Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края
консультация по окружающему миру

Мосейчук Алёна Валерьевна

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, для всех, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить самый первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa._moseychuk_a.v.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Мосейчук А.В.  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №57»

Воспитатель высшая квалификационная категория

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, для всех, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить самый первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.

В нашем ДОУ постоянно проводится работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого – развивающей среды на территории ДОУ позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям необходимо уже в младшего возраста. Потом поменять мировоззрение довольно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:

- учить детей правильно взаимодействовать с природой

- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства

- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира

- учить устанавливать причинно – следственные связи в природе

- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет, о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, наблюдения, экологические игры, викторины и конкурсы, праздники.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идет ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель, то можно ограничиться только одним объектом.

Цель проекта – создать условия для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к природе родного края посредством экологической тропы на территории  ДОУ.

Задачи:

  • Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности
  • Формирование системы экологических знаний и представлений
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, желание сохранить ее)
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными по охране и защите природы

Тип проекта – познавательный, долгосрочный

Гипотеза проекта – реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе

Механизм выполнения – реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста. Основными участниками воспитательно – образовательного процесса являются ребенок, педагоги и родители.

Ожидаемые результаты:

  • Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды
  • Повышение уровня знаний по экологии у детей
  • Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта
  • Эмоциональные проявления, радость от общения с растениями и насекомыми, птицами, интерес к познанию живого
  • Сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей, стремление удовлетворить потребности живого организма, проявление гуманных чувств к живому

Этапы создания и оформления экологической тропы:

  • Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов
  • Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов
  • Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа
  • Составление паспорта всех точек тропы
  • Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку
  • Составление рекомендаций и картотек по работе с детьми на каждой точке

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе
  • Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживание всему живому, заботы и бережного отношения к природе
  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках и поделках, рассказах и других творческих работах
  • Проводить на тропе наблюдения в разные времена года игры, экскурсии, исследования, и другие виды деятельности

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  • Экологические беседы и рассказы
  • Наблюдения
  • Элементарные опыты
  • Экскурсии
  • Целевые прогулки
  • Экологические конкурсы и викторины
  • Решение экологических ситуативных задач
  • Чтение художественной литературы
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций
  • Труд в природе
  • «Красная книга природы»
  • Коллекционирование
  • Экологические досуги, развлечения, праздники
  • Экологические игры различного характера
  • Театрализации и инсценировки

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  • Взросло – детские проекты
  • Изготовление рисунков, поделок
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ
  • Участие в конкурсах
  • Участие в развлечениях, досугах
  • Фотовыставки
  • Изготовление книжек
  • Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий и проведения опытов

   К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым, мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы. Дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты – естественные и искусственно, созданные педагогами и родителями.

       Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках, короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая.

       Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение нескольких лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи.

          В результате реализации проекта:

  • значительно вырос уровень экологических знаний о природе нашего края
  • повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
  • улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
  • повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Список использованной литературы:

  1. Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
  2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.
  3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.
  4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактически...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории своего края и села с учетом ФГОС»

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Присвоение родной культуры – важная задача развития ребенка и составляющая процесса патриотического и духо...

«Методы и приёмы формирования у детей познавательных интересов к истории родного края»

Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольно...

Круглый стол на тему «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»

Круглый стол разработан с целью совершенствования  знаний педагогов по  вопросам  проектной деятельности по экологии с помощью практических заданий....

Консультация для педагогов Тема: Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Важнейшее значение развития у детей экологической культуры имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования....

Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения.

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения»....

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...