РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно – эстетическому направлению «ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ» для детей 3-5 лет
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие и эстетические способности,  положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму.   Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_volshebnye_shariki.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Утверждено: на

Педагогическом совете № 5

                                                                                                      От «15» августа 2014 г.

МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования по художественно – эстетическому направлению

«ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ»

для детей 3-5 лет

                                                                                            Автор: Скляр А. А.

                                                                                 Воспитатель

                                                                                       

 

2014 -  2016

   

Пояснительная записка  

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие и эстетические способности,  положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

     Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

      Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму.

    Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Цели:

Формирование творческой личности ребенка через художественно-эстетическое развитие;

  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности  воспитательно-образовательного процесса.
  • Вариативность использования  образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Задачи:

  1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза,  гибкость рук, ритмичность;
  2. Осуществлять развитие  внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии, самостоятельности.
  3.  Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
  4. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.
  5. Воспитывать художественный вкус, интерес к художественно-конструктивной деятельности 
  6. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с помощью изготовления поделок из бумаги, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  7.  Учить детей составлять композиции из одной и нескольких базовых однотипных форм, преимущественно по образцу воспитателя.
  8.  Поощрять желание детей добавлять в композиции собственные элементы, составлять композиции самостоятельно. Развивать творческое мышление, фантазию.
  9. Учить действовать последовательно при составлении композиции.

Формы и методы организации детей:

  • специально организованная образовательная деятельность,  в процессе которой  дети получают знания, навыки по художественному творчеству. Занятия  проводятся  со  всей  подгруппой детей одновременно, обеспечив при этом каждому ребенку возможность свободного перемещения в пространстве. Кроме игрового приема включаем  в процесс занятия сюрпризные моменты, создавая проблемные ситуации, побуждая тем самым детей к активному творческому мышлению.
  • совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует:

                   - индивидуальный подход к каждому ребенку,

                  -  рассматривание образцов, схем

                 -  демонстрация иллюстраций по теме занятия

                 -  дидактические, театрализованные игры с детьми

                 -  прослушивание музыкальных произведений,

                  - дидактические и пальчиковые игры.

                 -  чтение художественной литературы

                  - подбор стихотворений по различным темам

                 - беседы

                 - объяснение и обсуждения хода работы

                - наблюдения в природе

  • исследовательская и продуктивная деятельность
  • индивидуальная работа детей
  • опора на личный опыт детей

Для реализации данной программы в ДОУ имеются необходимые условия:

  • аудиовизуальные  средства (телевизор, муз. центр)
  • учебно-наглядные пособия:

             - плакаты

             - схемы

            - модели

  • демонстрационный материал
  •  дидактические игры
  • иллюстрации,
  • методические пособия, художественная и вспомогательная литература,
  • оборудование: 

- магнитная доска

- салфетки бумажные

- цветной картон

- газеты

- ножницы и канцелярский нож,  клей ПВА (для педагога),

- клей-карандаш для детей.

Ожидаемые результаты:

После проведения каждого блока предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Мониторинг результативности  определяется через индивидуальное выполнение заданий, беседы, наблюдения.

К концу 1 года ребенок должен знать:

  • определять и соотносить цвета
  • уметь скатывать шарики разных размеров из бумажных салфеток
  • подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
  • аккуратно наклеивать готовые формы на шаблон
  • уметь приклеивать шарики плотно друг к другу
  • уметь радоваться готовому результату

К концу 2 года ребенок должен знать:

  • определять  и соотносить основные цвета и оттенки
  • создавать композиции из бумажных шариков
  • правильно держать ножницы
  • уметь резать ими по прямой
  • уметь рассказать о сюжете картинки
  • самостоятельно готовить свое рабочее место
  • убирать материалы по окончании работы

Возраст детей. 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы -  3-5 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы -  2 года. 

Предусматривается 2 этапа работы:
1) - с детьми 3-4года (вторя младшая группа);
2) - с детьми 4-5 лет (средняя группа).
 

Режим занятий.
При наполняемости группы 25 детей занятия кружка проводятся 1 раз в 2 недели, по 12 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 6 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 6 и 7 детей.
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в 2 недели. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 15 минут – во второй младшей группе, 20 минут - в средней группе.

Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
 

Учебно - тематический план.

1 ЭТАП (3-4года). Бумажные комки. 
Работу с бумажными комками начинают с детьми трёх лет. Размер комка зависит от количества салфеток: чем больше салфеток скатываются в комок, тем большего диаметра он получается. Для получения комка берется одна салфетка или часть её, мнётся, а затем катается двумя ладонями, как катается шарик из пластилина. Чтобы сделать комок большего диаметра, берется следующая салфетка, в середину которого вкладывается получившийся комок, и снова катается двумя ладонями.

Сентябрь
1. Вводное занятие. Знакомство с бумагой. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.
2. «Бумажные комочки». Практическое занятие. Упражнение по скатыванию комочков.
  Октябрь 
1. «Колобок». Выполнение поделки из одного шарика.
2. «Воздушный шарик». Выполнение поделки из одного шарика. 
 
Ноябрь 
1. «Солнышко». Выполнение поделки из одного шарика, дополняя мелкими деталями.
2. «Яблоки в корзине». Выполнение поделки из одного шарика.
 
Декабрь 
1. «Зайчик». Выполнение поделки из двух шариков.
2. «Мишка». Выполнение поделки из двух шариков.
  Январь 
1. «Шарики для новогодней елки». Выполнение поделки из одного шарика.
2. «Елочка». Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей.
  Февраль
1. «Неваляшка» Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей.
2. «А у нашего двора снеговик стоял с утра». Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей.
  Март
1. «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!»(светофор). Выполнение поделки из трех шариков.
2. «Пирамидка». Выполнение поделки из нескольких шариков.
  Апрель 
1. «Вышла курочка-хохлатка, с нею - желтые цыплятки». Выполнение поделки из нескольких шариков, дополняя мелкими деталями, объединяя в один сюжет.
2. «Сказочные герои».

 Май
1. Презентация детских работ. Фотовыставка, выставка.

2 ЭТАП (4-5лет) Бумажные шарики.

Бумажные шарики более мелкие, чем комки. Из них составляют картинки. Для работы понадобятся раскраска с изображениями какого-либо предмета или животного. Эту картинку желательно частично раскрасить, чтобы сузить поле деятельности ребёнка, поскольку малыш ещё не умеет долго сосредотачиваться, на чем-либо одно и ему нужно побыстрее получить результат. Сперва ребёнка учат отрывать от салфетки полоски: левой рукой он должен держать салфетку, правой отрывать полоску от верхнего края. Готовые полоски ребёнок скатывает в бумажные шарики. Лучше всего, чтобы он делал это тремя пальцами (большим, указательным, средним), совершая круговые движения. Но на начальном этапе можно разрешить раскатывать бумажную полоску ладонями. Затем ребёнок должен наклеить бумажные шарики на приготовленную картинку, стараясь плотно прижимать их друг к другу. Нужно закрыть шариками площадь внутри контура изображения.

Сентябрь 
1. Вводное занятие. Знакомство с бумагой. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.
2. «Бумажные комочки». Практическое занятие. Упражнение по скатыванию мелких комочков.
  Октябрь
1. «Веточка рябины».
2. «Пудель».

3. «Гриб-боровик».
  Ноябрь
1. «Осеннее дерево».
2. «Зайчик беленький сидит».
 
Декабрь 
1. «Снеговик».
2. «Новогодняя ёлочка».
 
Январь 
1. «Снег, кружится…»
2. «Котенок по имени Гав».
 
Февраль 
1. «Укрась павлину хвост».
2. Два жадных медвежонка».
 
Март
1. «Цветы для мамы».
2. «Веточка мимозы».
 
Апрель
1. «Вышли цыплятки погулять, свежей травки пощипать».
2. «В деревне у бабушки».
 
Май 
1. Презентация детских работ.

Расписание кружка

День недели

Время

Понедельник

с 16:00 до 16:15

Пятница

с 16:00 до 16:20

Список детей

1 группа

  1. Лихтин Артем
  2. Шандер Матвей
  3. Трубачева Оля
  4. Мочанов Слава
  5. Ергин Никита
  6. Потехин Сергей
  7. Бирюк Илья
  8. Сопова Василиса
  9. Рубан Иван
  10. Пестов Максим
  11. Малявко Полина
  12. Толбанова Катя
  13. Ларина Ксения
  14. Лихтин Артем
  15. Попова Вика
  16. Дыкин Влад

  1. группа
  1. Булахтина Ника
  2. Мальков Дима
  3. Шаманович Даша
  4. Шутько Костя
  5. Гаевская Анаста
  6. Вуткарев Рома
  7. Липатников Игорь

Методическое обеспечение программы:

1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.

2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 1999.

3. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль, 2000.

4. Колдина Д.Н.,Аппликация с детьми 3-4 лет: конспекты занятий. Мозайка-синтез, 2011.

5. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. СПб., 2001.

6. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.

7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб., 2001.

- бумажные салфетки различных цветов

- иллюстрации по теме занятия с изображением сказочных персонажей: колобок, репка, зайчик, божья коровка,  снеговик, медвежат, курочки с цыплятами

времен года, овощей и фруктов и т.д.

- подобраны видеофильмы с мультфильмами «Маша и медведь», «Смешарики», «Репка», «Колобок», «Теремок».

- распечатаны трафареты детской раскраски для выкладывания изображения предмета

-аудиозаписи со сказками, со звуками природы, со спокойной музыкой, песенки из мультфильмов ( В.Шаинский, Г. Гладков, Н.  Римский – Корсаков, П. Чайковский, Г. Фрид)

Составлены:

 - беседы

- игры

- комплексы пальчиковой гимнастики

-физминутки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»

Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...

Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»

Представляю вашему вниманию Рабочую  Программу совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»...

ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»

рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...