Картотека дидактических игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Cеребряная Елена Валерьевна

Картотека дидактических игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста.


Игра "Разноцветные домики"

Игровая цель: 

съехать с горки, стремясь докатиться до одного из игрушечных зверят, расставленных на разноцветных пластмассовых кубиках внизу с одной из сторон ската, пообщаться с этой игрушкой

Дидактические задачи:

  • Закреплять и уточнять представления детей о животных; а также об основных цветах оттенках.
  • Развивать связную речь, вступая в диалоги со зверюшками, приезжая в гости.
  • Вызвать симпатию к традиционно неприятным или пугающим животным (злой волк, противная лягушка, хитрющая лиса). ("Мы любим всех зверей, ко всем в домишки заглянем".)
  • Развивать двигательную активность.

В игре важно обеспечить эмоциональное общение детей с персонажами.

Можно облегчить задачу, убрав кубики и оставив только фигурки зверей, но в таком случае эта игра будет менее интересной.

Игра "Разноцветный финиш"

Игровая цель:

съехать с горки на санках как можно дальше по одной из цветовых пометок внизу ската. Цветовые пометки могут быть как основных цветов, так и их оттенков, если вы хотите познакомить малышей с ними.

Дидактические задачи:

  • Упражнять в различении и назывании цветов и их оттенков.
  • Вызвать симпатию к любимой игрушке.
  • Поощрять взаимопомощь малышей во время подъема.
  • Порадовать детей, внеся разнообразие в привычное катание на горке.
  • Упражнять в разнообразных движениях: подъем по ступенькам около ската, самостоятельное усаживание, отталкивание (незначительная помощь взрослого по просьбе ребенка).

Игра "Самый-самый"

Игровая цель:.

  • Вызвать у детей эстетический отклик на объекты природы, учить видеть их разнообразие и неповторимость.
  • Учить действовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам: размеру и весу, цвету и фактуре (в зависимости от своеобразия предмета).
  • Развивать сенсорные способности, речь, внимание и интерес к играм с коллекционным материалом.

Организация игры. Дети сидят вокруг стола (5-7 человек). На столе настольная лампа. Интенсивный поток света фокусирует внимание детей, делает заметными и привлекательными все объекты. По столу свободно рассыпаны камешки.

Содержание игры. Дети двумя пальчиками правой руки "ходят" по столу и приговаривают: "Мы по бережку пойдем, большой камешек найдем".

Аналогично находится самый маленький. Игра может повторяться несколько раз. Рассматривание камешков можно сопровождать чтением стихов:

Этот камешек ровный и гладкий,

Этот - с трещинкой узкой, косой,

Этот камешек как шоколадка,

Этот - с синей, густой полосой!

А какой же из них самый-самый?

Их в коробочке не сосчитать!

Я на берег приду вместе с мамой

Новый камешек буду искать!

Вариант игры

Можно предложить вариант игры, в котором главный признак предмета - вес. "Мы по бережку пойдем - легкий камешек найдем. Аналогичным образом можно поиграть в "Самый гладкий" и "Самый шероховатый", сравнивая и поглаживая камни пальчиком (на этот случай в коллекции хорошо иметь кусочек ракушечника).

Игра "Камешки (шишки, ракушки) спрятались"

Игровая цель::

  • Повысить интерес к предметам природы.
  • Развивать наблюдательность, умение различать их по ряду признаков.
  • Развивать у детей двигательную активность, ориентировку в пространстве.
  • Активизировать словарь малышей.
  • Воспитывать у них дружелюбие в общении.

Организация игры. Воспитатель прокладывает дорожку из яркого шнура (можно сплести шнур из толстой цветной шерсти) от 3 до 5-7 м. На концах дорожки - игрушки, валик для перелезания, кубик, "случайно" брошенный платок и пр. Помощник воспитателя отвлекает детей, и педагог прячет камешки про траектории дорожки (она извилистая).

Содержание игры. Воспитатель зовет детей: "Камешки расшалились. Спрятались, затаились. Мы корзиночки возьмем, наши камешки найдем..

Детям второго года жизни можно подсказывать возможные места, где могли "спрятаться" камешки. Детям третьего года называют эти места только после того, как найдут, обязательно выделяя в речи предлоги и привлекая также внимание ребенка к отдельным качествам находки - большой, легкий, черный, гладкий (интонация взрослого и ласкательные суффиксы должны подчеркивать сенсорное своеобразие предметов).

Вариант игры:

Так, когда камешки найдены, воспитатель предлагает пробежать по дорожке и сложить камешки назад в шкатулку. Она ставится в конце дорожки, а на пути выставляются физкультурные дуги, валики для перелезания, кубы для перешагивания или другие физкультурные атрибуты.

Настольный вариант игры:

Объекты в разных коробках на столе, некоторые коробочки (они все разного размера) пустые. Сравниваем и называем цвета и размеры коробочек в процессе поиска, сравниваем объекты.

Игра «Утята заблудились»

Игровая цель:

Ребенок помогает утятам перебраться через горы и ямки в песке, находите домик мамы-Утки около пруда. Утята тут же бегут купаться, несмотря на дождик, (где наша леечка?).

Игра «Добрый Грузовичок»

Вариант 1:

Добрый Грузовичок и ребенок - его хозяин - везут Белке орехи и конфеты. Машина забуксовала. Дождик, дождик полил! Грузовичок возит песок, чтобы вода не залила Белкин дом...

Вариант 2:

Какая глубокая нора у резинового хомячка! Он хочет положить туда много зернышек и орехов. Ребенок помогает ему сделать припасы. Вода грозит залить норку, и малыш складывает в кузов Доброго Грузовичка зернышки хомячка. Грузовичок увезет их на горку - там хорошо сделать новую норку. У нас отличный совок, а у кого-то и экскаватор.

Дидактическая игра  «Что в мешочке?»

Игровая цель:

 закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

Дидактическая игра «Падают листья»

Игровая цель:

 знакомить детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе, учить выделять ствол, ветки и листья деревьев, обратить внимание на изменения окраски листьев, закреплять знания о красном и жёлтом цвете, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: картина, листья

Дидактическая игра «Кто в лесу живет»

Игровая цель:

закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек (картинок): «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу, и назвать их.

Дидактическая игра «Назови птиц»

Игровая цель:

 формировать умение детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц или фигурки (сорока, ворона, снегирь, синица).

Ход игры:

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети  говорят, согласны они или нет, если ребенок назвал правильно, он кормит птицу.

Дидактическая игра «Теплый – холодный»

Игровая цель:

 закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Ход игры:

Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Игровая цель:

 Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.

Оборудование:

 Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

Ход:

 На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.

Дидактическая игра «Что в корзиночке лежит

Игровая цель:

 Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.

Оборудование: 

Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.

Ход:

 Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.

Дидактическая игра «Найди, что покажу»

Игровая цель:

 Найти предмет по сходству.

Игровое действие:

Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.

Правило:

 Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование:

 На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры:

Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».

Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Дидактическая игра «Чьи детки?»

   Игровая цель:

 Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.

Игровое действие:

 Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

Оборудование:

 Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.

Ход игры:

 Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых»  картинки, изображающие их детенышей.

Дидактическая игра«Чей голос?»

 Игровая цель:

 помочь запомнить названия и внешний вид некоторых домашних животных. Научить подражать голосам домашних животных, произносить отдельные слоги, воспитывать заботливое отношение к животным

Оборудование: 

игрушки домашних животных

Ход игры:

 Воспитатель предлагает подойти к той игрушке, которая его позовёт.

Взрослый: «Кто Машу позовёт, к тому Маша подойдёт, Аф-аф-аф.

Кто голос подал, кто Машу позвал? Правильно собачка. Наша Маша прибежала и собачку приласкала. Воспитатель предлагает  погладить собачку, .повторить, как она лает

Так же с другими животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Цель экологической игры – формирование знаний об окружающей среде. Дидактические игры по экологии помогают дошкольникам узнать больше о природе, привить бережное отношение к ней.в дошкольном воз...

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста        № 1Кто чем питается?Цель. Закреплять представления детей о пище животн...

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой☘️...