Краткосрочный проект "Очистим планету от мусора"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Лугаськова Елена Александровна

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, распространению инфекционных болезней.

Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, посёлке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле, на реке или озере. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие отходы, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще.

Мы привыкли складывать все отходы, начиная от остатков пищи, заканчивая батарейками и лампочками, в одно мусорное ведро. Мы не привыкли сортировать. В сознании нашего населения нет идеи о том, что мусор возможно перерабатывать. Основная проблема отходов решается повсеместной установкой контейнеров для сортировки мусора, а также информирование населения о правилах раздельного сбора мусора. Поэтому необходимо привлечение внимания к проблеме загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4216.docx185.65 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный

проект в подготовительной к школегруппе

«Очистим планету от мусора»

Воспитатель:

Лугаськова Е.А.

Актуальность и обоснование выбранной темы

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, распространению инфекционных болезней.

Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, посёлке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле, на реке или озере. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие отходы, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще.

Мы привыкли складывать все отходы, начиная от остатков пищи, заканчивая батарейками и лампочками, в одно мусорное ведро. Мы не привыкли сортировать. В сознании нашего населения нет идеи о том, что мусор возможно перерабатывать. Основная проблема отходов решается повсеместной установкой контейнеров для сортировки мусора, а также информирование населения о правилах раздельного сбора мусора. Поэтому необходимо привлечение внимания к проблеме загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Есть такое твердое правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Обострение экологических проблем в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Фундамент экологической культуры и природоохранного сознания составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать:

• Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.

• Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.

• Как эффективно вторично использовать отходы.

• Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Дети должны уметь:

Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в лесу, на реке и т.д.

• Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.

• Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

• У детей формируется система знаний об объектах природы.

Проект

краткосрочный 09.10.23-17.10.23

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель.

Привлечение внимания воспитанников и их родителей к загрязнению окружающей среды мусором, нахождению путей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов и пропаганду гуманного отношения к природе своего края.

Задачи.

В работе с детьми:

1. Способствовать развитию у детей экологической культуры, умение видеть экологическую проблему и находить пути её решения.

2. Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме загрязнения окружающей среды;

3. Способствовать развитию у детей интереса к природе родного края, двора; улицы, территории детского сада, видеть красоту окружающего их мира;

4. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

5. Формировать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

6. Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.

Для педагогов:

Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

В работе с родителями:

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи, по формированию экологической культуры через творческую деятельность.

Проблема: Проблема мусора – самая актуальная проблема в мире. В небольшом городе России на свалку ежегодно отправляются сотни тонн отходов. Они загрязняют почву, воду, воздух – и наносят непоправимый вред экосистеме. Люди во всем мире думают над тем, как решить проблему мусора. В этом вопросе есть некоторые успехи, но идеальной формы утилизации отходов еще не найдено.

Проблемные вопросы:

- Как познакомить дошкольников с проблемой утилизации и переработки мусора

- Как в доступной форме привлечь внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды; к проявлению инициативы в решении задач по охране окружающей среды; вовлечь в практическую природоохранную деятельность.

- Как вовлечь родителей в совместную деятельность с ребёнком, в условиях семьи по формированию экологической культуры через творческую деятельность.

Реализация проекта

1.Выбор темы проекта и обозначение проблемы.

2.Определение цели и задач проекта.

3.Обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации.

4.Планирование содержания проекта с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.

5. Подбор художественной литературы с учетом возрастных особенностей детей.

II этап - Практический

Работа с детьми

Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению «Экологические знаки на упаковке» (Приложение 1).

Экологическая игра (Приложение 2).

Экологические сказки (Приложение 3).

Советы для родителей «Как обращаться с отходами дома (Приложение 4).

Список литературы (Приложение 5).

Изготовление поделок из бросового материала «Вторая жизнь отходам».

Изготовление плаката «Мы против мусора».

Раскрашивание «Мы за чистоту в природе».

Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы. Дидактические игры: «Сортируем мусор». Настольная игра «Что из чего сделано?».

Просмотр презентации «Защитим планету от мусора».

Чтение экологических сказок («Зайчик и Медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору», «Сказка про хламище-окаянище», «Мусорная фантазия» В. А. Усачева, экологические сказки про мусор «Мечты сбываются», «Вечные соседи», стихотворений (Я. Аким. «Наша планета», А. Усачев. «Мусорная фантазия», С. Михалков. «Будь человеком», разучивание стихотворений («Жили люди на планете»).

Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты.

Трудовые поручения: «Уборка группового участка».

Работа с родителями

  • Разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?»
  • Подготовка родителей к работе над проектом.
  • Изготовление поделок из пластиковых бутылок.

III этап

Заключительный этап

Подведение итогов реализации проекта:

Выставка творческих работ родителей и детей.

Праздник «Спешим на помощь фее Леса».

Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;

Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчёта.

Приложение 1

Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению «Экологические знаки на упаковке» (подготовительная группа)

Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Задачи:

1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.

3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.

4. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.

5. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.

6. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: плакат, экологические знаки, поделки, сделанные совместно с родителями.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, просмотр документальных фильмов, придумывание загадок, чтение экологических сказок, поиск решений проблемных вопросов через интернет ресурсы, рисование экологических знаков.

Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Ход образовательной деятельности.

Экологические знаки на упаковке.

Воспитатель: В наших мусорных корзинах много отходов, которые раньше были упаковками – различные коробки, банки, бутылки, пакеты и пр. Если внимательно рассмотреть упаковки, то на них можно увидеть различные значки.

На упаковке многих товаров встречаются знаки экологической маркировки.

Одни знаки экомаркировки на упаковочных материалах свидетельствуют о том, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные инициативы. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на их отсутствие.

Примеры экологических знаков … (показываем заготовки)

Основные правила рационального природопользования:

- не бросать мусор где попало;

- прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты);

- прежде чем выкидывать жестяные банки, вымойте их и сожмите, чтобы они занимали меньше места;

- одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро;

- пишите на обеих сторонах листа, использованную бумагу собирайте и сдавайте в пункт приема макулатуры;

- сдавайте стеклянную тару;

- никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.

Воспитатель: Давайте попробуем начать соблюдать эти правила у себя дома. Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наше село был чистым? (предложения детей)

Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами, чтобы все берегли нашу планету. Объясните дома мамам и папам, зачем нужно сортировать мусор, чтобы сделать из него новые вещи, полезные людям.

Молодцы, ребята! Спасибо за внимание.

Приложение 2

Экологические игры

игра: «Загадки о природе».

Программное содержание: развивать у детей радостное переживание от участия в викторине. Формировать устойчивый интерес к объектам природы. Оживить знания детей о природных изменениях весной.

Ход занятия: Сегодня я буду загадывать вам загадки, посвящённые нашей родной природе.

Загадка

Я всегда бегу, бегу

Звонко песенку пою

А в жару я засыхаю,

Исчезаю, исчезаю

А с дождями я сильней

Шире, глубже, веселей

Я ничей, ничей, ничей

А зовут меня… (ручей).

Загадка

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Загадка

Красный кот дерево грызёт,

Дерево грызёт, весело живёт.

А воды попьёт – зашипит, умрёт.

Ты его рукой не тронь –

Этот красный кот - … (огонь)

Ребята, а лес с огнём дружит или боится его? Почему? (ответы детей)

Загадка

В лесу, у пня, суета, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет.

Кто они, откуда, чьи льются черные ручьи?

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Читаем стихотворение А. Бабаджан «Муравьи»:

Муравьишки – торопыжки не лентяи, не глупышки.

Друг за друга по дорожке

Тащат зёрнышки и крошки.

Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:

Всё, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит он своей дорогой,

Ты его не обижай, ты его не трогай!

Загадка

Клюквы жёлтые такие,

Лапки красные, большие,

Вперевалочку идут,

А если надо – поплывут. (Утята)

Загадка

Что за дом среди ветвей под открытым небом?

Угощает птичек он и зерном и хлебом. (Кормушка)

Читаем стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжела,

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать – улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песни не пришлось вам встречать весну!

Загадка

Богатырь стоит богат, угощает всех подряд:

Ваню – земляникой, Аню – костяникой,

Машеньку – орешком. Петю – сыроежкой.

Катеньку – малинкой, а Васю – хворостинкой. (Лес.)

Читаем стихотворение С. Погореловского «Лес»

Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои!

Да, если в лесу вести себя правильно, то лес нам раскроет много своих тайн и секретов. А ещё в нем модно увидеть много интересного. Вы всё это знаете, так ответьте мне на ряд занимательных вопросов:

- У каких зверей весной появляются детеныши? (медведи, белки, волки, зайцы).

- Почему муравьев называют санитарами леса? (тащат к себе все, что валяется, уничтожают гусениц).

- Чем питается бабочка? (пыльцой, соком цветов).

