"Что такое огонь?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

познакомить детей с огнем, как явлением неживой природы;

показать необходимость огня, как условия жизни на Земле, и противоречивость этого явления (несет  жизнь и смерть).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_ogon.konspekt.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе группе на тему:

«Что такое огонь».

Воспитатель:

Савинкина Людмила Игоревна

г. Санкт-Петербург

2023

Программные задачи:

Воспитательные:

-навыки безопасного обращения с огнем.

Образовательные:

-познакомить детей с огнем, как явлением неживой природы;

-показать необходимость огня, как условия жизни на Земле, и противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть).

Коррекционно-развивающие:

-развивать диалектическое мышление, связанную речь у детей, память, общую моторику.

Работа со словарем:

-активизировать словарь: «вулкан», «фитилек»;

-ввести в активный словарь: «лава», «пламя», «электрический утюг».

Материалы и оборудование:

-демонстрационная картина;

-свеча, спички;

-картинки (свечка, самовар, костер, утюг).

Предварительная работа:

-чтение художественной литературы;

-беседы;

-рассматривание картин, иллюстраций;

-заучивание стихотворений, пословиц;

-отгадывание загадок;

-дидактические игры;

-просмотр видеофильмов;

-разучивание физкультминуток.

Ход занятия.

(В гости к ребятам приходит клоун Клепа. У него забинтована рука.)

Педагог. Клепа, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?

Клепа. Слушал я с вами рассказы про пожарных, какие они храбрые, и решил поиграть в пожарного. Взял спички, хотел сделать маленький пожар, а потом его потушить.

Педагог. Ой, Клепа, ты меня пугаешь! Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем это может кончиться?

(Ответы детей.)

Клепа. Да, ребята, вы правы. Вот я и обжег руку. Хорошо, что рядом доктор Айболит оказался! Он и огонь потушить помог, и руку обожженную забинтовал. Кто только этот огонь выдумал, зачем он нужен?

Педагог. Присаживайся к нам, Клепа, и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймешь, что огонь необходим всему живому на Земле, хотя он и очень коварен.

(Открывается демонстрационная картина.)

Педагог. Мир, который мы видим вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце, согревающее нашу Землю, - это огонь, большой, раскаленный, огненный шар. Какую форму имеет наша планета? (Ответы детей.)

Повернется Земля к солнышку одним боком – на этой стороне день наступит, а на другой – ночь. Вокруг Солнца летит Земля целый год, вот какой длинный путь у нее. То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит от него. Да еще крутится наша Земля с наклоном: то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так меняются на планете времена года: весна – лето – осень – зима. А где еще, ребята, на картине спрятался огонь? (Ответы детей.)

Педагог. Верно, вулканы – это огнедышащие горы, из которых время от времени выползает раскаленная лава – это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Внимательно рассмотрите картину и попробуйте догадаться, где еще в дикой природе спрятан огонь. (Ответы детей.)

Педагог. Догадались верно: молнии, сверкающие во время грозы, - это тоже огонь. А для чего нужен огонь растениям, животным, человеку? (Ответы детей.) Верно, огонь дает тепло и свет всему живому на нашей планете, а вы любите смотреть на горящий огонь? (Ответы детей.) Действительно, на горящий огонь можно смотреть бесконечно. Наверное, это передалось нам от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и поселили в своем жилище.

Клепа. Как это «приручили»?

Педагог. Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжет дерево или случится лесной пожар. Затем кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добыть своими руками! Но труд этот долгий и тяжелый. Потому научились из камней огонь извлекать: стукнут камнем о камень – выскочит искра. Упадет она на сухой мох, вот и костер готов. Давайте представим себе, как рождается костер.

Физкультминутка «Пламя костра».

Огонь только родился, он еще слабый и неуверенный.

Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища.

А теперь огонь набирает силу, растет.

Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Языки пламени колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец.

С поднятыми над головой руками, дети наклоняют корпус вправо-влево, затем кружатся.

Языки огня то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Сопровождая движения тела движениями рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь.

Педагог. На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость. А сто пятьдесят лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие, зажигательные палочки. Вот одной из таких палочек я и зажгу сейчас нашу свечку. (Педагог ставит на стол зажженную свечу.) Люди с древности почитали огонь, Называли его священным, относились к нему, как к божеству. Если вы очень устали, у вас плохое настроение, зажгите сечу, посидите, посмотрите на его пламя, и силы вновь вернутся к вам. Древние люди знали об этом свойстве огня. Издавна на Руси устраивались праздники, когда зажигали костры, и люди прыгали через них. Как вы думаете, можно ли это делать? Чем это опасно? (Ответы детей.)

В наши дни огонь зажигают у памятников павшим героям. Как он называется и почему? (Ответы детей.) Мы сидим с вами у горящей свечи, нам тепло и уютно. Что вы чувствуете, глядя на огонь? (Ответы детей.) Ребята, как вы думаете, огонь издает звуки? Давайте послушаем песни огня?

(Звучит аудиозапись со звуками огня. Дети комментируют, что они слышат.)

Клепа. Прирученный огонь мне нравится!

Педагог. А знаешь, Клепа, человек не только приручил огонь, но и заставил на себя работать.

Клепа. Как это работать?

Педагог. Ребята, расскажите Клепе, как человек научился использовать огонь. (Ответы детей.) Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах и тепловых электростанциях, заставляет двигаться машины, поезда, теплоходы, выводит в космос ракеты. Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.

(Педагог предлагает детям поиграть.)

Игра «Раньше и теперь».

(На наборное полотно выкладывается картинка,

а дети должны продолжить ряд.)

Костер – русская печь – плита.

Свечка – лампочка.

Самовар – чайник.

Утюг на углях – электрический утюг.

……………………………………. и т.д.

Педагог. Но огонь может оказаться не только другом, но и врагом. Посмотрите на руку Клепы и запомните, что огонь всегда таит в себе опасность. Выйдя из-под контроля, огонь может оказаться страшным чудовищем, уничтожающим порой целые города, и тогда человеку приходится вступать с ним в настоящую войну. Вспомните героев книги о пожарах и пожарных, которые мы с вами читали. (Ответы детей.)

(Педагог берет в руки вторую незажженную свечу.)

Педагог. Посмотрите, я даже не притронусь второй свечей к огню зажженной свечки, а только подержу ее фитилек над огнем, однако, он уже перескочил на эту незажженную пока свечу. Как вы думаете, какие беды омжет принести маленькая искорка огня: незатушенная сигарета, не до конца погашенный костер в лесу? (Ответы детей.)

Педагог. Вам нравится, как горят наши свечи? Оставим их гореть, а сами пойдем гулять… Почему нельзя оставлять огонь без присмотра?

(Ответы детей.)

Клепа. Выходит, огонь – это и хорошо, и плохо?

Педагог. Совершенно верно!

Клепа. Спасибо, ребята. Я узнал много интересного. Огонь бывает разный: оказывается, это и солнце, и вулканы, и молнии! Оказывается, человек приручил огонь, заставил его работать на себя. Но огонь нельзя выпускать на волю, будет большая беда. Я больше никогда не буду играть со спичками, друзьям своим расскажу, чему вы меня сегодня научили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...