Конспект итогового открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данный материал, изложенный  в увлекательной форме, направлен на обобщение и закрепление  знаний детей об окружающем мире, формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_2022g.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №15" города Алейска Алтайского края

Конспект итогового открытого занятия

в старшей группе по познавательному развитию

по теме:

«Путешествие в весенний лес».

Воспитатель: Заздравных Т. М.

Приоритетная область: познавательное развитие

Цель: обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире Формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представление об окружающей нас природе.

Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Тип занятия:

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Формы деятельности: двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная.

Задачи:

1. Способствовать обобщению представлений о весне, как времени года; о жизни деревьев, растений, животных и птиц.

2. Способствовать обобщению правил поведения в лесу.

3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение обобщение, классификация, развивать внимание, воображение, речь, логическое мышление, творческие способности.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

Кукла Маша; солнышко без лучиков и отдельно лучики солнца; цветные картинки «Времена года» : зима, весна, лето, осень; макеты деревьев березы и елки; карточка «Игровое упражнение «Если я приду в лесок»; конверт с письмом от бабы Яги; картинки лиственного, хвойного и смешанного леса; картинки с изображением живой и неживой природы; имитация озера (распечатанное на листе «озеро», камни, лягушка, кувшинка); картинки с изображением перелетных и зимующих птиц (снегирь, ласточка, дятел, скворец, воробей, синица, журавль, голубь, ворона, сорока); картинки с изображением цветов ( одуванчик, ромашка, подснежник); медали.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг.

(Дети здороваются и встают в круг). Воспитатель:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центр круга соберемся,

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Слушайте внимательно. Сегодня к нам в группу пришла Маша из мульфильма «Маша и медведь». Маша говорит, что она встала рано утром, выглянула в окошко и увидела там грустное солнышко без лучиков. Рассказало ей солнышко, что потеряло свои лучики в волшебном лесу, а злая баба Яга заколдовала лес и согласилась вернуть лучики тому, кто выполнит ее задания. Задания сложные, поэтому Маша просит нас пойти с нею в лес, выполнить задания бабы Яги и собрать лучики для солнышка. Тогда в лесу будет светло и тепло.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Машеньке? (Да)
Тогда я приглашаю вас в путешествие в сказочный лес.

В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

На носочках мы пойдем, и друзей всех позовем. (Ходят на носочках)

Воспитатель: Вот мы и в волшебном лесу. Как здесь красиво, но как-то сумрачно. Тогда давайте присядем на полянке и поиграем в игру «Назови время года по приметам»

Оттепель, капель, проталинки, мать - и - мачеха, лужи, верба. (весна)

Солнце ярко светит, цветы, купаться. (лето).

Идет дождь, дует ветер, поспели овощи, опадают листья. (осень)

Снегирь, снегопад, сугробы, лыжи, санки. (зима)

Воспитатель: Сколько всего времен года вы знаете? (4).

Если вы отгадаете загадку, то узнаете любимое время года Маши:

Солнце греет и печет,

Ручеек с горы течет.

Тает снег, кругом вода,

Значит к нам пришла …(Весна)

Какое сейчас время года? (весна). Назовите месяцы весны? (Март, апрель, май). Сколько их? (3). Какой сейчас весенний месяц?

Воспитатель: После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна? Называем слова, которые отвечают на вопрос «какой?» (дети по очереди называют прилагательные к существительному) (Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием, Маша даже повеселела.

А теперь нам нужно очень постараться вернуть солнышку его лучики, но прежде, чем отправится в путь, мы с вами должны вспомнить правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру.

Игровое упражнение «Если я приду в лесок».

Я буду называть действия действия, а вы отвечать можно или нельзя это делать в лесу. Если поступки хорошие, говорите «да», если плохие говорите «нет»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
А в лесу я на сорю и убрать забуду? (нет)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
- Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.

Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения в лесу вы знаете, можно отправляться в путь.

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, на ветке елки висит какая-то записка!... Да это письмо от бабы Яги. Вот что она пишет:

Письмо: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы хотите помочь этой девчонке Маше собрать солнечные лучики, чтобы солнышко вновь засияло в лесу. Тогда слушайте внимательно: лучики вы найдете, если справитесь с моими заданиями. А если не справитесь, то лес так и останется мрачным, так что спешите.

Там, в тиши, в лесу глухом

Три пенька покрытых мхом,

А под ними вам заданья.

Баба яга»

Воспитатель: Сейчас я посмотрю, что лежит под пеньками. Да тут конверты с заданиями! Беру конверт номер 1. Послушайте задание.

«Загадаю вам загадки,

Мои милые ребятки.

Какие деревья? Какой наш лес?

Вы загадки отгадайте

И ответ скорее дайте.»

Воспитатель: Ребята, в лесу много деревьев! Скажите, как называются эти деревья?

Первая загадка:

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане (Береза)

Какое это дерево: лиственное или хвойное? (Лиственное). Как вы определили, что это лиственное дерево? (У него на ветках растут листья)

Как называется лес, где растут только лиственные деревья? (Лиственный) (ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ЛИСТВЕННОГО ЛЕСА)

Какие еще деревья растут в лиственном лесу? (Дуб, липа, осина).

Вторая загадка:

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (Елка)

А это какое дерево: лиственное или хвойное? (Хвойное). Как вы догадались. что это хвойное дерево? (У него на ветках вместо листьев иголки – хвоинки). Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (Хвойный). (ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ХВОЙНОГО ЛЕСА) Какие еще деревья растут в хвойном лесу? ( Ель, пихта).

Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? В каком лесу мы гуляем? (Смешанный лес). (ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ СМЕШАННОГО ЛЕСА)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот и первый лучик солнца. Возьмем его с собой. Идем дальше.

Воспитатель: До чего же красив сказочный лес! Здесь вам и лесное озеро, и камни, и птицы и облака! Второе задание от бабы Яги. Послушайте: «Есть два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Чем отличаются эти миры? У вас на столе лежат картинки. Мальчикам нужно отобрать изображение неживой природы, а девочкам живой. Да смотрите, ничего не перепутайте!»

Воспитатель: Ребята, чем отличается живая природа от неживой (Живая природа движется, растет, питается, дышит, размножается). Давайте проверим, правильно ли выбраны картинки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все сделали правильно. А вот и второй лучик солнца. Возьмем его с собой. Идем дальше.

Воспитатель: Третье задание от бабы Яги.

«Ребята, очень я люблю играть, веселиться, петь, плясать.

А еще люблю все путать, и зверей и птиц пугать.

Вот сегодня днем весенним

На свой сотый день рожденья

Пригласила я гостей

Сотню целую зверей.

Их поила и кормила.

А потом поколдовать решила.

Позабыли звери, где они живут

Бродят по лесу, домой не попадут

Воспитатель: Ребята, помогите животным, отыскать дорогу к их жилищам.

Игра: «Назови домик?»

Как называется дом у волка? (Логово) .

Как называется дом у медведя? (Берлога) .

Как называется дом у белки? (Дупло) .

Как называется дом у лисы? (Нора) .

Как называется дом у зайца? (Логово, Куст) .

Как называется дом ежа? (Нора) .

Воспитатель: Ну, что же, ребята? И с третьим заданием вы тоже справились. Третий лучик солнца мы забираем с собой.

Ребята, путь по лесу нам предстоит долгий. Чтобы взбодриться, давайте сделаем физминутку.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут)

Прилетело сто грачей, (летят)

А сугробы тают, тают,

А цветочки вырастают.

Воспитатель: Четвертое задание от бабы Яги. Открываю 4 конверт : «Налетели гуси-лебеди, всех птиц в лесу распугали. Они сбились в кучу. Помогите отделить зимующих птиц от перелетных».

(К магнитной доске прикреплены силуэты птиц: снегирь, ласточка, дятел, скворец, воробей, синица, журавль, голубь, ворона, сорока)

Воспитатель: Ребята, сейчас я проверю, как вы знаете перелетных и зимующих птиц. Я показываю картинку с перелетной птицей. вы «летаете», показываю картинку с зимующей птицей, вы приседаете.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием. Забираем четвертый лучик солнца. Идем дальше по лесу.

Воспитатель: Перед нами поляна. Только на ней все цветочки заморожены бабой Ягой (картинки с цветами лежат перевернутые). Как их разморозить? Спросим у бабы Яги. Открываю 5 конверт, читаю:

«Посмотрите, ребята, какая лужайка,

Она называется «Отгадай-ка».

Вы загадки отгадайте.

И пятый лучик забирайте.»

Поможем Маше справиться с этим заданием? Все готовы?

Тогда внимательно слушайте загадки.

1. Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом фонарь потух

И превратился в пух.

Дети: Одуванчик.

2. Вот цветочек на поляне,

Серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве (ромашки).

3. На проталинке в лесу

Первым встретил я весну,

Я мороза не боюсь

Первым из земли пробьюсь.

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки. А вот и пятый лучик солнца. Все задания бабы Яги мы выполнили, собрали лучики для солнышка. Теперь осталось вернуть их на место (прикрепляем лучики к солнушку). Солнышко вновь засияло, лес расколдован!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями! Помогли Машеньке справиться со сложными заданиями.

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в группу. Становитесь друг за другом, пойдем по тропинке из леса назад.

Воспитатель: Вот мы и в группе.

Итог занятия

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!

- У вас хорошее настроение?

Передайте его своим друзьям:

дотроньтесь друг друга кулачками

дотроньтесь друг друга локотками

дотроньтесь друг друга ладошками.

Воспитатель: - Катя. какое задание было для тебя самым интересным? А для тебя, Кирилл? А какое задание показалось самым сложным для Милены? А для Вари? Я хочу всех вас отметить, все были большие молодцы, много отвечали, много знаете, вас по праву, можно назвать знатоками природы.

Все ребята награждаются медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР "Весенний лес"

Конспект итогового логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР ...

Конспект итогового открытого занятия в средней группе по познавательному развитию Тема: В весеннем лесу.

Закрепить умение различать животных и их детенышей, продолжать учить употреблять названия детенышей в единственном числе. Учить составлять простые предложения по картинке, давать полный ответ на вопро...

КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия в старшей группе «Весеннее космическое путешествие»

КОНСПЕКТ   итогового интегрированного занятия  в   старшей  группе   «Весеннее космическое путешествие»...

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе (развитие речи/ математика) « Весенняя сказка»

Обобщение и закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по пройденному материалу за учебный год....

Конспект итогового открытого занятия в средней группе по познавательному развитию "В весеннем лесу"

Данное занятие  разработано с целью закрепить знания детей о признаках весны, жилище некоторых диких животных, названии весенних месяцев; подводить к пониманию обобщающих понятий: дикие животные,...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...