, создан детский экологический «Центр наук», мини– лаборатории, в которых собрано необходимое оборудование, инструменты- помощники и исследуемые материалы живой и неживой природы, картотека опытов, музей природы, в каждой группе есть экспериментальные уголки. На участке детского сада оборудована метеостанция, разработан долгосрочный проект «Метеостанция в детском саду – наблюдаем, играем», цель  которого создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении.

       Одним из важнейших направлений является работа с родителями, как постепенный и непрерывный процесс. В работе с семьёй я  использую как традиционные формы: родительские собрания, анкетирование,  консультации, беседы,  так и нетрадиционные: деловые игры, круглый стол, бюро педагогических услуг, КВНы,  почтовый ящик, проектная деятельность.

Результативность данной системы и  итоговая диагностика подтверждают, что  значительно возросло количество детей, имеющих I уровень.

Эмоционально –оценочное восприятие деятельности: дошкольники могут называть и различать объекты, явления выделяют их признаки и свойства, понимают их сущность могут находить взаимосвязь и взаимозависимость живого организма со средой обитания, видеть его признаки различия и сходства, классифицировать их, проявляют желание к  сотрудничеству  и самостоятельной деятельности

Освоение детьми способов и действий экспериментирования:  формулируют задачи исследования, продумывают способы экспериментирования, выслушивают инструкции и критические замечания.

 Практическая  работа: дети выполняют действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой и  самостоятельно действуют в соответствии с алгоритмом. Достигают  результата и обозначают его с помощью символов,  проводят  опыты самостоятельно, соблюдают правила безопасности, наблюдение результатов  фиксируют с помощью символов, дают         анализ полученных данных, делают словесный отчет о данных, формулируют выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение рабо­тать с методической литературой, состав­лять перспективно-тематические планы. ...

Дошкольный возраст - благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимие его результаты....

Доклад: "Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания"

Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину...

«Творческий подход в решении задач экологического воспитания» Семинар с педагогами

Данный семинар поможет в работе старшему воспитателю закрепить теоретические знания педагогов и применять его в своей деятельности....

Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопрос...

Использование проектно-исследовательской деятельности в ДОУ в экологическом воспитании дошкольников

Использование проектно-исследовательской деятельности в ДОУ в экологическом воспитании дошкольников...