Проект «Родной свой край люби и знай»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Чулкова Светлана Юрьевна

Современная жизнь диктует необходимость возращения к приоритетам любви к Отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что высказывает отклик в его душе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnoy_svoy_kray.docx89.18 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа №12»

(МКОУ ШР «СОШ №12)

666025, Иркутская область, Шелеховский р-он, с.Шаманка, ул. Советская,9

Тел.(8-395-50) 77-5-23

Проект

«Родной свой край люби и знай»

Вид проекта: информационно-познавательный

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.

                                       Авторы:

                                                Чулкова С.Ю.,

                                                                              воспитатель дошкольных групп

                                                                  МКОУ ШР «СОШ №12».

                                               Селянина Л.В.

                                                                             воспитатель дошкольных групп

                                                                 МКОУ ШР «СОШ №12».

                                              Аникина Т.В.

                                                                            воспитатель дошкольных групп

                                                                МКОУ ШР «СОШ №12».

           

с.Шаманка, 2019 год

   Проблема: Недостаточные знания у детей о родном селе, его достопримечательностях.

   Причины: возрастные особенности детей. Низкий уровень знаний родителей истории села. Недостаточная компетентность воспитателя по вопросу истории и развитии села.

  Тип проекта: информационно - познавательный.

  Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.

  Продолжительность: долгосрочный

  Актуальность: Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.

 Современная жизнь диктует необходимость возращения к приоритетам любви к Отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что высказывает отклик в его душе.

ЦЕЛЬ. Расширить и углубить знания детей о родном селе.

Задачи:

  1. Разработать план мероприятий с детьми, направленных на развитие нравственных качеств дошкольников;
  2. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы        над проектом;
  3. Создание условий для развития у ребенка патриотических чувств,

любви и привязанности к своей семье, дому, родному селу;

     4.  Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя

маленькими односельчанами, участниками жизни села;

     5. Развивать нравственно- патриотические качества: гордость, желание сохранять и приумножать богатства села.

   Ожидаемые результаты

Дети: сформированность знаний о родном селе, знание профессий работников социальной сферы и своих родителей, проявление внимания и уважение к пожилым людям.

Родители: активное тесное сотрудничество с ДОУ, сохранение семейных ценностей, повышение знаний о истории родного села.

Педагоги: повышение педагогических знаний по вопросу истории и развития села; взаимодействие с родителями воспитанников при организации работы по ознакомлению с родным селом.

  Этапы реализации проекта:

  1 этап- подготовительный

1.Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы; наглядного материала (иллюстраций, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий, технического и материального оснащения данного проекта.

 2. Встреча с родителями в «семейной гостиной».

 З. Анкетирование родителей.

 4. Диагностика детей.

 5. Составление перспективного плана работы над проектом.

  2 этап- основной

I блог – Знакомство с ближайшим окружением: моя семья, профессии родных.

II блог – родное село, история возникновения, его достопримечательности.

III блог – знакомство с знаменитыми земляками, почетными жителями села, детьми и труженниками тыла Великой Отечественной войны.

   3 этап-заключительный

  1. Повторная диагностика.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Встреча в «семейной гостиной» с родителями.
  4. Презентация проекта «Родной свой край люби и знай».
  5. Викторина «Что я знаю о селе?»

   Совместная деятельность:

Дети:

- Рисование: «Мой любимый уголок»,

- Конструирование: «Здания нашего села»,

- Аппликация: «Улица Советская»

Родители:

 Помощь в подборе наглядного материала о селе.

Изготовление поделок

Оформление альбома «Мой дом, Моя улица», «Моя профессия».

 Участие в презентации проекта «Родной свой край люби и знай»

Продукт проектной деятельности:

Оформление интерьера группы

Альбомы «Достопримечательности села», «Мой дом, моя улица», «Главные здания села», «Профессии моих родных», «Выставка рисунков».

 «Дидактические игры».

Мини- музей «Изделия из дерева»

«Макет главной улицы»

Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном селе (автор Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова)

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родное село

Домашний адрес, адрес детского сада

Достопримечательности

Профессии родителей и жителей села

Моя семья

Бугаева Аня

3

3

2

2

3

Бикмеев Глеб

3

2

2

2

3

Баженов Петя

3

3

2

2

3

Гурова София

1

1

1

2

2

Лебедев Арсентий

1

1

1

1

1

Муравьёв Паша

1

1

1

1

1

Муравьёв Ваня

2

1

1

1

1

Судаков Егор

1

1

1

1

2

Судаков Артём

1

1

1

1

1

Хрякова Виолетта

1

2

1

1

1

Задание 1. «Родное село»  

Цель: название   своего села, географическое положение, история происхождения, домашний адрес, адрес детского сада.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.   

Оценка результатов.  

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок без особого труда узнает и называет село, его географическое положение.

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок не уверенно называет географическое положение.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не знает названия села, географическое положение.

 Задание 2. «Домашний адрес, адрес детского сада»

Цель: название своего домашнего адреса, адреса детского сада.

 Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.   

Оценка результатов.  

Высокий уровень (3 балла)  

Ребёнок без труда называет домашний адрес, адрес детского сада.

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок не уверенно называет адрес детского сада

Низкий уровень (1 балл)  

Ребёнок не знает адреса дома и адреса детского сада

Задание 3. «Достопримечательности»

Цель: умение узнавать достопримечательности родного села.

Методы: Беседа, показ фотографий, запись ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок узнает и называет достопримечательности, связанные  с  детским

отдыхом.

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательность.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не узнает и не называет достопримечательность

 

Задание 4. «Профессии родителей, жителей села»

Цель: знание и называние профессий родителей, жителей села.

Методы: Беседа, рассматривание иллюстраций, запись ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми.  Воспитатель предлагает ответить на

вопрос «Где работает мама, папа, кем они работают?», «Какие еще

профессии в нашем селе ты знаешь»  

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей,  

другие профессии.

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок не точно называет    профессии родителей и их место работы,

называет мало других профессий.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других

профессий.

  

Задание 5. «Моя семья»

Цель: умение называть свою фамилию, имена отчество родителей, родственников,

знает родственные связи, увлечения своей семьи.

Методы: Беседа, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Запись ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок называет фамилию, имена всех родственников, родственные связи,

увлечения

Средний уровень (2 балла)

Ребенок называет не всех родственников, путается в связях.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не знает фамилию, родственников.

В ходе обследования было выявлено, что 36 % детей имеют достаточно

скудные представления о родном селе, о детском саде и его ближайшем окружении.    У39% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни села. И только 25% смогли рассказать, что им нравится в родном селе, но их отношения были ещё неосознанны.  

                                                

Анкета для родителей

                                     «Патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

Да.

Нет.

Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

Да.

Нет.

Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

В школе.

В семье.

В детском саду.

Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном селе?

Да.

Нет.

Иногда.

Рассказываете ли вы своему ребенку о селе, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да.

Нет.

Иногда.

В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному селу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                             Благодарим Вас!

Перспективный план по ознакомлению с родным селом

с детьми старшего возраста

I Блог: «Знакомство с ближайшим окружением; моя семья, профессии родных»

Содержание  

   Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1.Семья

Учить детей называть

членов семьи по имени отчеству;

внушать детям чувст-

во гордости за свою

семью; прививать

уважительное, за-

ботливое отношение

к пожилым

родственникам.

1.Занятия, совместные

с родителями досуги,

праздники, выставка.

2.Оформление альбомов «Моя семья», «Моё имя»

3.Представление презентации «Моё генеалогическое древо» на открытых групповых мероприятиях.

 

Беседы, составление

рассказов о своей

семье, рисование по

теме «Моя семья». Совместное оформление герба семьи.

2.Все профессии важны, все профессии нужны.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера о профессиях.

1.Экскурсии на место работы родителей.

2.Рассматривание альбома «Люди труда».

3.Встреча с родителями разных профессий.

1.Беседа «Где работают мои родители?».

3«Кем быть?».

Закреплять знания детей о современных профессиях.

 1.Встреча с ветеранами труда.

2.Составление совместного альбома «Все работы хороши выбирай на вкус».

1.Беседы «Что такое профессии?».

2. Сюжетно-ролевая игра.

4.Интересное в

нашем доме.

Учить детей

внимательнее

относиться к

событиям в доме,

интересоваться дела-

ми, традициями

семьи.

1.Театрализованная

деятельность,

игры, концерты.

1.Беседы на темы:

«Моя любимая

игрушка», «Самая

интересная книга»,

«Животные в доме»,

«Семейные праздни-

ки» и т. д.

5 Защитник отечества

Расширить знания детей о военной профессии.

1.Совместно с родителями создать мини- музей «Защитник Отечества»

2. Встреча с родителями служившие в Российской армии.

1. Игра «Зарница».

2. Рассказ о воинской службе.

II Блог «Родное село, история возникновения, его достопримечательности»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1.Путешествие по селу.

2. День села

1.Познакомить детей с названиями улиц села.

2.Расширять представления детей о родном селе.

1.Экскурсии по улицам села.

2.Изготовление макета «Главная улица села».

3.Участие в празднике (чтение стихов о родном селе в СДК «Утёс»).

Беседы, составление

рассказов «Моя улица.

3.Чем славится наше село.

Прививать любовь к родному краю.

1.Целевые прогулки.

2.Экскурсия в православный храм

1.Оформление альбома «Достопримечательности нашего села».

2.Рекомендации для родителей «Куда повести ребёнка в выходной день?».

4. Природа нашего села.

Формировать представления детей о природе села, о её разнообразии.

1.Экскурсии на природу (к подножию Утёса, парк, к реке Иркут).

1.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий.

Дидактическая игра.

6.История села

Познакомить с историей возникновения села Шаманка.

1.Встреча с почётными жителями (старожилы села)

2.Оформление фотоальбома «Край ты мой Шаманский»

1.Рассказ легенды о происхождении села.

2.Заучивание стихов.

III Блог: «Знакомство с знаменитыми земляками, почётными жителями села».

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Дети войны

Познакомить детей с людьми, жившими в годы войны. Воспитывать чувство патриотизма за свою Родину.

1.Встреча с труженниками тыла, детьми войны.

2. Экскурсия в библиотеку презентация «Ах, эта война»

3.Участие в митинге 9 мая.

4.Участие в выставке рисунков «Война глазами детей»

1. Беседа «Земляки –герои Великой Отечественной войны».

2.Изготовление праздничных подарков для гостей.

4.Золотые руки мастеров.

Вызывать у детей интерес к жизни села, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

1.Встреча в детском саду с народными мастерами нашего села; художником Мироненко В.И.; умельцем по резьбе по дереву Агарковым В.Б. 2.Посещение дома – музея «Животные моего края» Маркатюк И. П.

2. Рассматривание  выставки изделий, из бересты.

                        Перспективный план экскурсий с детьми старшей группы

Экскурсия

Цель

1.Больница

Раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Врач старается, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто – ни будь заболеет, то он лечит, провести экскурсию по различным кабинетам. Воспитывать уважение к профессии врача.

2.Магазин

Продолжать знакомить детей с общественными местами села их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда.

3.Дом культуры

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями села их назначением; расширять знания о профессиях работников культуры.

4.Библиотека

Познакомить детей с профессией библиотекарь.

Дети узнают, что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, карточки, любимые книжки.

5.Почта

Познакомить детей с профессией почтальона. Это очень сложная, но очень полезная, нужная профессия. Почтальон ходит от дома к дому с большой сумкой.

6.Обелиск погибшим воинам Великой Отечественной войны

Обогатить знания детей о Дне Победы; показать обелиск находящийся на территории села; рассказать о героях Великой Отечественной войны, земляках.

Продолжать воспитывать гордость за своих земляков, патриотические чувства, уважение к ветеранам.

7.Православный храм

Познакомить детей с православным храмом, его устройством, храмовым искусством, иконописью, символикой, внутренним и внешним убранством.  

