План самообразования по теме "Экологическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности"
методическая разработка по окружающему миру

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Дошкольный возраст по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ экологической культуры, так как у детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину». Так писал русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому месту, где живешь.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hamizova_a.s._plan_samoobrazovaniya_na_5_let.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида

Авиастроительного района города Казани»

План самообразования педагога по теме:

  «Экологическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»

на 2023-2028 год.







Материал подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Хамизова А.С.





Казань - 2023

Актуальность:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Дошкольный возраст по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ экологической культуры, так как у детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину». Так писал русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому месту, где живешь.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Метод проектов позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, обеспечивая ему высокую готовность к школьному обучению. Процесс проектирования повышает компетентность педагогов, выступает средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, укрепляет взаимоотношения с родителями, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Метод проектов является способом реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании дошкольников.

Цель саморазвития:

  • повышение профессионального мастерства и компетентности в работе над формированием основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.


Задачи:

  • Изучить литературу по формированию основ экологической культуры дошкольников.
  • Изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений, бесед, консультаций.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Форма самообразования: индивидуальная

Предполагаемый результат:

  1. Повышение профессионального мастерства и компетентности воспитателя в работе по теме самообразования.
  2. Проявление интереса и творческой активности воспитанников через создание совместных проектов по экологии («Кормушка для птиц», «Огород на окне» и другие).
  3. Укрепление взаимодействия с родителями через собрания, встречи, консультации.

Общий ежегодный план методической работы воспитателя по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Работа с детьми

1.

Досуги, экологические, народные праздники и развлечения («Пасха», «День Земли», «Всемирный день охраны окружающей среды» и другие).

2.

Проведение сезонных выставок поделок.

3.

Участие в районных конкурсах, олимпиадах, турнирах.

4.

Беседы с использованием ИКТ на экологические темы: «Значение почвы и воды в жизни всего живого», «Что такое заповедник», «Лес и наше здоровье» и др.

5.

Проекты: «Огород на окне», «Снежный городок» и др.

6.

Чтение художественной литературы и заучитвание стихотворнеий наизучть: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» и другие.

7.

Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

8.

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию: моделирование ситуаций, игровая деятельность, разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок, просмотр мультфильмов, экологические спектакли.

Работа с родителями

1.

Разработка и проведение консультаций для родителей: «Ребенок и природа», «Чистая планета Земля» и др.

2.

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок.

3.

Помощь родителей в изготовлении кормушек.

4.

Участие всероссийском конкурсе ЧИП.

5.

Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.

6.

Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах.

Методическая работа воспитателя

1.

Изучение нормативно-правовых документов, учебной, справочной и научно-методической литературы.

2.

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.

3.

Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.

4.

Проведение открытых занятий.

5.

Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.

6.

Выпуск экологических стенгазет.

7.

Разработка конспектов занятий и родительских собраний (в том числе по экологичекому воспитанию).

8.

Пополнение эколого-развивающей среды  (уголки природы и экспериментирования).

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Срок

Содержание работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

2023-2024 учебный год

Сентябрь

Планирование работы по самообразованию, составление плана.

Проведение диагностики детей по формированию основ экологической культуры на начало учебного года.

Разработка конспектов занятий и бесед по теме « Осень».

Изготовление поделок из природного материала.

Октябрь

Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. «Юный эколог». «Создание условий для экологического воспитания детей».

Создание папки-передвижки «Пророда вокруг нас».

Ноябрь

Проведение родительского собрания «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

Декабрь

Развлечение «Охрана природы – дело каждого».

Создание проекта совместно с родителями «Снежный городок».

Январь

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие».

Февраль

Беседа «Как вести себя в природе».

Создание памятки совместо с детьми: «Берегите природу»;

Март

Проект «Огород на окне» (совместное создание в группе огорода на подоконнике).

Развлечение «Масленица».

Апрель

Экскурсия «Как просыпается природа».

Праздник «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты».

Май

Трудовой десант: посадка семян цветов для озеленения участка, уборка территории.

Июнь

Проведение диагностики детей по формированию основ экологической культуры на конец учебного года.

Подведение итого работы по плану саморазвития.

Коррекция плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы.

2024-2025 учебный год

Сентябрь

Изучение научно – методической литературы: А.Лопатин «Экологическое воспитание», Л.Н.Воронецкая «Народная педагогика в экологическом воспитании».

Проведение диагностики детей по формированию основ экологической культуры на начало учебного года.

Выставка поделок из природного материала «Дары природы».

Октябрь

Подготовка листовок к рейду по селу.

