Технологическая карта НОД. Уход за комнатными растениями. Презентация "Уход за комнатными растениями"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Волкова Елена Валерьевна

Технологическая карта.

Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod.docx28.26 КБ
Файл nod_po_trudovomu_vospitaniyu.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД

 

Тема: Уход за комнатными растениями

Возрастная группа: средняя

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность, трудовая

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы; О.Воронкевич Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности «Добро пожаловать в экологию».

Оборудование: комнатные растения ( фикус, папоротник ), инвентарь по уходу за растениями ( опрыскиватель, рыхлитель, лейка, мягкая тряпочка), карточки-схемы, обозначающие вид инвентаря, макет растения, игрушка-доктор.

Цель: обобщение  знаний детей о приемах и последовательности ухода за комнатными растениями в группе.

Задачи:

1. Закрепить с детьми знания о потребностях растений в воде, свете, тепле, о приеме рыхления.

2. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями с плотными гладкими и тонкими листьями.

3. Познакомить детей с уходом за растениями с пушистыми (бархатными) листьями при помощи кисточки.

4. Развивать внимание, память, логическое мышление.

5. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям.

6. Продолжать воспитывать интерес у детей к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Мотивация деятельности детей (обсуждение реального события, введение в игровую ситуацию). Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

В гости приходит Незнайка: 

«Здравствуйте ребята, а вот и я! Вы меня узнали?»

Я шел мимо вашего детского сада и решил зайти к вам в гости. У меня случилась беда, завял мой любимый цветок, а мне его подарили друзья.

Воспитатель: Незнайка, а ты за ним ухаживал за цветком - поливал, протирал листья тряпочкой?

Незнайка: А разве это надо делать? Я думал, что если поставлю цветок на солнышко, то он сам и будет расти.

Воспитатель: Дорогой Незнайка, каждому живому организму нужен уход.

Незнайка: А я совсем не знаю, как ухаживать за растениями, и это значит, что мой любимый цветочек совсем завянет?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы помочь Незнайке?

Дети: Надо научить его ухаживать за цветами, пусть остается с нами, и мы его научим.

Воспитатель: Дорогой Незнайка, ребята готовы тебе помочь, присаживайся на стул и слушай внимательно, и запоминай.

Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие: просит мимикой показать свое настроение, взяться за руки, улыбнуться друг другу; вовлекает в слушанье.

Дети размещаются в группе на стульчиках полукругом; выражают различные эмоции посредствам действий, слов, мимики.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы (постановка целей исследования). Цель: актуализация знаний детей об уходе за комнатными растениями.

Воспитатель: Сейчас я вам и Незнайке расскажу, что необходимо комнатным цветам для полноценного роста (земля, солнце, вода, воздух).

Поливаем растения водой комнатной температуры, по краям горшка.

Чтобы узнать, пора ли цветок поливать, надо потрогать землю пальчиком, если палец сухой — пора поливать, если к пальчику прилипла земля, значит поливать рано.

Рыхлим землю по краям горшка, сгребая землю к центру, глубоко палочки не втыкаем.

Педагог задает инициирует обсуждение, поиск ответов на вопросы самих детей, поощряет детей к высказыванию, вовлекает детей в совместное планирование, согласовывает с детьми действия и их последовательность.

Дети внимательно слушают, стараются понять проблему, обозначенную в проблемной ситуации; отгадывают загадку; высказывают свое суждение о проблеме; предлагают свой путь решения; делают выбор; практикуются в осуществлении выбора.

Решение проблемы (игровая деятельность; анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала). Цель: формирование представлений о комнатных цветах; знакомство с видами комнатных цветов;

Подойдите к нашим растениям и внимательно посмотрите на них. Чем они отличаются? У хлорофитума листья гладкие, заостренные; у традесканции листья тонкие, нежные, с зазубринками по краям, двухцветные; у фиалки листочки маленькие, пушистые, круглые; (разрешаю детям потрогать листья, чтобы определить наощупь, чем отличаются растения).

Воспитатель: А сейчас мы вместе с детьми наглядно покажем тебе Незнайка, как необходимо ухаживать за растениями. Смотри внимательно и запоминай.

Физминутка

Рассказывает, обсуждает с детьми, объясняет, предоставляет возможность задавать вопросы; показывает последовательность действий; проявляет уважение к детским высказываниям; комментирует высказывания; выражает искреннее восхищение; предлагает принять решение

Активно играют; наблюдают за действиями воспитателя, других детей; осуществляют условные действия в ситуации ролевой игры; проявляют изобретательность; выстраивают полный ответ, предложение; используют сложные грамматические конструкции; берут на себя роль, распределяют роли; устанавливают самостоятельно правила; разыгрывают сценку, сказку, диалог; рассказывают, пересказывают, заучивают; показывают изображения названных педагогом предметов; определяют предметы по описанию; отгадывают загадки; распределяют предметы в определенном порядке.

Работа в микрогруппах. Цель: наблюдение за …;

Воспитатель предлагает детям закатать рукава, надеть фартуки и подойти к столам с цветами.

Воспитатель: Мы с вами дышим носиком, а цветы дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми. А как можно это сделать?

Дети: Протереть листочки тряпочкой.

Воспитатель показывает растение хлорофитум.

Воспитатель: Как называется это растение?  У этого цветка длинные и узкие листья. Как мы будем протирать его листья?  

Трудовые действия: кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем.

Воспитатель показывает растение традесканция.

Воспитатель: Как называется это растение? (ответы детей). У него листочки мелкие, как же мы будем их протирать? (ответы детей).

Трудовые действия: дети аккуратно опрыскивают растение.

Воспитатель показывает растение фиалку.

Воспитатель: Как называется это растение? (ответы детей). Ребята, кто догадался, как за фиалкой надо ухаживать? Правильно, с листьев фиалки мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки бояться воды. Почему?

Давайте проведем опыт: возьмем лупу и рассмотрим лист фиалки – он покрыт маленькими волосками, вода с него не стекает и остается на листе, поэтому они могут загнить.

Трудовые действия: дети аккуратно сметают пыль кисточкой с листьев фиалки.

Воспитатель: Незнайка, мы с детьми рассказали и показали тебе, как убирать пыль с растения, надеемся, что ты запомнил.

А теперь порыхлим землю.

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».

Незнайка, ты хорошо запомнил, как ухаживать за растениями?

Незнайка: Спасибо вам ребята, что научили меня ухаживать за цветами. Я с вами прощаюсь «До свидания», мне надо быстрее идти домой и спасать цветок!

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям; способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникшие проблемы; наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов; предоставляет возможность для сотрудничества с детьми; вовлекает в совместную деятельность, совместное планирование; способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение; советует, поддерживает.

Работают все вместе, проявляют заботу друг о друге; проявляют способность к критическому мышлению; делают самостоятельный выбор; осуществляют условные действия в ситуации ролевой игры; проявляют изобретательность при решении проблемы; наблюдают преобразование; выстраивают порядок и последовательность; сортируют, классифицируют; принимают собственное решение; измеряют, взвешивают, строят, сопоставляют, выявляют тождества, обобщают, выстраивают порядок и последовательность; вырезают из бумаги, складывают по образцу; конструируют, переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую; действуют со строительным материалом; демонстрируют физические качества.

Закрепление (самоопределение). Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме

-Для чего нужно рыхлить землю?

-Чем вы рыхлите землю?

-Для чего мы ухаживаем за растениями?

Сегодня мы с вами познакомились с тем, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Все, чему вы научились сегодня, вы можете использовать дома, помогая  маме ухаживать за растениями.

Инициирует общее обсуждение детей; выражает искреннее восхищение; комментирует высказывание; проявляет свое отношение к факту; проявляет уважение к детским высказываниям; проявляет заинтересованность; поддерживает, активизирует обсуждение.

Выставляют на всеобщее обозрение свои работы; соблюдают очередность; рассказывают на память

Рефлексия (анализ и результаты). Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

Рефлексия « Волшебный цветок ».

Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите на наше растение красные цветы. А если вам было скучно – желтые.  

Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие.

 

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления; комментирует высказывания; выражает признательность; поддерживает, советует; поощряет детей за то, что они убирают место после НОД.

Осуществляет контроль; выражают собственные суждения; делятся впечатлениями; рассказывают о своих чувствах; показывают на картинках, пиктограммах, схемах изображение действия (эмоции)

Список использованной литературы

  1. Аксенов, Д. Е. О трудовом воспитании / Д. Е. Аксенов. – М. : Просвещение, 2009.
  2. Андреева, В. Г. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Г. Андреева // Дошкольное воспитание. – 2011. – №11.
  3. Арнаутова, Е. О воспитании трудолюбия / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №12.
  4. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М. : Сфера, 2009.
  5. Белая, К. Ю. Еще раз об образовательной программе ДОУ / К. Ю. Белая // Управление ДОУ. – 2011. – №5.
  6. Бороздин, Ю. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Ю. А. Бороздин. – Курск : Учение, 2011.
  7. Буре, Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под ред. Р. С. Буре. – М. : Наука, 2009.
  8. Буре, Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре. – М. : Педагогика, 2009.
  9. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. М. А. Васильевой. – М. : Наука, 2012.
  10. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
  11. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
  12. Жильникова, В. М. Трудовое воспитание в детском саду / В. М. Жильникова. – М. : Учпедгиз, 2013.
  13. Иващенко, Ф. И. Психология трудового воспитания / Ф. И. Иващенко. – Минск : Высшая школа, 2011.
  14. Каплан, Л. И. Воспитание навыков и привычек у детей / Л. И. Каплан. – М.: Медицина, 2009.
  15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2010.
  16. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова. – М. : Педагогика, 2012.
  17. Майорова, И. Г. Уроки трудового обучения / И. Г. Майорова. – М. : Педагогика, 2009.
  18. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. – М. : Педагогика, 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уход за комнатными растениями Средняя группа Подготовила : Волкова Е.В .

Слайд 2

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у детей обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.

Слайд 3

Цель: обобщение знаний детей о приемах и последовательности ухода за комнатными растениями в группе. Задачи: 1. Закрепить с детьми знания о потребностях растений в воде, свете, тепле, о приеме рыхления. 2. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями с плотными гладкими и тонкими листьями. 3. Познакомить детей с уходом за растениями с пушистыми (бархатными) листьями при помощи кисточки. 4. Развивать внимание, память, логическое мышление. 5. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям. 6. Продолжать воспитывать интерес у детей к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Слайд 4

«Здравствуйте ребята, а вот и я! Вы меня узнали?»

Слайд 8

Физкультминутка : Маленькое семечко --- руки лодочкой положу в горшок. --- изображаем действие по тексту И землей присыплю, и полью разок. Будет из окошка --- показываем рукой в сторону окна солнце пригревать, будет мой цветочек --- приседаем, изображаем рост цветка быстро прорастать. Вырастет в горшочке --- раскрываем руки, поворачиваемся в стороны комнатный цветок и подставит солнышку каждый свой листок.

Слайд 10

Спасибо вам ребята, что научили меня ухаживать за цветами.

Слайд 11

Рефлексия « Волшебный цветок ».

Слайд 12

ВЫВОД: Разработанная технологическая карта «Уход за комнатными растениями» способствует своевременному привлечению ребенка дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимому для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Уход за комнатными растениями" в рамках проекта "Комнатные растения в жизни ребенка"

Цель: содействовать воспитанию у детей любви к комнатным растениям, обучить родителей приемам совмествой работы с детьми по уходу за комнатными растениями....

План организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений).

Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности,к осознанию того,то труд может принести радость, чувство удовлетворения....

Тематические карты "Уход за комнатными растениями"

Комплект тематических карт по теме недели "Уход за комнатными растениями"...

технологическая карта игровой деятельности "Цветущие комнатные растения уголка природы"

Орентируясь на мнемотаблицы освоить приёмы ухаживанияи за растениями уголка природы....