Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Строение растения".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_rasteniya.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Строение растений».

Составила:

воспитатель

высшей категории

Сагдиева О.А.

Цели:

Образовательные

  • Обобщить представление детей о многообразии растений, о связи живой и неживой природы,
  • Упражнять в различии и назывании растений и их частей, выяснить значимость каждой части растения.
  • Уточнить представления о пользе растений
  • Расширить словарь детей в соответствующей их возрасту степени обобщения (классификация растений), пользоваться в речи простыми и сложными предложениями,

Воспитательные.

  • Воспитывать у детей желание заботиться о природе,
  • Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, развивать умение работать в коллективе,
  • Поддерживать у детей интерес к растениям (без растений нет жизни на земле),

Развивающие

  • Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
  • Активизация и обогащение словаря.

 Материал:

  • Большой экран, слайды (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
  • Картинки с изображением частей растений
  • Посадочный материал, горшочки с землей, клеенки, фартуки
  • Игровой персонаж – старичок Лесовичок
  • Рабочие тетради, карандаши по количеству детей

Предварительная работа

Заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, беседы о деревьях, цветах, кустарниках, живой и неживой природе, наблюдения за деревьями и кустарниками на участке д/сада, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

 Вносится посылка (садовая земля) и письмо от Старичка  Лесовичка.

 СЛАЙД 1

(Читается письмо)

СЛАЙД  2

-Что нужно сделать, чтобы встретиться со Старичком Лесовичком? (посадить в группе растения).

Мы обязательно посадим сегодня растения, но сначала повторим все, что о них знаем.

Отгадывание загадок (на экране появляются картинки - отгадки)

а) Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май сережки дарит ей (берёза)

 СЛАЙД 3

б) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

  СЛАЙД 4

-По каким признакам вы узнали, что это дуб?

-Какие у него плоды?

-Кто питается его плодами?

в) В лугах сестрички -

Золотой глазок, белые реснички (ромашка)

 СЛАЙД 5

г) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

 СЛАЙД 6

д) Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Осень любит бусы эти,

Дети, птицы и медведи (малина)

 СЛАЙД 7

е) На сучках висят шары,

Посинели от жары (слива).

 СЛАЙД 8

-Назовите все то, что отгадали одним словом (растения).

-Растения -это живая или неживая природа?

-Докажите, что это живая природа (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).

-Сегодня мы будем разговаривать о части живой природы - растениях.

Воспитатель читает наизусть стихотворение Б. Заходера.

  СЛАЙД 9

Не спеша, растут деревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в землю,

Простирая руки к солнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят -

Им ведь нужно так немного –

Свет, Земля,

Вода и ветер -

То, чего искать не надо,

То, что всем даётся даром.

А ещё деревьям нужно,

Чтоб земля была прекрасна,

И живут они, деревья,

Украшая нашу землю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной.

 -Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)

-Что дает растениям Солнце? (свет и тепло)

-Солнце - это живая или неживая природа?

-Зачем нужна растениям Вода? (питание)

-Откуда растения берут воду? (Из почвы)

-Значит, растения связаны с почвой и водой.

-А для чего растениям ветер? (размножение)

-Вода и ветер - это живая или неживая природа?

-Живым растениям необходимы: Солнце, Вода, Почва, Ветер

 СЛАЙД 10

МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО  ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ?

Физкультминутка

Этюд «Мы – деревья»

Мы – деревья, (дети покачиваются)
Наши ноги – корни,  (руки опущены)
Тело – ствол большой и сильный.  (проводят руками по телу снизу вверх)     
Наши ветки ветер клонит.  (покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)
Пляшут ветви в небе синем.  (быстро машут руками, встряхивают ими)

Виды растений.

Все растения можно распределить по нескольким большим группам. Три главные группы (три вида) - это травы, кусты и деревья. Приведем примеры.

а) травянистые, это травы .............

б) кустарниковые, это кусты ................

в) древесные, это деревья .................

Из каких частей состоит растение.

 -Посмотрите на картинки. Какие  виды растений вы видите? (кустарник, дерево и травянистое растение).

-Отгадайте загадки (на слайде – корень, ствол, листья, цветок, семена).

-Какой можно сделать вывод?

 СЛАЙДА 12

-Все растения имеют одинаковое строение?

-Давайте вместе подумаем, зачем растению корни?

  СЛАЙД 13

Рассказ дедушки-корня

Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго - от 50 до 500 лет, кустарников - от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.

Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.

Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.

Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.

(Составление цепочки, показывающей взаимосвязь всех частей растения)

-Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

-Для чего нужны листья? (листьями растение дышит)

-Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

ВЫВОД: все части растения важны.

  СЛАЙД 14

-Семена каких растений вы видите?

  СЛАЙД 16

-Какие надземные части растений вы увидели?

  СЛАЙД 17

- Посмотрите,  какими бывают корни растений.

-Где они находятся?

Закрепление:

Задание 1. Детям раздаются картинки.

-Соберитесь, пожалуйста, в три группы. В одной будут те, кому достались части растений, живущие над землей. В другой – те, у которых на картинках части растений, которые могут жить и над землей, и в земле. В третьей группе окажутся хозяева тех картинок, где изображены части растений, живущие только в земле.

Задание 2.   Каждый ребенок собирает картинку из отдельных частей.

Д/И   « Составь растение из отдельных частей».

 Растения нужно беречь

 СЛАЙД

Игра "Как бы вы поступили?"

1. Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать:

"Я здесь храбрец!"

Вопросы к детям.

-Что, он вправду молодец?

-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?

-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?

-Чем отличается куст от дерева?

 СЛАЙД

2. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

Вопросы к детям:

Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

Вывод: Цветы рвать нельзя. Цветы должны расти на полянке.

 СЛАЙД

3. Деревья садят дети,

А две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят, не помогают

И деток убеждают:

" Деревья не нужны".

Вопросы к детям: 

-Нужны ли деревья людям?

-Какие деревья вы знаете?

-В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?

-Зарисуйте в тетради строение растений. (Дети рисуют)

- А теперь мы посадим  вот эту рассаду в группе. И, надеюсь, дождемся в гости Старичка – Лесовичка.

Дети с воспитателем сажают комнатные растения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»

Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить  с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....

Высокое качество дошкольного образования через включение в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного

О необходимости включения в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста...