«Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ананьева Галина Валентиновна

             

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.  В игре  ребёнку  предоставляется возможность  решить  множество  проблем без  утомления, перенапряжения,  эмоциональных  срывов. Всё  происходит  легко, естественно, с удовольствием, а  главное, в ситуации  повышенного  интереса  и   радостного  возбуждения. Вовлекая детей в игры, направленные  на тесное общение с природой, познание мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у дошкольников таких качеств, как  доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ekologicheskoy_igry.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей.

«Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»

         

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.  

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки его экологической воспитанности.

Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать  изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс  таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий их мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на неё, как растения связаны с воздухом и водой и т.д.), и что самое главное, могли применить полученные знания в своей практической деятельности.

 В большей степени этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры.  Трудно  переоценить  вклад  игры в  развитие  ребёнка, в  том  числе и в  формирование  его  экологического  сознания и экологической  культуры.

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, доставляет ребенку радость, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на фоне игры, будет особенно эффективно.

Играя, ребенок познаёт  многоликий  мир  природы, учится общаться  с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает  сложную  систему  отношений с  окружающей  средой. В  результате  этого   совершенствуются  интеллектуальные  и волевые  навыки  ребёнка, его  нравственные  и  эстетические  чувства.

Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

 В игре  ребёнку  предоставляется возможность  решить  множество  проблем без  утомления, перенапряжения,  эмоциональных  срывов. Всё  происходит  легко, естественно, с удовольствием, а  главное, в ситуации  повышенного  интереса  и   радостного  возбуждения.

    Достаточно  серьёзную  проблему  для  детей  дошкольного  возраста         представляет  усвоение  правил  поведения  в  природе, а  также  таких  нравственных  норм, как  ответственность, бескорыстная помощь, сострадание.  Усваиваются  эти  нормы  и  правила 

лучше  всего  в  игровой  деятельности. Ребёнок  не  только  играет  сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают  предпосылки  для 

формирования  сознательного  поведения  в природе  и  социуме, самоконтроля  за  действиями  и  поступками, то есть,  происходит  практическое  освоение  нравственных  норм  и  правил 

поведения.

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

В ознакомление дошкольников с природой  необходимо включать игры  с учетом регионального компонента (природа родного края, народные традиции, краеведение).

Вовлекая детей в игры, направленные  на тесное общение с природой, познание мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у дошкольников таких качеств, как  доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты закладываются в раннем возрасте, они прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним,

помогите ему в познании окружающего мира.

Литература:

1.Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.

2.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.

3.Голицына Н.С.  Экологическое воспитание дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр....

Консультация "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга,каждая страница, которойполна глубокого содержания.И.В.Гёте...

Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.Ключевые слова: ребенок, природа, дидактическая игра, экологи...