проект для детей ясельной группы " Ладушки, ладушки....."
проект по окружающему миру (младшая группа)

Галахова Лариса Анатольевна

                                         

                                      МБДОУ детский сад № 27 «Родничок»

 

Проект - "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Составили: Галахова Л.А.

                                                                                                    Валеева Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Октябрь   2023год.

 

 

 

Участники проекта: воспитатель группы, дети ясельной группы их родители.

Возраст воспитанников: 1год 6мес.- 2года.

Особенности проекта.

- по характеру создаваемого проекта - игровой.

- по количеству создателей – парный.

- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.

- по продолжительности – средней продолжительности ( 2 недели).

- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта.

Цель для педагогов: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора ( потешки, песенки, стихи ).

Цель, поставленная перед детьми: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи проекта.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

- Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Ресурсы проекта.

Книжки – игрушки с иллюстрациями к потешкам, иллюстрации картинок к потешкам, СД – диски музыкальные с играми – потешками для детей раннего возраста, серия книг « Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки – игры для детей раннего возраста, брошюра « Детские песенки и потешки» из серии « Маленькие гении», дидактические игры « Моя семья», дидактические игрушки, словесные игры « Кто в домике живет». Подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков, на все случаи жизни; подборка музыкальных игр – потешек для детей раннего возраста; подборка логоритмических упражнений; анкета для родителей; рубрика в родительском уголке « Мамина школа»; практическая помощь родителей в создании развивающей среды ( альбом потешек, книжка – игрушка ).

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов.

- перспективный план.

- конспекты игр- занятий.

- дидактические разработки, учебное пособие.

- картотека игр- потешек на все случаи жизни.

Результат деятельности детей.

Заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощенны.

Аннотация: в пояснительной записке.

Этапы работы над проектом.

1 этап- Погружение в проект.

- Определение темы, цели.

- Определение системы задач.

- Создание методической базы.

- Сбор информации.

2 этап- организация деятельности.

- Создание перспективного плана.

- Накопление ресурсов.

- Координация действий участников проекта.

3 этап- Осуществление деятельности.

- Проведение игровых занятий.

- Работа с родителями ( родительское собрание, консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей).

- Работа с педагогами ( консультация).

- Итог, анализ работы.

4 этап- Оформление.

- Оформление педагогом: перспективный план, картотека игр- потешек на все случаи жизни, рекомендации родителям.

- Оформление родителями: альбом потешек,  книжек- малышек.

 

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка

 

 

 

позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир...Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

 

 

 

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает...

«Программа воспитания и обучения в детском саду»нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Исходя из этого, разработали проект « Ладушки, ладушки...».

Цель проекта: Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора( потешки, песенки, стихов).

Исходя из цели, поставили задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- развивать интерес и любовь к фольклору.

- воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослыми.

Для решения поставленных задач, прочитали большое количество литературы ( приложение № ). Посетили метод-объединения города- тема: «Развитие речи у детей раннего возраста».

Всю работу решили проводить через интеграцию, то есть, через все виды деятельности.

На втором этапе реализации проекта составили перспективный план «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста» (приложение № ) на основе программы под редакцией М. А. Васильевой с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

 

 

 

В книжном уголке разместили книжки- игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто. Есть серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Стараемся чтобы книжный уголок по обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных- курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка»; рукавичковый театр- «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа( иллюстрации к потешкам)- « Наша Маша маленька...», « Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбирали потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание( приложение № ).

В адаптационный период, использовали такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней мы заметили, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, для этого мы ещё используем музыкальные игры- потешки ( приложение № ), на аудиодисках представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений. Мы это применяем в своей практике, так как считаем, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие

 

 

 

 

( приложение №1 ).

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не тольк снимают умственную усталость, эмоциональное напряжение, повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями- правильно держать ложку, чашку, умываться и т. д.

Предлагаем пальчиковую гимнастику « Снеговик».

Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора!

Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

Ком на ком поставили, глазки подведём,

Нос- морковку вставим, шапочку найдем.

Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

В своей работе мы используем малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.

В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешке.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты,(приложение № ) когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать детям в тихий час, стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляем одеяло, гладим по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присядем рядом, стараемся успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят поспят – всем миру спать велят!

