Конспект занятия по познавательному развитию "Воздух - наш самый лучший друг".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

Данная меетодическая разработка содержит конспект занятия  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_-_nash_samyy_luchshiy_drug.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Воздух – наш самый лучший друг!»

Составила:

воспитатель

высшей  категории

Сагдиева О.А.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье».

Программные задачи:

Образовательная область «Познание».   Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире;  Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширять представления о значимости  воздуха в жизни человека. Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать  выводы.  

 Расширять представления  о взаимосвязи  и происходящих явлений в                               опыте.                                                                                                                                         Образовательная область «Коммуникация».   Развитие свободного общения со  взрослыми и детьми. Продолжать развивать речь как средство общения. Поощрять попытки делиться с педагогом и детьми полученными впечатлениями. Учить строить высказывания. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Формирование словаря.  Пополнять и активизировать словарь словами: прозрачный, невидимый,  легкий, наполняется.

Грамматический строй речи.   Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Образовательная область «Музыка».

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.                                                                                                  

 Образовательная область «Здоровье»: предупреждать  утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности; продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.                                  

  Воспитывать: желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

 Материал к занятию: Подготовлены центры для организации экспериментальной деятельности с дошкольниками: (веер, воздушные шары, мыльные пузырьки, колпачки, «волшебные палочки», воздушные шары, маркеры – на каждого ребенка, тазик с водой, бумажный кораблик. Для воспитателя -  накидка для феи, волшебная палочка, диадема. Аудиозаписи: из мультфильма «Крошка Енот» сл.М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, песня «Елочка» сл.З.Александровой, муз. М. Красева, «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича.  Мультимедийная установка - проектор и экран, слайды.

Организация детей на занятии:  дети передвигаются по групповой комнате от одного экспериментального центра к другому,  чередование разных видов детской деятельности: познавательно – речевой,  двигательной, игровой, экспериментальной.

Методические приемы:

  • Наглядные: демонстрация опытов; показ слайдов.
  • Словесные: вопросы, высказывания детей, рассказывание, беседа, выводы.
  • Игровые: игры с воздушными шарами; мыльными пузырьками.
  • Практические: эксперименты с воздухом, с корабликом, воздушными шарами.

Ход  непосредственно-образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает прекрасная  фея.  И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами увидеться с вами и познакомить вас со своим другом – ВОЗДУХОМ!  А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи Воздухом?  Дети: Хотим.

2. Создание игровой мотивации

Воспитатель:   Но чтобы попасть в это сказочное  царство, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!   Закройте глаза. Вместе произнесем  волшебное заклинание:

                                           «Добрая фея, нам  помоги!

                                     В царство волшебное перенеси,

         В ладоши мы хлопнем

               Раз, два и три,

   Дверь нам в сказку распахни!»

(Вноситься декорация книги «Сказки», воспитатель накидывает плащ и надевает диадему).

Воспитатель-Фея:  Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Как я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны? Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой, и вы все превратитесь в волшебников.

Воспитатель-Фея:  Ну вот, теперь вы мои помощники, надевайте волшебные колпачки и берите волшебные палочки (палочки для воздушных шариков, красиво оформленные), сейчас мы будем совершать настоящие  чудеса и увидим волшебные превращения.

3. Основная часть: эксперименты с воздухом.

Воспитатель-Фея:  Ребята, сегодня я хочу познакомить вас со своим другом – ВОЗДУХОМ.  Мы приготовили  вам много разных сюрпризов и загадок. Будьте внимательны, и тогда вы найдете, где же он, и даже сможете поиграть с ним!

Воспитатель-Фея: Ребята, давайте поищем его.

Дети с воспитателем ходят и ищут ВОЗДУХ.

И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он?

( На подносе лежат бумажные снежинки).

Воспитатель-Фея:  Посмотрите, какие здесь красивые снежинки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, у нас есть волшебные палочки, давайте подуем в них, и снежинки оживут!

(Дуют, бумажные снежинки улетают.)

Воспитатель-Фея:  Ребята, нет под снежинками воздуха? А что заставило снежинки полететь? Как вы думаете?

Дети: Мы на них подули.

Воспитатель-Фея:  Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?

Дети: мы вдохнули и выдохнули  воздух.

Воспитатель-Фея:  Так, где же он, ребята? (Предположения детей).

 Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.

Воспитатель-Фея:   Ребята, но почему  мы его не видим, если он везде, как вы думаете?

Дети: Он прозрачный, через него все видно…

 Воспитатель-Фея:   Так значит, какого  цвета воздух? ( Бесцветный).

Воспитатель-Фея:   А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

(Высказывания детей).

 Воспитатель-Фея:   У чистого воздуха нет вкуса.  Вдохните воздух носом….

Какой у него запах? (у него нет запаха…).

Дыхательная гимнастика:

Повторяйте за мной:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Воспитатель-Фея:  Да, ребята,  чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас.