Рейд по селу «Зеленый патруль».

Ноябрь

Создание экологического уголка родного края.

Конкурс плакатов «Планета Земля».

Декабрь

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Создание проекта совместно с родителями «Снежный городок».

Январь

Экскурсия «Покорми птиц зимой».

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам».

Февраль

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Март

Пополнение дидактических игр по теме самообразования.

Проект «Огород на окне» (совместное создание в группе огорода на подоконнике).

Развлечение «Масленица».

Апрель

Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Экскурсия «Наблюдение за природой».

Май

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

Трудовой десант: посадка семян цветов для озеленения участка, уборка территории.

Июнь

Проведение диагностики детей по формированию основ экологической культуры на конец учебного года.

Подведение итого работы по плану саморазвития.

Коррекция плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы.

2025-2026 учебный год

Сентябрь

Проведение диагностики детей по формированию основ экологической культуры на начало учебного года.

Выставка поделок из природного материала «Дары природы».

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Октябрь

 Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей».

Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича».

Участие в конкурсе  «Заходи в зелёный дом-чудеса увидишь в нём!»

Ноябрь

Участие в международном конкурсе «Человек и Природа».

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Декабрь

Создание проекта совместно с родителями «Снежный городок».

  Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Январь

Конкурс рисунков «Прикоснись к природе сердцем».

Проект «Изготовление кормушек для птиц».

Февраль

Создание папки-передвижки «Природа - общий дом».

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Март

КОНСУЛЬТАЦИЯ. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Развлечение «Масленица».

Апрель

Стенгазета на тему «Берегите природу».

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Май

Трудовой десант: посадка семян цветов для озеленения участка, уборка территории. Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Июнь

Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

Коррекция плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы.

2026-2027 учебный год

Сентябрь

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

«Современные  технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева

Проведение диагностики детей по формированию основ экологической культуры на начало учебного года.

Выставка поделок из природного материала.

Октябрь

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии, для детей старшего возраста.

Изготовление памятки совместно с детьми «В каких продуктах «живут» витамины».

Ноябрь

Экологический КВН «Знатоки природы».

Участие в междумародном конкурсе «Человек и Природа».

Декабрь

Наглядный материал. Изготовление демонстрационного  и раздаточного материала для НОД

Создание проекта совместно с родителями «Снежный городок».

Январь

Конкурс «Экологические акции в ДОУ.  Приведи в порядок свою планету».

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Февраль

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»  для детей старшего возраста.

Март

Проект «Огород на окне».

Изучение  научно – методической  литературы:  О.А.Соломенникова  «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина  «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

Апрель

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Экскурсия в лес «Берегите природу».

Май

Конкурсе «Мусорная фантазия» (изготовление поделок из пластиковых бутылок). Совместная работа по озеленению участка.

Проведение НОД по экологическому воспитанию.

Июнь

Проведение диагностики детей по формированию основ экологической культуры на конец учебного года.

Подведение итого работы по плану саморазвития.

Коррекция плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы.

2027-2028 учебный год

Сентябрь

Проведение диагностики детей по формированию основ экологической культуры на начало учебного года.

Выставка букетов цветов и поделок из овощей «Осенний вернисаж».

Октябрь

Непосредственная образовательная деятельность «Наш друг – природа».

Ноябрь

Заучивание: П. Воронько «Журавль».

Участие в междумародном конкурсе «Человек и Природа».

Декабрь

Изучение методической литературы Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» 2006г. М.А. Рунова., А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение» ( Интегрированное занятие) 2006г.

Создание проекта совместно с родителями «Снежный городок».

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

Экологическая  акция «Птичья столовая».

Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича».

Февраль

Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление  картотеки прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий развлечений.

Март

Проект «Огород на окне».

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями

Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Апрель

Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе».

Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России».

Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

Май

Посев семян на грядке

Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

Коррекция плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы.


Литература:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой  Людмилы Борисо...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников через различные виды деятельности в разновозрастной группе

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье...

Презентация. Самообразование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021-2022 учебный год разновозрастная группа (4-6 лет) «Подсолнушек»

В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения её богатейшим историческим традициям является одной из са...

Мастер – класс для воспитателей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»

Мастер – класс для воспитателей«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»...

Программа самообразования воспитателя «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности.

Программа самообразования воспитателя на 2022-2023 учебный годТема: «Экологическое воспитание  дошкольников  в различных видах деятельностиЦель:повысить  профессиональное мастерст...

Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.О...

Доклад на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»

Познание Родины, родного дома- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружение...