Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Необычное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мингазутдинова Фарида Амерьяновна

       Цель: Расширять знания детей о способах очистки воды.

        Задачи:

Образовательная:

 - формировать понимания необходимости сохранять воду чистой, знать источники загрязнения воды;

- способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование (умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова);

-  продолжать учить детей во время проведения опытов соблюдать элементарные  правила личной безопасности;

- обобщить и уточнить знания детей о водных видах транспорта;

Развивающая:

- развивать умение самостоятельно делать выводы по результатам опыта;

- развивать умение детей решать проблемные задачи;

- развивать умение мыслить логически;

- развивать любознательность, наблюдательность, память, речь;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверс­тниками,  умение

договариваться;

Воспитательная: 

 - воспитывать положительное, бережное отношение к окружающему миру;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать умение высказываться и выслушивать мнение сверстников;

- воспитывать у детей желание проявлять аккуратность при проведение опытов.

Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие »

Материал: Игровые пособия: «корабль», «автобус»; якорь, канат, запись гудка корабля и  шум воды, проектор, экран. Вода в стакане с различным мусором (кусочки бумаги, деревянная стружка, фантики от конфет и т. д.).

Ёмкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, тряпочки, поднос, алгоритм эксперемента.

Ход организованной образовательной деятельности

1-подготовительный этап

В группе дети  играют в сюжетно-ролевую игру,  развернута сюжетно-ролевая игра «Транспорт» («Автобус» и «Пароход»).

Воспитатель: Ребята, наверно очень интересно плавать по реке, узнать много интересного, путешествовать? (Да.)

-Когда плывешь наверно совсем другой вид, не так как с берега.

 А, на каком виде транспорта можно  отправиться в путешествие?

Варианты ответов детей:(Машине, самолете, корабле, пешком….)

Ребята, я так люблю путешествовать, а вы? (Да.)

         А хотите? Я предлагаю   вам отправиться в путешествие по рек,

 где узнаем много интересного о жителях рек.

Как вы думаете, на каком виде транспорте можно отправиться в такое

путешествие?

Дети: перечисляют виды водного транспорта.

Воспитатель : А вот на чем мы поплывем, нам подскажет загадка.

По реке плывет дом

Да же окна есть в нем.

(корабль)

Воспитатель: Правильно! Разгадали!  А вот и наш речной корабль. Но что бы отправиться на нем, надо, что бы кто-то управлял им. (Капитан.)

Воспитатель: ребята, вас очень много, можно я сегодня буду вашим капитаном, а вы мои помощники. (хорошо).

2-начало занятия

Занять места на корабле! Поднять якорь! Полный вперед! (звучит шум воды)

Педагог обращает внимание детей на экран, где изображена река и предлагает детям рассказать о том, что они видят.

Воспитатель: И так мы отправляемся. Посмотрите, какой красивый наш город!

Воспитатель: Да это река. А чем отличается река от других  водоемов? В реке течет вода. У реки есть два берега.

Воспитатель: А мы живем на берегу, какой реки. (На берегу Камы).

Воспитатель: Какие животные живут в реке.(рыбы, раки, бобры, лягушки, водоросли)

Воспитатель: В речке живут разные речные рыбы, раки, насекомые, растения. К реке приходят животные напиться воды, в реках живут бобры.

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций).

          Воспитатель: Ребята, а вот наша первая остановка. Давайте сойдем на                    

          берег и погуляем .(Дети сходят с корабля и встают перед ним.)

Мы приехали на речку

Мы по бережку прошли,

 Но везде до нас сидели;

Жгли костёр, картошку ели –

 Насорили и ушли! 

(На слайде берег Камы с мусором)

-Ребята, посмотрите, сколько мусора под деревьями и на полянке. Как вы думаете, хорошо живется в таком замусоренном  в лесу? (нет)

-А почему нельзя мусорить? (мусор мешает зверям, загрязняет природу

Воспитатель: «Давайте,  все исправим, очистим наш лес от мусора, поможем зверям».

Физминутка:

 По тропинке мы пойдем   (дети шагают)

 и весь мусор соберем,

раз – в пакет, а два – в корзину,(повороты)

Наклоняем дружно спину. (наклоны)

  Если дружно потрудиться  (хлопки)

  Все вокруг преобразится! (посмотреть наверх)

 Лес для нас откроет двери,   (руки в стороны развели)

 Нам «спасибо» скажут звери!  (хлопки над головой)

Воспитатель:  

Если в лес пришел гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только, чур, не забывай,

Мусор с травки убирать.

Воспитатель:  Вот как чисто стало на поляне. Посмотрите, кто это из речки  выглядывает?  Рыбка.

Рыбка: Ребята помогите, спасите. Вы убрали мусор на берегу, а в  реке то же мусор.

Воспитатель: А как же мы можем помочь реке?

(Очистить. Дети высказывают свои варианты)

 Воспитатель: Как можно очистить реку от крупного мусора?(Надо собрать. Сачками). Я знаю как можно очистить грязную  воды. Подойдите к столам (дети подходят к столам). Посмотрите - как можно очистить воду от мусора.

Я для этого возьму пустой стакан вложу воронку (ставим схему), в воронку  вложим бумажную  салфетку  и  примнем в серединке (ставим схему). Начну пропускать грязную воду через эту воронку, придерживаю стакан  (ставим схему) .   Что же у нас получилось?(Вода становится чистой). А что стало с бумагой? (грязная стала)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в такой воде рыбки смогут жить?

А теперь, посмотрите  , у вас на столах есть все необходимое.

Расскажите, что вы вначале будете делать, а поможет вам в этом схема-подсказка.

 (Дети рассказывают.)

Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой уточняют (по схеме) последовательность выполнения работы и приступают к очистке.

Воспитатель наблюдает, направляет вопросами к действиям, советует, если ребенок затрудняется или нерешителен.

Воспитатель: Все справились? Отлично!  Мы очистили  воду.

А как сказать на татарском языке грязная (пычырак), чистая (чиста)и теперь рыбка с удовольствием будет плавать в реке. А кто  еще захочет жить в реке? (рыбы, раки, бобры, лягушки, водоросли). А нам пора возвращаться в детский сад.(все сели  поплыли)

Воспитатель: Вы знаете, я так горжусь вами. Если мы не будим охранять природу, то будет экологическая катастрофа. Что бы помочь нашей планете, надо научиться ее любить и бережно с ней обращаться. Ребята, я прямо сейчас хотела бы пойти  домой и рассказать, что узнала. А вы с кем хотите поделиться? Чем вы хотите поделиться? (высказывание детей)

Литература:

1.Методические рекомендации к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка» для работы с детьми дошкольного возраста. Шпотова Т.В., Старых Л.П. – Обнинск: ЦЭО, 2000.

2.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 1999.

3.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

4.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.

5.Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

6.Рыжова Н.А. Непросто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс,Ю 2002 г.

7.Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманит изд. центр «ВЛАДОС», 2000.

8.Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

9.Что растет в воде?» (статьи из детской энциклопедии);

10.Чтение экологической сказки «Жила была речка»,

 11.И.А. Бунин «Родник»,
12.Донская В. «Речка, синяя вода!»,  

13.Е. Хочинская «Сказка про речку»,

14.Е. Боровой «В лесу бил родник».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."

Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ -  в  словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....

Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."

Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ -  в  словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в лес"

Данный конспект занятия для детей среднего возраста.Приоритетные задачи: Формирование правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи. Формирование навыков словообразование имен суще...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи «Муха-Цокотуха – именинница»

Активизация словаря по лексической теме «Посуда». Закрепление умения употреблять  предлоги «В», «ПОД»  в коротких предложениях. Закрепление умения образовывать множественное и единственное ч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в форме комплексного игрового занятия "Найдена собака".

НОД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста формирует умение составлять рассказы из личного опыта и описательные рассказы....

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».

Конспект  организованной   образовательной   деятельности   детей   старшего дошкольного   возраста  Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Необычная прогулка»

Цель: Учить детей работать в парах; закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать эти фигуры, несмотря на различие в окраске и размерах; учить порядковому счёту...