8.Путешествие в школу

познакомить детей с помещением школы, с некоторыми понятиями «урок», «перемена», с трудом учителя; выразить желание пойти в школу; воспитать уважение к труду учителя, людей, занимающихся воспитанием и образованием детей.

Итоговый мониторинг знаний детей о родном селе.

1.Как называется страна, в которой ты живешь? (Россия)

2.В каком селе ты живешь?

3.Что ты знаешь о прошлом своего народа?

4.Как называется улица, на которой находится твой детский сад? 

5.Что такое патриотизм?

А) любовь к Родине              Б) любовь к себе

6. Что такое Родина?

7. Тебе нравится жить в селе?

8.Почему необходимо дорожить Родиной?

9. Какая достопримечательность в селе говорит о героизме земляков?

10. Какими качествами должен обладать патриот?

11. Знаешь ли ты улицы села и их происхождение?

12. Какие предприятия существуют в селе, что производят?

13.Назови всех членов своей семьи и ближайших родственников по фамилии, имени, отчеству.

14.Расскажи историю возникновения села.

 15.Знаешь ли ты знаменитых земляков и их творчество?

Анализ результатов: За каждый правильный ответ выставляется по баллу.

     1. 12-15 баллов – высокий уровень - проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему селу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь.

     2. 7-11баллов– средний уровень- выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, селу. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях села.

     3. 0-6 баллов - низкий уровень - Затрудняется отвечать на вопросы. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего села, его достопримечательностям.

100% детей твердо знают название села, в котором живут, и могут

безошибочно найти на карте географическое положение.  Об истории

возникновения нашего села имеют точные знания 91% детей, 9% (1

ребенок) допускает небольшие неточности. 82% детей имеют представление

о названии улиц села, знают, по какому адресу находятся дома, в которых

они живут, детский сад, который они посещают.  Дети могут объяснить,

почему так названы улицы села, 18% допускают ошибки. О

самых распространенных профессиях нашего села, о главном

  предприятии, имеют хорошее знание 64%

детей, 36% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с

достопримечательностями нашего села могут 81% детей, 19% - немного в

этом затрудняются.

В итоге,общий уровень следующий: 87% детей имеют прочные знания о

родном селе, 13% -  допускают небольшие неточности.

Результат работы над проектом:

Дети и родители знают историю возникновения родного села, его достопримечательности.

Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.

Дети называют фамилии знаменитых земляков, их заслуги.

Дети стали активными участниками бесед, а не пассивными слушателями.

Проявляют интерес к явлениям общественной жизни, стремятся отразит полученные знания в полезной деятельности, проявляют самостоятельность, инициативу, взаимопомощь.

   Список литературы

1.  Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического

воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007.

2.  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.  - М.: ЦГЛ,

005.

3.  Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у

старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

4.  Ветохина А.Я., Дмитренко З.С.  – Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс,

011.

5.  Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар.

Асвета,1982.

6.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред.

А.М. Виноградовой, - М., 1991

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.  -  Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.:  2010.

9.  Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.  - Мы живем в России.  Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.:

010.

10.   Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире //

Д/в № 9 – 2001.

11.   Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6

лет: Методическое пособие, М., 2007

12.   Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно.  –  М.,

003

13.  Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие

коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992

14.  Мулько И.Ф.  Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7

лет. – М.: 2004.

15.  Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду:

Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение,1984.

16.  Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании

дошкольника. – М.: Просвещение, 1987.

17.   Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.

 М.: Мозаика-Синтез, 2006.

18.Титова Е.М. Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Родной свой край - люби и знай»

Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай» Малая Родина... У каждого человека она своя, н...

Проект Родной свой край люби и знай

Проект разработан для формирования нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Инновационно - педагогический проект "Родной свой край - люби и знай"

Данный проект предназначен к  приобщению ребенка к истории и культуре  своего города;   пополнитю  знаний   детей о  городе,  в  котором  мы  живем, ...

Экологический проект "Родной свой край - люби и знай".

Проект направлен на формирование предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Раскрытию взаимосвязи животного и растительного мира, их значение для человека. Развитию ...