- Какой зверь в наших лесах самый большой? (лось).

- Самый хищный? (волк).

- Самый хитрый? (лиса).

- Есть такой смешной зверек:

Он толстосум и толстощёк. (Хомяк)

А теперь я хочу вам загадать последнюю и, пожалуй, самую главную загадку нашей викторины.

Загадка

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад и стар, что она – огромный шар. (Земля)

Наша земля – это горы, реки, моря, леса, люди, животные. Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Рыбы, птицы и звери в душу людям смотрят, как будто просят нас:

«Люди, не убивайте зря.

Ведь море без рыб – не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли – нельзя!»

Игра «Четвёртый - лишний» (с картинками).

- незабудка, ландыш, ромашка, береза.

- дуб, ива, сосна, липа.

- подснежник, ромашка, василёк, колокольчик.

- фиалка, одуванчик, роза, мать-и-мачеха.

Посмотрите, как красива наша земля, особенно весной, когда вся природа оживает и всё расцветает. Давайте будем беречь красоту Земли.

Игра «Догони огонёк». Султанчик из красных ленточек передаётся по кругу. У кого в руках он остаётся, тот называет одно из правил поведения в природе.

Игра «Ёжик в лесу». Выбирается водящий – «ёжик», он становится в середину площадки. Остальные дети – «грибы», они встают вокруг водящего. Идут по кругу со словами: Грибничок колючий идёт в лесу дремучем. Раз грибок, два грибок, вот и целый кузовок!

«Ёжик»:

А я по лесу иду, в кузовок грибы беру.

Раз, два, не зевайте. От меня вы убегайте! («Грибы разбегаются, а «ёжик» старается их поймать.

Игра «Гадание на ромашке». Дети стоят в кругу с ромашками в руках. Перебирают лепестки руками и произносят слова:

«Я гадаю на ромашке,

И считаю лепестки.

Чтоб исполнилось желанье,

Мне, ромашка, помоги!»

После этих слов кладут ромашки на пол, бегают врассыпную между ромашками под музыку, по окончании музыки нужно успеть взять ромашку в руки (1-2-3 ромашки постепенно убираются, пока дети бегают). Кому после остановки музыки не досталась ромашка, тот выбывает из игры. Игра продолжается до одной ромашки (ромашки сделаны родителями совместно с детьми из пластиковых бутылок).

Игра «Цепочка». Воспитатель называет объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Один ребёнок спрашивает, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Другой должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Четвёртый лишний». Воспитатель называет 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. дождь, снег, облако, роса;
  3. корова, волк, овца, кролик;
  4. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  5. кузнечик, стрекоза, енот, пчела;
  6. ель, берёза, яблоня, осина;
  7. бабочка, божья коровка, воробей, майский жук;

Игра «Я знаю». Воспитатель называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Земля, вода, воздух». Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает». Воспитатель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.

Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.

Игра «ТЕНЬ»
Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе).
Ход игры:
Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: «Не буду, не буду повторять» и даже объясняет почему.
Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д., а «тень» оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень.

Игра «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей
Материалы и оборудование:

  • разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева).

Ход игры:

« На что это похоже?»
дети должны предложить варианты.

Игра «НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природного от не природного. В случае командной организации детей, в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Игра "Журавли-журавли".

Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.

Ход игры: Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра «ВЕРШКИ - КОРЕШКИ»

Цель: Упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно — корень, или плоды на стебле.

Материал: фанты.

Ход игры: Беседа с детьми «Что называют вершками и корешками у овощей?» Педагог называет овощ, а дети быстро отвечают, что у него съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого осталось больше всего фантов.

Второй вариант. Педагог говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

Игра«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры: Педагог называет время года и дает ленточку — право хода. Ребенок вспоминает и говорит, что бывает в это время года. После передает ленточку другому игроку, тот вспоминает другой признак.

Приложение 3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Сказка про мусоровоз

Жила-была большая машина оранжевого цвета. Она выполняла очень важную работу для города и называлась мусоровоз. Да, она собирала и вывозила мусор с каждой улицы в городе. У нее был мощный двигатель и было слышно издалека, как она въезжает во двор и громко урчит или даже ревет, столько было у нее силы. Она собирала в свой большой кузов много ненужных вещей и вывозила все это загород и сваливала в большую кучу. И постепенно эта куча превращалась в гору мусора, такую высокую как многоэтажный дом. Тогда ее накрывали каким-то материалом, чтобы не было запаха, посыпали землей, в которой скоро вырастала трава. И тогда гора становилась похожа на природную гору, и зимой с нее даже катались на санках и лыжах. А мусоровоз отвозил мусор в другую кучу, создавая новую гору. И он очень гордился своей силой, что создает высокие горы. Но однажды он услышал разговор своего водителя в кабине. Тот говорил с кем-то по телефону и жаловался:

- Перестала мне нравится моя работа, я не чувствую, что приношу пользу. Мы с моим другом мусоровозом просто перевозим мусор из одного места в другое. Это все равно, что в доме взять пыль из-под дивана и переложить ее под шкаф, какая же это уборка? Пыль же осталась. Так и мусор никуда не девается, а его становится все больше и больше, и я каждый раз вижу, как много человек оставляет после себя отходов. Грустно мне от этого. Может я чего не понимаю и мне нужно учиться, хочу свою энергию применять с пользой?

И услышав эти слова, мусоровоз тоже расстроился. Он-то думал, что его сила приносит только пользу. И он тоже захотел учиться, чтобы узнать новые способы помощи людям и Земле. И через какое-то время его действительно отправили учиться за границу. Перед этим его перекрасили в белый цвет, провели техосмотр, так как путь был не близкий. И он вместе со своим водителем отправился в другую страну.
Ехал он и любовался природой вокруг, лесами с могучими деревьями, бескрайними лугами, полями, где люди выращивали пшеницу, рожь или гречиху. Видел удивительное поле подсолнухов и даже остановился полюбоваться подольше этой красотой.

- Как же красива природа нашей Земли, - восхищался он, - я не хочу создавать мусорные горы, наоборот я хочу защищать природу.

И ехал он дальше, изумляясь такому разнообразию красоты. Вдруг начался ветер и пошел дождь. Тучи были низкими почти черными, и ветер все усиливался, он качал могучие деревья и некоторые из них не выдерживали и падали. И одно громадное дерево уже старое упало прямо на дорогу полностью перегородив путь. Невозможно было проехать ни в одну, ни в другую сторону. Подъезжали другие машины и образовывали пробку, все движение остановилось. А дождь тем временем кончился, ветер утих, только было слышно урчание множества моторов, да и те скоро затихли, чтобы не тратить бензин попусту.

- Вот так препятствие. Не переехать, не объехать, да и дорога одна, свернуть некуда.

И начал мусоровоз злиться, пыхтеть, возмущаться, даже покраснел от гнева. Стал газовать и сигналить на всю округу. И тут прилетела ворона и закричала «карр» на какой-то иностранный манер. Ведь уже была близка граница с другим городом, и ворона прилетела оттуда. Она все кричала «карр». И оказалось, что это она так обращалась к мусоровозу, она не знала, как он называется, а на иностранном языке автомобиль звучал как «карр». Ворона села на кабину мусоровоза и спросила:

-Ты чего тут рассигналился? Столько шуму навел, злишься. Не жалко свою силу тратить?
- Привет ворона, ты же видишь я не могу проехать, дерево всю дорогу перегородило.
- Да, вижу, а что твой шум помогает тебе?
- Нет не помогает вздохнул мусоровоз, толку от него никакого.
- А куда едешь?
- Еду за границу учиться уму-разуму и как применять свою силу разумно.
- Вот и начинай учиться прямо сейчас. Ты злишься и это тебе не помогает, а силы много тратишь. И это разумно?
- Нет, не разумно, а что же делать?
- Разумнее будет успокоиться и включить мозги, чтобы ясно мыслить. Скажи себе: я хочу быть спокойным и ясно мыслить и решение придет.
- Да ты права, а как успокоиться?
- А ты подыши глубоко, посмотри вокруг или на небо.
- А помогает, знаешь я уже спокоен. О, а у меня есть друг эвакуатор, так он сейчас приедет и увезет это дерево.
- Нет, не получится, на дороге пробка и проехать негде, я далеко вижу, вся дорога занята.
- Эх, а тебе хорошо, ты летать умеешь. О, так ведь можно вертолет вызвать? А водитель услышал эту идею и уже набирает номер, чтобы вызвать службу спасателей на вертолетах. И ему обещают, что вертолет скоро прилетит, так как он может приземлиться рядом в поле. И действительно через какое-то время в небе послышался мотор и показался его пропеллер. Ворона откланялась и поспешила улететь, чтобы ее не снесло воздушной волной летающей машины. А вертолет благополучно приземлился и из него выбежали люди с бензопилой у каждого. Они быстро распилили дерево и освободили дорогу.