Используя этот прием укладывания, мы заметили, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки,

На деточку порастушечку.

Малые формы фольклора мы также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены (приложение №....). Обучая детей одеваться после сна, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряем их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико ...

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами использовали народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: « Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай...». Во время игр с куклами мы с детьми с удовольствием вспоминают содержание других потешек:

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел!

А теперь для куклы нашей,

Мы наварим сладкой каши.

 

 

При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.

При разучивании потешки « Кисонька- мурысонька» сопровождали слова определенными действиями. Дети старались копировать эти действия, интонацию обращения, ответа. Вариантность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности. Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, песенки, прибаутки, почувствовать свое отношение к нему, мы используем « живые картинки». Подобные « живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание той или иной потешки.

Чтобы потешки, песенки прочно вошли в жизнь ребенка, старались каждому из детей помочь осознать её содержание. Мы не просто читали ту или иную потешку или песенку, а продумывали в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Вносили шапочки персонажей, яркие игрушки, картинки.

В своей работе мы используем музыкальные аудиодиски, где представлены песенки- игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие ( приложение № ). Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах. Вот игры- приветствия: « Начнём урок», « Все на ножки становитесь», « Ну-ка все встали в круг», « Хлоп», « Носик, где ты?» и т. д. Игры – прощания: « Всем домой пора», « Прошёл урок» и т. д.

На занятиях по конструированию дети строили домики- теремки, и при обыгрывание постройки отвечали на вопросы: «кто постучался в твой теремок?», « как он просится жить в домик?», « что он стал делать там?».Старались, чтобы ребенок отвечал словами из сказки

Для более успешной работы разработали цикл занятий-игр с использованием русского фольклора и худ. слова такие как: « Петушок, петушок золотой гребешок»; «Путешествие на автобусе»; « Как у нашего кота...» (Приложение ).

При реализации следующего,3этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

- Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме.

- Для работы с родителями воспитанников подобрали информацию в родительский уголок: « Учимся умываться» с использованием фольклора; изготовили папки- передвижки и памятки « Играем пальчиками и развиваем речь»; « Вы –первый учитель»; « Как общаться с детьми» и др.

- Провели род. собрание, тему собрания выбрали сами родители: «Формирование культурно-

 

 

 

гигиенических навыков у детей раннего возраста», где родителям давались рекомендации, как формировать культурно- гигиенические навыки через использование игровых приемов и художественного слова.

-Родители оформили альбом- потешек « Наша Маша маленька...». Книжки – малышки.

На следующем 4 этапе оформили продукты проектной деятельности:

- педагоги: перспективный план, картотека игр- потешек на все случаи жизни, рекомендации родителям.

- родители: альбом- потешек, книжка- малышка.

Дети с удовольствием рассматривают красочный альбом, сделанный родителями и книжку- игрушку, где красочные иллюстрации со знакомыми персонажами. Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Мы считаем, что народно- поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклором ребенку передается его настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. .Значит, наш проект действует, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка, что важно для развития коммуникативных навыков.

 

 


Приложение № 1.

Тематическое планирование.

Первая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

потешка

 « Как у нашего кота»

Вторник

Режимные моменты

«Готовим с потешкой».

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Киска, киска, киска брысь!».

Четверг

Театрализованная деятельность

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».

Пятница

Лепка

«Испечем оладушки».

Вторая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

 Режимные моменты

Потешки « На сон грядущий»,  потешки «После сна»

(приложение№6)

Вторник

Физическое развитие

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка».

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Как у нашего кота»

Четверг

Познавательное развитие

Беседы о предметах одежды.

Пятница

 

«Кроватка для куклы».

 

Понедельник

Игровая деятельность

Дидактическая игра: «Выбери  картинку и расскажи  потешку".

Вторник

Режимные моменты

Потешки о гигиенических процедурах (приложение№6)

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Как у нашего кота»

Четверг

Театрализованная деятельность

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

Пятница

Музыкальное развитие

Песенка: «Серенькая кошечка»

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект80.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 27 «Родничок»

Проект - "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

s://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/2376401/Ftxn2zsxvYKlVZ74Y04waA3245/ocr

Составили: Галахова Л.А.

Валеева Д.В.

Октябрь 2023год.

Участники проекта: воспитатель группы, дети ясельной группы их родители.