Опыт с веерами.

Воспитатель-Фея:   Ребята, вы не расстраивайтесь, хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать.  Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем ветер.

Воспитатель-Фея:  А что такое ветер?

(Высказывания детей)

Воспитатель-Фея:  Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей). 

Воспитатель-Фея:  Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка.

И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить вертушку крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем в наши волшебные палочки, и она оживет.

Опыт с вертушкой. Дуют через трубочку на вертушку и она начинает вертеться.

Воспитатель-Фея:  Вот такой, ребята, ветер – волшебник, как и мы с вами. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли! Как он заставляет плыть корабли?

Воспитатель-Фея:  Посмотрите, какой у нас кораблик. Ребята, а почему кораблик не плывет? (Ответы детей).

  Мы же волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки, и он поплывет.
Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю. (Дети по очереди дуют в трубочки на кораблик).

Воспитатель-Фея:  Ребята,  когда мы выдували воздух, он был похож на что? Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.

Воздух обещал поиграть с нами…

Хотите поиграть с воздухом? Он приготовил нам забавные игры.

Опыт с мыльными пузырями.

 Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?

 Здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой.  Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них. Дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха.  А как он там оказался? Мы выдохнули его. А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Добавьте его в стаканы с водой.  Дети надувают мыльную шапку.

Воспитатель-Фея:  Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?

Дети: Мы надули их через волшебную палочку воздухом.

Воспитатель-Фея:  Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.

Игра «Кто надует самый большой пузырь».

Воспитатель-Фея:  Ребята, а теперь мы совершим следующее волшебство. Мы своими волшебными палочками мыльную воду превратим в красивые цветные пузыри. Посмотрите, как я делаю. Кто  самый лучший волшебник, кто надует самый большой пузырь?

(Дети под веселую музыку надувают мыльные шары, любуются ими).

Воспитатель-Фея:  Какие пузыри? Легкие, воздушные…потому что внутри них что? Значит, воздух какой? Легкий! А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха? Правильно, воздушные шарики.

(Эксперименты с воздушным шаром).

 Воспитатель-Фея: Посмотрите, ребята - это шарики!  Возьмите их в руки. Что внутри шариков?  Шарики пустые и очень маленькие и грустные! Ребята, но мы, же с вами волшебники! Давайте совершим еще одно волшебство.  Дети надувают шарики. А теперь, чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте разрисуем  наши шарики.

Разрисовка шариков.

(Дети под музыку разрисовывают воздушные  шарики.)

Воспитатель-Фея:  Ну, вот. Шарики были маленькие, а теперь большие, красивые. Что теперь внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите.  Какие шарики? Легкие, воздушные. А почему они такие стали? Потому, что внутри них теперь воздух, а он легкий.

4.Заключительная часть

Ребята, ну что,   понравилось вам играть с воздухом? И мне тоже очень понравилось играть с ним и с вами, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле. Посмотрите на волшебный экран.

Показ авторской презентации педагога  «Воздух». 

(Вывод: воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух  повсюду, он вокруг людей и внутри нас,  мы его вдыхаем и выдыхаем, что без него не может существовать ничто живое на земле).

Сюрпризный момент

Я очень рада, что вы познакомились с моим другом воздухом. И хочу вам подарить частичку воздуха. Откройте волшебную шкатулку (там наконечники для шариков), наденьте эти наконечники на свои волшебные палочки и у вас получатся волшебные шары. Они останутся вам в подарок от нашего лучшего друга – воздуха.

(Шарики  надеваются на палочку и остаются в подарок детям).

Воспитатель-Фея:  Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в садик. Закроем глаза.

Заклинание:  (с закрытыми глазами)

Раз, два, три,

Фея, в садик нас верни!

(Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (В сказочном царстве).

Что интересного вы там узнали? (Познакомились со свойствами воздуха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества "Мой папа самый лучший друг"

Сценарий совместного праздника малышей и их пап. Целью данного праздника является воспитание чувства гордости за своих отцов. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной д...

Кратковременный проект "Мама - самый лучший друг".

Проект для детей подготовительной группы, посвященный празднованию Дня Матери....

сценарий праздника МОЙ ПАПА – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ! средняя группа

МОЙ ПАПА – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!  Праздник-игра, посвящённый Дню защитника Отечества.  Средняя группа. ...

Праздник "Мама - самый лучший друг на свете"

Праздник "Мама - самый лучший друг на свете"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования....

Познавательно-развивающий проект для детей подготовительной группы ко Дню матери «Мама – самый лучший друг»

Методическая разработка Познавательно-развивающий проект для детей подготовительной группы ко Дню матери «Мама – самый лучший друг» нацелен на формирование осознанного понимания знач...

Познавательно-творческий групповой проект "Мама-самый лучший друг"

Краткосрочный познавательно-творческий групповой проект "Мама-самый лучший друг" посвящен празднику "День матери". Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их р...