Проект «Любимый город Кириши»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Гензе Евгения Александровна

Проект «Любимый город Кириши»

 

Паспорт проекта

 

Проблема, ее актуальность.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине-месту, где родился. Базовый этап формирования у детей любви к Родине –накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить радость этих открытий, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

 

Цель проекта: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города; желание трудиться на его благо, беречь и приумножать его богатства.

Приобщение детей к культуре и традициям родного города.

 

Задачи:

-закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города Кириши на материалах преданий, научной литературы, экспонатов музея. (история, символика. достопримечательности)

-Закрепить знания детей о природных ресурсах,

-Углубить знания детей об основных профессиях города (НПЗ, ГРЭС)

-Познакомить детей с культурным наследием г.Кириши.

-Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

-Развивать бережное и созидательное отношение к г.Кириши

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Любимый город Кириши»

Паспорт проекта

Проблема, ее актуальность.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине-месту, где родился. Базовый этап формирования у детей любви к Родине –накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить радость этих открытий, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города; желание трудиться на его благо, беречь и приумножать его богатства.

Приобщение детей к культуре и традициям родного города.

Задачи:

-закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города Кириши на материалах преданий, научной литературы, экспонатов музея. (история, символика. достопримечательности)

-Закрепить знания детей о природных ресурсах,

-Углубить знания детей об основных профессиях города (НПЗ, ГРЭС)

-Познакомить детей с культурным наследием г.Кириши.

-Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

-Развивать бережное и созидательное отношение к г.Кириши

Вид проекта: групповой, творчески-поисковый, познавательный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: 1 месяц

Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Проект реализуется в сотрудничестве с библиотекой, краеведческим музеем, ДТЮ.

Предварительная работа.

-Постановка проблемы

«Что мы знаем о родном городе?»,

«Что хотим узнать?»,

«Где мы можем узнать?»

-Чтение художественной литературы о родине, прослушивание песни «О Киришах»,

-Дидактические игры «Район, в котором мы живем», «Я фотограф», «Что, где находится»,» Ассоциации –город». «Узнай улицу.»

-Сюжетно ролевые игры «Семья»,» Путешествие по городу». (Пополнить атрибутами)

-Конструирование «Наша улица», «Наш детский сад»,

-Беседы с детьми «Мой родной город»,

-Составление творческих рассказов «Из окна наша улица видна»

-Подбор методической, справочной, художественной литературы по теме,

-Выложить альбомы для рассматривания 

-Беседа о названиях улиц

-Беседа о городском транспорте

-Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.


Взаимодействие с родителями:

-Беседа с родителями о важности данной темы,

-Посещение с детьми памятников, музеев,

-Выставка плакатов «Каким я хотел бы видеть наш город»,

-Подбор открыток, фотографий для оформления альбома «Мой город»,

-Участие в конкурсе «Семейные умельцы»,

-Словотворчество с родителями (Сочинение частушек, рассказов о своем городе),

-Участие родителей в конкурсе «Мой город глазами детей и родителей»,

-Предложить родителям вместе с детьми нарисовать схему маршрута от дома до детского     сада

Модель 3-х вопросов.

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

В нашем городе красивые места (Дима)

В город есть нефтезавод. (Лиза)

По рекам плыли лодки в Новгород (Саша)

Жители города называются -киришане (Влада)

Сколько лет нашему городу? Настя.К.

Почему наш город называется Кириши. (Ксюша)

Что было раньше на месте города? Саша.

Кто построил наш город (Матвей)?

А будет в нашем городе новый кинотеатр? (Лена)

Что находится в нашем музее? Настя П..                                                        

Спрошу у взрослых.

Спрошу у воспитателя.

Посмотрим фотографии.

Прочитаем в книге.

Сходим в музей.

Спрошу у папы.

Узнаем у взрослых.

Сходим в музей.

Поискать в Интернете.                                                    

Пояснительная записка

Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

Этап -подготовительный

Разработка этапов проектной деятельности,

Разработка примерных конспектов занятий и экскурсий,

Разработка сюжетно ролевых игр, дидактических игр, подобрать материалы и атрибуты для игр,

Создание предметно-развивающей среды,

Организовать сотрудничество с библиотекой, краеведческим музеем,

Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта

Сбор информации о городе Кириши, подбор фотографий, книг, магнитов, стихов , пословиц

II

Этап- основной

Проведение занятий и экскурсий по знакомству с г.Кириши и его жителями.

Туристические прогулки по году вместе с родителями,

Сбор информации о родном городе, организовать сотрудничество с библиотекой, краеведческим музеем, оформить уголок родителей. Подобрать полезную информацию по теме проекта: памятки, анкеты. Фотовыставки на тему “Я и мой город”,

Знакомство со знаменитыми людьми г.Кириши,

Мастер –класс по кружевоплетению,

Изготовление макета своего микрорайона,

Знакомство с пословицами о Родине, чтение стихов о Родине, подбор стихов и рассказов к альбому «Родной город», оформление уголка, посвященного нашему городу, Просмотр слайдов и видеоматериалов.

Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».

Беседа «Кириши в творчестве поэтов и художников».

Беседа об названиях улиц.

Д\и «Нарисуй пейзаж»,» Достопримечательности родного города», “Парные картинки”,

с/р игры «Семья», «Детский сад», «Школа».

Изготовление книг о своем городе, составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Кириши», «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу», выставка детских работ «Мой любимый город», рассматриванию буклетов, альбомов,

III -итоговый

этап

разработаны примерные конспекты занятий и экскурсий;

создана предметно-развивающая среда; “Наш край”, “Моя семья”, Фотовыставки на тему “Я и мой город”, оформлен уголок для родителей, проведены индивидуальные беседы с родителями по данной теме, туристические прогулки по городу, оформлены дидактические игры по краеведению,

Вопросы к детям:

- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

- Что вас удивило?

- Что понравилось больше всего?

проведены выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Наш край”, “Моя семья”

IV -презентационный

этап

Представление уголков краеведения

Оформление фотовыставки уголков краеведения «Мой любимый город»,

Экскурсия по городу,

Презентация «Мой город»

Выставка детских работ» Мой город»,

СХЕМА

реализации проекта через различные виды деятельности

Разделы программы

Формы и методы работы

Образовательная область «Коммуникация»

Беседы «Визитная карточка города –герб», «Мой родной город», «Кириши-частичка России», «чем славится наш город», «Наши родители –нефтяники», «Улицы, по которым мы ходим».

Составление творческих рассказов «Из окна наша улица видна», «город будущего» , «Мой любимый уголок в Киришах».

Составление рассказа по схеме, придумывание загадок о городе,

Составление рекламных роликов

Образовательная область «Познание»

Экскурсия в краеведческий музей, экскурсия в библиотеку знакомство с историей на основе материалов музея и книг, разработка схем-маршрутов, знакомство с традициями и обычаями, д/игры «Узнай, где я нахожусь», «Парные картинки», «Бабушкин сундучок», создание мини –музея «Моя Родина», «Я –фотограф»,

Презентация «Мой город»,

Викторина «Знатоки родного города», составление карты «Улицы нашего города».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

В.Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом»,

В.Супт «Едет поезд»,

К.Симонов «Родина»,

Чтение стихов и рассказов о Родине,

Разучивание стихов о городе,

Знакомство с частушками, скороговорками и пословицами о Родине,

Подбор стихов и рассказов к альбому «Мой город»

Образовательная область «Социализация»

Д/и «к нам гости пришли», «Район, в котором мы живем», «Ассоциации- город», «Что, где находится», «Найди лишнее», «Назови слово», «Узнай по описанию», «Что такое хорошо, что такое плохо» (обыгрывание таких ситуаций),

Придумывание и разыгрывание сказок,

Сюжетно-ролевые:

Построим улицу города

Строительство нового дома

Супермаркет «Шоколад»

Экскурсия по городу

Образовательная область «Труд»

Сервируем стол к обеду (уроки этикета),

Уборка участка,

Сбор ягод рябины, бузины, семян для подкормки птиц зимой)

Образовательная область «Безопасность»

Беседа о том, как себя вести во время экскурсий,

беседа о правилах дорожного движения,

проблемные ситуации по безопасности

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование «Юные художники о нашем городе», «что мы видели в музее», «Любимый город через 20 лет»,

Знакомство с работами киришских художников

Лепка «Животные и птицы области»,

Аппликация «Тихо ночь ложится…», «Детский сад мы строим сами»,

Выставка рисунков «Кириши глазами детей и родителей», фотовыставка «Наш город»,

Раскрашивание герба города,

Изготовление тряпичных кукол,

Создание фильма «Мой родной город»,

Знакомство с Киришским кружевом

Образовательная область «Музыка»

Оформление музыкального уголка в русских традициях,

Прослушивание песен о Родине,

сочинение и пение частушек о Киришах,

Песня Э.Хиль «О Киришах»,

просматривание видеоролика «Кириши»,

Образовательная область «Физкультура»,

«Здоровье»

Д /и «Собери картинку», «Выложи узор», «Золушка»

Сухой бассейн,

русские народные, хороводные игры,

П /и «Светофор», «Третий лишний»,

пальчиковые игры, дыхательные упражнения, минуты вхождения в день

Планирование работы по теме

Месяц

Непосредственно образовательная деятельность

Игровая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Познавательные занятия:

История возникновения родного города, Символика нашего города

Памятники города,

Архитектура родного города,

Как жили люди на Руси, Дом будущего,

 Дом, в котором я живу,

Дом из ткани (Организация опытно –экспериментальной работы)

Сюжетно-ролевые:

Построим улицу города

Строительство нового дома

Супермаркет «Шоколад»

Экскурсия по городу

Дидактические игры:

Лото «Наш город»

«Выложи герб из фрагментов»

«Где находится памятник?»

«Путешествие по городу».

Создание уголка «Мой город родной».

Альбом «Наш любимый детский сад».

Панно «Герб города» (при участии родителей).

Карта - схема «Дорога в детский сад»

Фотографии «Воскресные зарисовки» (при участии родителей).

Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».

Макеты «По дороге в детский сад».

Составление коллажа «Волховская набережная».

Изготовление карты «Микрорайон нашего детского сада».

Выставки «Родная природа», «Воскресные зарисовки», «Городские достопримечательности» - пластилинография

Результаты работы

Создана система работы по ознакомлению детей с родным городом.

Проведены занятия с детьми, на которых дети знакомились с историей города, с его архитектурой, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.

Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомились с достопримечательностями города, наблюдали за транспортом, за жителями, прослеживали красоту природы.

Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, игра – викторина “Знатоки города Заозерск”, “Парные картинки”, лото “Мой город” и так далее.

Большую работу проводили в творческой деятельности. Организовали выставки детских работ в группе. Организовали фотовыставки.Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом взаимодействовали  с ДТЮ ,детской библиотекой, краеведческим музеем.. Всё это расширило представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.

Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

  • изготовлены дидактические игры
  • . Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
  • подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
  • собраны альбомы с фотографиями “Мой город”, “Профессии моих родителей”, “Природа нашего края” и так далее.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогло осуществить данный проект. Совместно с родителями мы готовились к выставкам, проводили туристические прогулки по городу, экскурсии. И непосредственно для родителей подготовлена различная агитационная информация: консультации.

Направляющие вопросы

Влияет ли история города на жизнь его граждан?

Как происходило становление и развитие города Кириши?

Какие достопримечательности города вы знаете?

Проблемные вопросы

1.Как называется наш город и его центральные улицы?

2.Для кого и зачем строят дома, школы, больницы?

3.Где могут отдохнуть жители и гости нашего города?

4.Как сделать лучше наш город?

5.Есть ли у города лицо и душа?

6.Почему так говорят:» Где родился, там и пригодился.

7.Что это значит –Любить свой город.

8.Каким ты видишь свой город в будущем

9.Почему мой город самый лучший?

10.Какие легенды о городе ты знаешь?

11.Какова история города?

12.Имена каких великих людей прославили город Кириши?

13.Какая самая длинная улица в городе? Какая улица старая, самая новая?

14.Сколько лет г.Кириши7

Учебные вопросы

1.На какой улице живете?

Какие здания построены на этих улицах?

Почему в городе надо быть внимательным и осторожным? Можно ли одному гулять по городу?

2. Кто такой гражданин, горожанин? В чем различие и сходство между горожанином и сельским жителем?

Как нужно вести себя в общественном месте?

ЧАСТУШКИ О Г. КИРИШИ

Ах, вы Кириши родные,
Город славный, небольшой,
Но для сердца дорогие,
Нашей стали вы судьбой.

Ой, играй, моя тальянка,
Про родные мне места!
Киришанин, киришанка,
Рядом с вами красота!

Здесь весною чудный город,
Раскрасавец- белый сад.
Вишень, яблонь разных море,
Красотой чаруют взгляд

А для спорта – стадионы,
Да спортзалов то не счесть .
И про наших чемпионов
Можно песенки слагать.

От души люблю я город,
И не нужен мне Париж -
Какой есть, такой и дорог,
Мне работать здесь и жить.
 


                                    Игра. «Путешествие по родному городу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.

Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое

Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?'

(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос — «Кому поставлен этот Памятник»)

— Экскурсовод Дима сейчас об этом расскажет.

Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.

                                     

        Игра «Узнай, где я нахожусь»

Цель.

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами родного города и предлагает им рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о какой достопримечательности родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.

Я нахожусь возле памятника человеку, известному не только в России, но и в других странах. Скульптор изобразил его стоящим на высоком постаменте.

После рассказа воспитатель показывает детям открытку с изображением памятника, о котором загадывалась загадка.

Далее дети по очереди рассказывают о достопримечательностях, изображенных на выданных им открытках, а группа угадывает, о каком памятнике идет речь.

Воспитатель помогает детям, подсказывая им, задавая наводящие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Любимый город Клин"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Любимый грод Клин". Реализован в рамках сотрудничества с социумом (музеями, библиотекой, выставочным залом, школой). Участники: дети подг...

паспорт проекта "Любимый город Кириши"

Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные пр...

Нравственно - патриотическое воспитание. Проект "Любимый город"

-Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.-Формирование нравственных ценностей....

проект "Любимый город"

Выявление проблемы о недостаточном уровне знаний детей родном городе, постановка цели и задач, разработка проекта, перспективное планирование и презентация итогов....

Педагогический проект "ЛЮБИМОМУ ГОРОДУ ВЫКСА - 80 ЛЕТ"

Результаты реализации проектаПо окончанию проекта дети расширили свой кругозор знаний об истории создания и происхождения г. Выкса.Ознакомились с достопримечательностями города.Развили творчески...

Проект «Любимый город Братск»

Актуальность:                       ...

проект "Любимый город"

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников....