Познавательно-творческий проект с детьми средней группы №8 долгосрочный «Животные леса»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Новикова Татьяна Владимировна

Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные леса» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivotnye_lesa.docx194.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад№3»

Развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста  посредством образовательного проекта

«Животные леса».

Познавательно-творческий проект

с детьми средней группы №8

долгосрочный

«Животные леса»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1683212/de35a4b9-4929-499d-af51-3fe3543a6a49/s1200

Срок реализации: 1 год

Подготовила : воспитатель

Новикова Татьяна Владимировна

г.о. Саранск

Актуальность темы

Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные леса» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.

Основополагающий вопрос: Может ли быть наша планета без животных?

Проблемный вопрос: Почему дикие животные не могут жить в квартире?

Данный экологический проект поможет дошкольникам расширить знания о диких животных лесов России. В итоге реализации проекта планируется создание альбома работ детей «Животные леса».

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Животные леса».

Задачи проекта:

1. Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.

2. Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).

3. Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.

4. Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.

Участники проекта: воспитатели, родители и дети средней группы, , музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Характер деятельности по проекту: познавательно-творческий.

Предполагаемый результат для детей:

В процессе реализации проекта дети закрепят знания и умения:

  • узнавать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
  • Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
  • Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
  • Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.
  • Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
  • Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.

В итоге реализации проекта будет создан альбом работ детей «Животные леса».

Предполагаемый результат для воспитателя:

Презентация проекта «Животные леса», оформление альбома работ детей «Животные леса».

Перспективный план проекта

 «Животные леса»

Направления работы

Совместная деятельность педагога с детьми

Игровая деятельность

1.Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке».

2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи детки?», «Где чья мама?»

3. Игра – драматизация по русским народным сказкам «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей»

Коммуникативная деятельность

1. Составление рассказов о животных и создание книги рассказов.

2. Обогащение словаря детей.

  • Беседа с детьми по темам: «Как животные готовятся к зиме?»;
  • Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов»;
  • Разбор и комментирование путаниц;
  • Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме.

Чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: «Белка-парашютистка», «Лиса» И. Новикова.

Познавательно-исследовательская

деятельность

  • Загадывание загадок о животных.
  • Рассказы воспитателя на темы: «Зачем ежу иголки?», «Почему зайца называют косым?», «Что делают белки, если корма в лесу не хватает?».
  • Творческие задания «Спрячь зайца», «Помоги белочке сделать припасы».
  • Обучение правилам поведения в природе.
  • Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных.
  • Ведение календаря природы.
  • Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным».
  • Рассказы педагога из личного опыта о животных, тематические прогулки.
  • Групповой праздник «В гости к лесным зверятам».

Продуктивная деятельность

  • Лепка «Ёжик», «Лиса»
  • Рисование животных наших лесов, аппликация «Зайчик в лесу»,
  • Оригами - Заяц,
  • ручной труд – изготовление настольного театра «Зоопарк» (картон, цветная бумага),
  • Альбом детских работ и рассказов «Дикие животные».
  • Конструирование Зоопарк» (конструктор)

Театрализованная деятельность

1. Настольный театр «Зоопарк».

2. Импровизация «Теремок».

Двигательная деятельность

  • П/игры: «Пустое место», «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», «Волк во рву», «Охотники и звери».
  • Загадки- движения «Угадай животное».
  • Пальчиковые игры по теме: "Наш лужок", "Ёжик».
  • Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу», «Между ёлок, между сосен…»; «Скучно белочке в дупле».
  •  Спортивное развлечение на прогулке «На лесной тропинке».

Творческая деятельность

  • Разучивание песни: « Почему медведь зимой спит».
  • Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь».
  • Хороводная пляска: « Медведь с пирогами».
  • Слушание DVDи аудиозаписи : «Звуки леса».
  • Муз.ритм. движения «Зверюшки на дорожке», «Движения животных».

Этапы  проекта «Животные леса»

Организационный этап. 

Повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу.

Сентябрь. Изучение научно-исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме. Подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного материала.

Октябрь.  Разработка содержания проекта «Животные леса». (определить Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты).  

Определить объем и содержание работы по проекту.

Опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье». Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Основной этап

Дата

Тема

Содержание

Октябрь

Вечер загадок

«Угадай, кто это?»

«Закончи сказку»

Совместная деятельность педагога с воспитанниками.

Учить описывать игрушки и находить их. Развивать фантазию, связность речи.

Ноябрь

Литературный досуг:  

«Как звери готовятся к зиме?»

«Бобр», «Еж», «Медведь», «Белка»

Чтение стихотворений о диких животных леса. Чтение произведений  В.В. Бианки «Как звери готовятся к зиме?» Знакомить с творчеством русских писателей, учить внимательно слушать произведение.

Беседа о животных: «Бобр», «Еж», «Медведь», «Белка»

Ноябрь

«Кинозал»

Совместная деятельность педагога с детьми: Просмотр документальных фильмов о диких животных. Познакомить с образом жизни, повадками, внешним видом животных.

Декабрь

Дидактические игры.

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто, чем питается?», «Чей домик?»Учить детей находить предметы по определённым признакам, составлять целое из частей.

Декабрь

 «Составление описательных рассказов о дикие животных»

Учить описывать игрушки, развивать  связность речи.   закреплять словарь по теме «Дикие животные».

Январь

Чтение сказок: «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

 Знакомить с творчеством русских писателей, учить внимательно слушать произведение.

Февраль

Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Зайцы и волк».

Развивать активность детей в двигательной деятельности, внимание, ориентировку в пространстве.

Март

Совместная деятельность педагога с воспитанниками показ пальчикового театра: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя»

Развивать у детей интерес к театрализованной игре, побуждать к активному общению, развивать речь, умение строить диалог.

Заключительный этап

Дата

Тема

Содержание

Май

Презентация проекта «Животные леса»

Представить педагогический опыт педагогам ДОУ. Определить задачи дальнейшего развития проекта.


Этапы проекта

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьей

Деятельность с детьми

Организационный этап.

Планирование деятельности

Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире?

Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные».

Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных

Консультативная работа с родителями.

Принимают участие в обсуждении

Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями.

Основной этап

Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон.

Просмотр дома телепередач о животных.

Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану.

Заключительный этап

Презентация проекта

Подведение итогов

Создание книги «Животные леса»

Организует презентацию и представление созданной книги «Животные леса».

Оказывают помощь в сборе бросового материала.

Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных.

Активные участники.

Создание книги о диких животных.

Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение».


Перспективный план работы с родителями в рамках реализации проекта «Животные леса»

Направление по повышению компетентности родителей

Совместная деятельность педагога с родителями

Совместная деятельность родителей с детьми

Результат

Информационно-аналитическое

Познакомить родителей с предполагаемым проектом

Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др.

Получение родителями информации о предстоящей работе

Познавательное

Консультация:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными»

Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных

Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа».

Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе

Пополнение предметно-развивающей среды:

  • Настольный театр «Зоопарк».
  • Книга «Дикие животные».
  • Д/и: «Кто в домике живёт?»

Наглядно-информационное

Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных»

Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе

Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме

Развитие грамматического строя речи у ребёнка:

  • упражнять в образовании притяжательных местоимений;
  • образование существительных с помощью суффикса –ищ;
  • образование сложных прилагательных;
  • образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей.

Приложение

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

«ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА»

ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА

С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

дети идут по кругу друг за другом

За мамой-лосихой топал лосёнок,

идут, громко топая

За мамой-лисицей крался лисёнок,

крадутся на носочках

За мамой-ежихой катился ежонок,

приседают, медленно двигаются вперёд

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

идут вперевалку

За мамою-белкой скакали бельчата,

скачут вприсядку

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат,

идут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

лицом в круг, делают движения языком – «лакают»


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.

дети загибают пальцы на

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

обеих руках: по одному

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

пальцу на каждую строчку

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

удары ладонями и кулачками поочерёдно

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Пустое место» «Узнай по голосу»

Я по кругу хожу и в окошечко гляжу.

Мы по кругу идём,

К одному я подойду и тихонько постучу.

Мы лисичку зовём,

- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,

- Кто там? Нас по голосу узнает.

-……..(Саша)

- Зачем пришёл?

- Побежали на перегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)



СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ

 (Вл. Степанов)

Медведь.

Белка.

По завалам, по оврагам

Белка – с кисточками ушки-

Ходит зверь хозяйским шагом.

Гриб увидит на опушке -

Любит он душистый мёд,

Прыг за ним с густых ветвей

Да малину с веток рвёт.

И несёт домой скорей.

Кабан.

Лось.

Опускается туман,

Лось – рога ветвистые

Просыпается кабан.

Да копыта быстрые.

Роет землю у реки,

Головой качая, он

Точит острые клыки.

Задевает небосклон.

Ёж.

Барсук.

Серый ёжик весь в иголках,

Встанет за полночь барсук,

Словно он не зверь, а ёлка.

Обойдёт свой дом вокруг.

Хоть колюч молчун лесной –

Острый нюх и зоркий глаз -

Ёжик добрый, а не злой.

Наступил охоты час.

Список литературы

1.Воронквич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Текст – С.П б.: «Детство – пресс», 2006.

2. Метельская Н.Г. 100 физкульт минуток на логопедических занятиях. М.:

3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, : Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2001.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детских садов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

6. Лысаков. В.Г.  1000 загадок / В.Г. Лысаков. – М.: А.С.Т., Донецк: Сталкер, 2006.

7. О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных  учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу « Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./ авт.сост. О.Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. ( Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998.

9. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др.- 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М94 «Детство – пресс»,2003


Анкеты для родителей.

«Экологическое образование в семье»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1.Есть ли у вас дома животные?

-кошка

- рыбки

- собака

- хомячок

-птицы

- другие

2.Ест ли комнатные растения?

-да

-нет

Если да, то какие?

3.Кто ухаживает за животными или растениями?

-мама

-папа

-ребенок

4.Что делает при этом ребёнок?

-кормит

- гуляет с ним

- играет

- поливает

- ничего не делает

5.Бываете ли вы с ребёнком на природе?

-да

-нет

- Если да, то где?

6.С какой целью?

7.Где ребёнок обычно проводит лето?

8.Как вы относитесь к приобщению ребёнка к природе в детском саду?

-плохо

- хорошо

-мне все равно

- другое__________________________________________________________

9.Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?

_________________________________________________________________

«Воздух в вашей квартире»

1.Определение состояния воздуха вашей квартире:

- чистый;

- грязный;

- не знаю.

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?

- да;

- нет.

3.Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

4. Сколько у вас комнатных растений?

5. Часто ли вы проветриваете помещение?:

- регулярно;

- изредка;

- не обращаю на это внимания.

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

- каждый день;

- раз в неделю по выходным;

- другие варианты…

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке мебели:

- да;

- нет.

8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке обоев:

- да;

- нет.

8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке ковров:

- да;

- нет.

9. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

10. Как очищаете воздух в квартире?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация познавательно-творческого проекта с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Данный материал обобщает проделанную работу по проекту "Русская народная игрушка"...

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы №2 «Книга — лучший друг»

Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров....

Долгосрочный познавательный проект с детьми средней группы на тему: «Снеговик»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19233015","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"330"}}]]...

Долгосрочный познавательный проект с детьми средней группы на тему: «Снеговик»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19233132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"330"}}]]...

Познавательно – творческий проект с детьми средней группы «Колокольчик» на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Актуальность проблемы: каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичн...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема. Дикие животные лесов Сибири.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы.Тема.  Дикие животные лесов Сибири.Цель. Систематизация представлений  о диких животных  лесов Сибири  у детей ...

Моя малая Родина! Информационный проект с детьми средней группы № 8 долгосрочный Срок реализации: 1 год

Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, пробл...