А бревна сложили в пустой кузов мусоровоза и попросили его отвезти их в деревню одному мастеру, который изготавливал из дерева удивительно красивые вещи, например, скамеечки и столики, паровозики, везущие вагончики с цветами, изящные плетеные изгороди из веток, качели или сказочных человечков и зверушек. Он украшал и свое жилище и делал это для других. И никогда не использовал живые деревья, а только те, которые упали. А совсем плохие использовал на дрова. Мусоровоз удивился такой фантазии, полезному применению и остатков дерева и собственной силы мастера. И главное, что мусора не осталось, все использовалось.

И это был второй урок за этот день. Оказывается, препятствия тоже могут приносить пользу, потому что он научился новым знаниям благодаря упавшему дереву. А он злился, а теперь наоборот благодарил что именно так все с ним произошло. И так незаметно он въехал на территорию новой страны, где и продолжил свое обучение. Он увидел, как чисто на улицах, много деревьев, под ними красивые скамейки, клумбы с цветами.

И вдруг он увидел такой же мусоровоз как он и так обрадовался, скорее подъехал к нему и познакомился. И его новый друг стал ему рассказывать, что здесь не сваливают мусор в одну кучу, а разделяют его на разные предметы и везут перерабатывать, чтобы использовать еще раз. Например, стеклянные бутылки, банки отмывают и только потом выбрасывают в специальные контейнеры и их увозят на стеклозавод. А там это стекло расплавляют, оно становится жидким и делают из него новые стеклянные предметы. Так же собирают газеты, журналы, всякую бумагу и отдельно от них картонные коробки и тоже их перерабатывают в новую бумагу. А старую одежду перерабатывают в новые нитки и ткани. Отдельно собирают пластиковые пакеты, бутылки и другие предметы из этого материала. И банки из алюминия в специальные контейнеры складывают. А есть пищевые отходы, то есть остатки разной пищи, ее тоже собирают отдельно, чтобы делать из этого удобрения для земли, где выращивают овощи и другие полезные растения.

-Ух ты! Как у вас все умно устроено! – удивился наш мусоровоз.
- Да, мы стараемся помогать друг другу и Земле, и главная задача не накапливать мусор и мудро использовать вещи. У нас люди учатся ремонтировать поврежденное оборудование и не выбрасывают его сразу. И вообще берегут свои вещи и пользуются ими долго. Еще изготавливают вещи долгого использования, например, сумки из ткани, а не быстро рвущиеся полиэтиленовые пакеты. И люди ходят в магазин со своими сумками и не покупают новые пакеты. Поэтому у нас и мусора меньше, и мы его умеем перерабатывать. И это все зависит от людей, ведь это они придумали и только они могут следить за тем, чтобы не сваливать все в одну кучу, а разделять и затем использовать. Это и есть любовь к своей планете и друг к другу, это и есть забота. И родители сразу учат этому своих маленьких детей, думать и заботиться о том месте, где они живут.

- Ах как чудесно, я приеду домой и расскажу об этом своим, и мы придумаем, что же можно сделать у нас. Спасибо за эту учебу!

Так и закончилась эта удивительная история про мусоровоз.
Скажи, а как ты заботишься о том месте, где ты живешь? Ты бережешь свои вещи? Ты стараешься, чтобы они долго тебе служили? Или быстро все ломаешь, выбрасываешь и накапливаешь мусор? А твоя комната: красивая, аккуратная? Или в ней все валяется подряд на полу? Или все вещи перемешаны? Когда красиво вокруг, и настроение хорошее, да и учиться легче! Ничего не отвлекает, не мешает. Придумай, пожалуйста, как ты можешь лучше заботиться о своих вещах, о своей комнате, о пространстве вокруг твоего дома. А потом расскажи мне в письме или нарисуй рисунок. Я тоже люблю красоту, и когда вокруг все чисто и порядок. Я желаю тебе успеха в твоих делах и хорошего настроения. До новых встреч!


Мечты сбываются.

В лесу, на мусорной куче, жила-была пластиковая бутылка. Выглядела она, прямо скажем, не очень, солнце и дождь сделали свое дело. Свою прозрачность она потеряла от пыли и грязи, полуоторванная этикетка выгорела, а бутылка так долго обитала на мусорной куче, что уже и сама не помнила, какое содержимое было в ней когда-то, был ли это сок или минералка, да ей теперь это было не важно.

Днем пластиковую бутылку обдувал ветер, а по ночам ее освещали звезды и луна.

И каждую ночь, засыпая, снился ей один и тот же удивительный сон. Что никакая она не пластиковая бутылка, а прекрасная бабочка, которую каждое утро целует в крылышки ласковое солнышко и приветствуют улыбками яркие цветочки.

Просыпаясь утром, ее жизнь на мусорной куче становилась еще более тоскливой и невыносимой.

Так тянулись дни, за ними недели и месяцы. За зеленым летом наступила дождливая осень, за осенью - суровая зима. Но зимой под снежным покрывалом пластиковой бутылке было не так тоскливо, она засыпала и видела свой чудесный сон: где теплые солнечные лучи согревали землю, пели птицы, распускались удивительные цветы, а она все кружила и кружила над ними, а вокруг все цвело и зеленело, и порхали такие же, как она, разноцветные бабочки.

Кто знает, чем бы закончилась эта история, но однажды…

Солнечные лучи все сильнее пригревали землю, зазвенели ручьи, появились первые проталинки. Наступила весна.

Нельзя сказать, что для пластиковой бутылки это было какое-то особенное время, но вокруг все пробуждалось и оживало и нашей героине хотелось радоваться первой зелени, первым цветам и первым заливистым птичьим трелям. В такие дни ей казалось, что ее сон может стать явью - хотелось жить и радоваться жизни.

По ночам пластиковая бутылка кружилась в своем удивительном сне, а днем тайно завидовала иногда пролетавшим над мусорной кучей бабочкам.

Однажды, в один из солнечных дней, в тишину весеннего леса ворвались громкие звуки музыки, собралось много людей. Бутылка не понимала, что происходит, но люди складывали всех жителей мусорной кучи в большие мешки. Подъехал грузовик, и все мешки стали загружать в машину. Какой-то малыш поднял нашу героиню и положил в мешок с такими же как она, пластиковыми бутылками.

Их куда-то долго везли, и бутылка не знала радоваться ей или огорчаться, что ждет ее впереди, увидит ли она еще когда-нибудь зеленый лес, бабочек и цветы.

Она уснула беспокойным сном, который уносил ее все дальше и дальше в несбыточные мечты.

Когда пластиковая бутылка очнулась, она не знала, сколько прошло времени и где она находится, но мир изменился, и ей казалось, что теперь у нее все будет хорошо. Она чувствовала себя прекрасно, но никак не могла понять, что же изменилось?

Оказывается, все пластиковые бутылки попали на завод, где их бережно отмыли, переплавили и сделали детские игрушки. Наша героиня стояла на полке в магазине, где вокруг нее сидели и стояли говорящие куклы и разноцветные пирамидки, смешные неваляшки и пестрые вертушки, и еще много- много ярких игрушек.

К прилавку подошли двое: взрослый и малыш, они о чем-то говорили и, наконец, выбрали ее. Когда наша героиня оказалась на улице, она обрадовалась, вновь увидев солнышко, услышав пение птиц. Но каково было ее удивление, когда она увидела свое отражение в витрине магазина.

Малыш держал ее за палочку, которая крепилась к двум розовым колёсикам, а сверху, на колёсиках, была она, как в том своем сне, прекрасной бабочкой: яркой, красивой, разноцветной, она двигалась вперед, махая своими чудесными крылышками. Пластиковая бутылка превратилась в прекрасную бабочку, сбылась ее заветная мечта, она была бесконечно счастлива.

Если б все в нашей жизни было так просто, как в этой сказке, возможно и наша жизнь изменилась бы к лучшему. Ничего на свете нет невозможного, если верить, надеяться и мечтать. Кто так круто изменил жизнь обитателей мусорной кучи? Кто исполнил заветную мечту пластиковой бутылки? Кто поможет нам решить наши проблемы и исполнить наши мечты? Догадывайтесь сами.

Пока летит вперед пластиковая бабочка, бежит за ней счастливый малыш, вокруг трава, цветы, деревья, птицы и светит яркое ласковое солнышко - жизнь продолжается!

СКАЗКА ПРО ЦЕЛОФАНОВЫЙ ПАКЕТ И ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ.

Жил на свете пластиковый пакет. Он помогал людям: носил хлеб, фрукты, молоко. Пакет был красивый, прочный. Люди его любили и часто пользовались им. Но вот, однажды, пакет не выдержал тяжести продуктов и лопнул… Люди выбросили пакет в лесу… Долго лежал брошенный пакет на полянке и наблюдал, что происходит вокруг него. Птицы клевали ягоды и разбрасывали косточки-семечки по поляне. Пакет спросил их: - Зачем вы так делаете? «Чтобы весной семена проросли и выросли новые деревья и кусты» - ответили птицы. Удивился пакет и стал наблюдать дальше. Рядом, в маленьком болотце лягушки активно ловили и съедали комаров и жуков с яркой окраской, которых не трогали даже птицы. - Зачем вы едите этих комаров, они же невкусные? - Мы так спасаем людей от различных заболеваний, которые переносят комары. И снова удивился целлофановый пакет и обратил внимание на муравейник, из которого по всему лесу расползались трудолюбивые муравьи. Долго наблюдал пакет за муравьями, но так и не понял, чем, же они занимаются целый день. Одни носили соломинки и веточки в муравейник, другие несли гусениц и жуков. Пакет спросил пробегавшего мимо муравья: - Почему вы суетитесь целый день? Какая от вас польза? - Мы уничтожаем вредных насекомых и этим сохраняем природу. А когда строим муравейники, делаем в земле много ходов и от этого почва лучше дышит, становится рыхлой и на ней быстрее прорастают семена. Рассказал всё это муравей и поскорее побежал по своим делам. А пакет загрустил… Ведь от него нет сейчас никакой пользы, один только вред! Травка, на которой пакет лежал, стала сохнуть и погибать. А всё от того, что пакет не пропускал солнечные лучи и капли дождя.

И тогда ветер сжалился над пакетом и решил помочь ему и окружающей природе. Подхватил он целлофановый пакет, поднял его высоко вверх и понёс! Летел пакет под облаками и любовался лесом, речкой, цветами на полянке. Пока ветер не опустил его на территории завода, который перерабатывает полиэтилен. В центре переработки старый порванный пакет расплавили и изготовили из него новый красивый пакет. На нем был нарисован лес и полянка с цветами.

Так ветер спас от загрязнения планету, а пакет получил новую жизнь и снова стал помогать людям!

История одной Капли

(грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

Как Тучка была в пустыне

(сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы

(сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

— А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

— Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

Маша и Медведь

В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

Нет места мусору

Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем, что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.

Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.

Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: « Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор. Работа у них кипела: « Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу. Увидела его она и говорит: « Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»

Мусор был в ужасе. Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».

А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор , сложенный в мешки. Чистота сказала: « Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.

Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».

А Порядок продолжает: « И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.

Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.

Сказка про хламище-окаянище

В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок-лесовичок и старушка-лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек.

А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.

И были у них два помощника, два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.

И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?

Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок-лесовичок и старушка-лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.

А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.

Старичок-лесовичок затряс бородою:

— Да что же это делается такое?! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!

Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противный притом: Хламище-Окаянище. Костями грохочет, на весь лес хохочет:

Вдоль дороги по кустам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

По нехоженым местам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

Я – великий, многоликий,

Я – бумажный, я – железный,

Я – пластмассово-полезный,

Я – бутылочно-стеклянный,

Я – проклятый, окаянный!

Поселюсь в твоем лесу —

Много горя принесу!

Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Хламищу-Окаянищу? Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом, и снова стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Что делать? Как до Хламища-Окаянища добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться? Приуныли старички-лесовички, притихли медведи. Только слышат: кто-то поет и по лесу едет. Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет – удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?

— Убрать немедленно весь этот хлам!

А лесовички в ответ:

— Да не справиться нам! Это не просто хлам, это – Хламище-Окаянище: зверь непонятный, тощий, неопрятный.

— Не вижу никакого зверя и вам не верю!

Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Не испугалась Царица Лесная:

— Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!

Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище-Окаянище, выбраться не смог, на дне залег.

Засмеялась Лесная Царица:

— Вот так — годится!

Старички-лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Хламище исчез, да осталась забота.

— А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?

— Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!

Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!

Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили. И заспешили Маша и Федя звать на подмогу соседей-медведей. Зашли они в лес, зарычали, поднялись на задние лапы. Испугались люди и давай драпать! В этот лес они вернутся нескоро, да оставили мусора целую гору.

Не растерялись Маша и Федя, научили медведей, окружили они Хламище-Окаянище, к яме погнали, в яму загнали. Он оттуда выбраться не смог, на дне залег.

Да только на этом не кончились беды старушки-лесовушки и лесовичка-деда. Нагрянули в лес браконьеры-негодники, за медвежьими шкурами охотники. Услыхали, что в этом лесу есть медведи. Спасайся, Маша! Спасайся, Федя! От выстрелов горестно лес задрожал. Кто смог – улетел, а кто смог – убежал. Безрадостно стало в лесу отчего-то. Охота! Охота! Охота! Охота!

Да только охотники вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.

— Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!

Охотники с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице. Взмахнула рукою – исчезла горушка, исчезла с лесовичками избушка. И лес зачарованный тоже исчез. Скрылся, будто сквозь землю провалился. И стало на том месте отчего-то огромное непроходимое болото.

Ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут.

Советы для родителей

«Как обращаться с отходами дома»

Главные принципы борьбы с отходами, по мнению ученых, следующие: не производить лишний мусор; уметь выбрасывать мусор: вторично использовать отходы; сдавать вторсырье на переработку.

Чтобы сократить количество отходов нужно:

— Не производить лишний мусор

6366_one_max

— Мусор можно и нужно уменьшать в объеме: складывать картонные коробки, сжимать алюминиевые, жестяные и пластиковые банки, вставлять один стаканчик из-под йогурта в другой.

— Пользоваться экосумками и многоразовыми (бумажными) пакетами при походе в магазин. Не брать лишних бумажных и целлофановых мешков в магазине или использовать их повторно.

image (1)s8110_1346914875_1

— Использовать многоразовые бутылки и керамическую посуду, которую не нужно выбрасывать после каждого приёма пищи. По возможности откажитесь от одноразовой продукции: воды в пластиковых бутылках и одноразовой посуды.

— Использовать бумагу несколько раз. Вы можете печатать, писать и рисовать на обеих сторонах бумаги.

2) Уметь выбрасывать мусор:

— Дома мусор выбрасывать в мусорный мешок.

shutterstock_1062189179

— Ведро должно обязательно закрываться крышкой, т.к. отходы могут быть токсичны.

— Выбрасываемый мусор плотно закрыть, чтобы не рассыпался по дороге.

— Выбрасывать мусор в специально отведённые места.

— Мелкий мусор на улице выбрасывать только в урны.

3) Вторично использовать отходы: image (2)

— Одежду, которую мы носим можно отдать нуждающимся.

— Не выбрасывать старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться. Можно отдать в детские дома, интернаты, садики, библиотеки.

— Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для приготовления удобрений.

4) Сдавать вторсырье на переработку:

— старайтесь сортировать раздельно собранный мусор. Опасные отходы ни в коем случае не должны перемешиваться с безопасными.

kisspng-waste-sorting-rubbish-bins-waste-paper-baskets-r-pacific-friends-school-safety-in-the-parking-lot-a-5bf1e68294ea89.69219444154257984261 image (3)

— Предпочитайте пластиковой упаковке бумажную или алюминиевую.

Уважаемые родители! Научившись правильно обращаться с бытовыми отходами и не допуская бездумного потребления природных ресурсов, каждый из нас может хотя бы немного улучшить окружающую среду.

Приложение 5

Список литературы

1.Анна Булгакова «Эко-книга. Спасти город»

2. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974.

3. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003

4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003

5. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

6. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

7. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.

8. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

9. Мицкевич Ася «Ася и пластиковый мир».

10. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г.

11. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

12. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: Устойчивый мир, 2001 г.

13. «Энциклопедия по экологии. Планета в твоих руках» (серия «ИДМ. Академия знаний и увлечений», 2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция на тему "Враг планете - это мусор!"

Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие дошкольника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается зна...

Конспект НОД «Экологическое воспитание» для старшей группы «Дружок» на тему: « Очистим планету от мусора».

Конспект НОД «Экологическое воспитание»для старшей группы «Дружок»на тему: « Очистим планету от мусора»....

Экологический конкурс « Очистим планету от мусора».

Экологический конкурс  « Очистим планету от мусора».В детском саду №8 г. Усть-Лабинска  в подготовительной группе был проведен экологический конкурс  « Очистим планету от мусора». Так к...

Итоговое-мероприятие-презентации экологического проекта в рамках Международного проекта "Эко-школы/Зеленый флаг"на тему "Очистим планету от мусора"

Цель: расширить и углубить знания детей и о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи: Закрепить знания детей о свойствах различных материалов...

Очистим планету от мусора

социально – экологический  проект «Очистим планету от мусора»,  который призван  привлечь  внимание  детей  и  их родителей  к  проблемам  окруж...

Акция "Очистим планету от мусора"

Мероприятия приуроченные к акции «Очистим планету от мусора» с участием родителей и воспитанников...