Возраст воспитанников: 1год 6мес.- 2года.

Особенности проекта.

- по характеру создаваемого проекта - игровой.

- по количеству создателей – парный.

- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.

- по продолжительности – средней продолжительности ( 2 недели).

- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта.

Цель для педагогов: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора ( потешки, песенки, стихи ).

Цель, поставленная перед детьми: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи проекта.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

- Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Ресурсы проекта.

Книжки – игрушки с иллюстрациями к потешкам, иллюстрации картинок к потешкам, СД – диски музыкальные с играми – потешками для детей раннего возраста, серия книг « Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки – игры для детей раннего возраста, брошюра « Детские песенки и потешки» из серии « Маленькие гении», дидактические игры « Моя семья», дидактические игрушки, словесные игры « Кто в домике живет». Подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков, на все случаи жизни; подборка музыкальных игр – потешек для детей раннего возраста; подборка логоритмических упражнений; анкета для родителей; рубрика в родительском уголке « Мамина школа»; практическая помощь родителей в создании развивающей среды ( альбом потешек, книжка – игрушка ).

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов.

- перспективный план.

- конспекты игр- занятий.

- дидактические разработки, учебное пособие.

- картотека игр- потешек на все случаи жизни.

Результат деятельности детей.

Заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощенны.

Аннотация: в пояснительной записке.

Этапы работы над проектом.

1 этап- Погружение в проект.

- Определение темы, цели.

- Определение системы задач.

- Создание методической базы.

- Сбор информации.

2 этап- организация деятельности.

- Создание перспективного плана.

- Накопление ресурсов.

- Координация действий участников проекта.

3 этап- Осуществление деятельности.

- Проведение игровых занятий.

- Работа с родителями ( родительское собрание, консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей).

- Работа с педагогами ( консультация).

- Итог, анализ работы.

4 этап- Оформление.

- Оформление педагогом: перспективный план, картотека игр- потешек на все случаи жизни, рекомендации родителям.

- Оформление родителями: альбом потешек, книжек- малышек.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка

позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир...Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает...

«Программа воспитания и обучения в детском саду»нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Исходя из этого, разработали проект « Ладушки, ладушки...».

Цель проекта: Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора( потешки, песенки, стихов).

Исходя из цели, поставили задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- развивать интерес и любовь к фольклору.

- воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослыми.

Для решения поставленных задач, прочитали большое количество литературы ( приложение № ). Посетили метод-объединения города- тема: «Развитие речи у детей раннего возраста».

Всю работу решили проводить через интеграцию, то есть, через все виды деятельности.

На втором этапе реализации проекта составили перспективный план «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста» (приложение № ) на основе программы под редакцией М. А. Васильевой с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

В книжном уголке разместили книжки- игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто. Есть серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Стараемся чтобы книжный уголок по обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных- курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка»; рукавичковый театр- «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа( иллюстрации к потешкам)- « Наша Маша маленька...», « Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбирали потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание( приложение № ).

В адаптационный период, использовали такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней мы заметили, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, для этого мы ещё используем музыкальные игры- потешки ( приложение № ), на аудиодисках представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений. Мы это применяем в своей практике, так как считаем, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие

( приложение №1 ).

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не тольк снимают умственную усталость, эмоциональное напряжение, повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями- правильно держать ложку, чашку, умываться и т. д.

Предлагаем пальчиковую гимнастику « Снеговик».

Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора!

Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

Ком на ком поставили, глазки подведём,

Нос- морковку вставим, шапочку найдем.

Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

В своей работе мы используем малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.

В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешке.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты,(приложение № ) когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать детям в тихий час, стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляем одеяло, гладим по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присядем рядом, стараемся успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят поспят – всем миру спать велят!

Используя этот прием укладывания, мы заметили, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки,

На деточку порастушечку.

Малые формы фольклора мы также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены (приложение №....). Обучая детей одеваться после сна, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряем их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико ...

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами использовали народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: « Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай...». Во время игр с куклами мы с детьми с удовольствием вспоминают содержание других потешек:

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел!

А теперь для куклы нашей,

Мы наварим сладкой каши.

При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.

При разучивании потешки « Кисонька- мурысонька» сопровождали слова определенными действиями. Дети старались копировать эти действия, интонацию обращения, ответа. Вариантность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности. Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, песенки, прибаутки, почувствовать свое отношение к нему, мы используем « живые картинки». Подобные « живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание той или иной потешки.

Чтобы потешки, песенки прочно вошли в жизнь ребенка, старались каждому из детей помочь осознать её содержание. Мы не просто читали ту или иную потешку или песенку, а продумывали в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Вносили шапочки персонажей, яркие игрушки, картинки.

В своей работе мы используем музыкальные аудиодиски, где представлены песенки- игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие ( приложение № ). Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах. Вот игры- приветствия: « Начнём урок», « Все на ножки становитесь», « Ну-ка все встали в круг», « Хлоп», « Носик, где ты?» и т. д. Игры – прощания: « Всем домой пора», « Прошёл урок» и т. д.

На занятиях по конструированию дети строили домики- теремки, и при обыгрывание постройки отвечали на вопросы: «кто постучался в твой теремок?», « как он просится жить в домик?», « что он стал делать там?».Старались, чтобы ребенок отвечал словами из сказки

Для более успешной работы разработали цикл занятий-игр с использованием русского фольклора и худ. слова такие как: « Петушок, петушок золотой гребешок»; «Путешествие на автобусе»; « Как у нашего кота...» (Приложение ).

При реализации следующего,3этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

- Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме.

- Для работы с родителями воспитанников подобрали информацию в родительский уголок: « Учимся умываться» с использованием фольклора; изготовили папки- передвижки и памятки « Играем пальчиками и развиваем речь»; « Вы –первый учитель»; « Как общаться с детьми» и др.

- Провели род. собрание, тему собрания выбрали сами родители: «Формирование культурно-

гигиенических навыков у детей раннего возраста», где родителям давались рекомендации, как формировать культурно- гигиенические навыки через использование игровых приемов и художественного слова.

-Родители оформили альбом- потешек « Наша Маша маленька...». Книжки – малышки.

На следующем 4 этапе оформили продукты проектной деятельности:

- педагоги: перспективный план, картотека игр- потешек на все случаи жизни, рекомендации родителям.

- родители: альбом- потешек, книжка- малышка.

Дети с удовольствием рассматривают красочный альбом, сделанный родителями и книжку- игрушку, где красочные иллюстрации со знакомыми персонажами. Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Мы считаем, что народно- поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклором ребенку передается его настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. .Значит, наш проект действует, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка, что важно для развития коммуникативных навыков.


Приложение № 1.

Тематическое планирование.

Первая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

потешка

« Как у нашего кота»

Вторник

Режимные моменты

«Готовим с потешкой».

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Киска, киска, киска брысь!».

Четверг

Театрализованная деятельность

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».

Пятница

Лепка

«Испечем оладушки».

Вторая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

Режимные моменты

Потешки « На сон грядущий», потешки «После сна»

(приложение№6)

Вторник

Физическое развитие

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка».

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Как у нашего кота»

Четверг

Познавательное развитие

Беседы о предметах одежды.

Пятница

«Кроватка для куклы».

Понедельник

Игровая деятельность

Дидактическая игра: «Выбери картинку и расскажи потешку".

Вторник

Режимные моменты

Потешки о гигиенических процедурах (приложение№6)

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Как у нашего кота»

Четверг

Театрализованная деятельность

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

Пятница

Музыкальное развитие

Песенка: «Серенькая кошечка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по здоровьесбережению в ясельной группе «Ладушки»

Проект по здоровьесбережению в ясельной группе«Ладушки»...

Проектная деятельность в группе. Конспект На тему: экскурсия в медицинский кабинет детского сада детьми,второй ясельной группы « Ладушки ».

Познакомить детей с медицинским кабинетом детского сада, с работой медсестры, с некоторыми медицинскими инструментами и их назначением, воспитывать уважения к труду медсестры  детского сада....

Проект для детей ясельной группы "Игрушки".

Краткосрочный проект в первой младшей группеТЕМА: «ИГРУШКИ» Тип проекта: исследовательско  – творческий Вид проекта: краткосрочный, сентябрь (4 дня...

Отчёт по проекту «В гостях у сказки», проведённому в ясельной группе «Ладушки».

Цель проекта: активизация речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования русских народных сказок.       [[{"type":"media"...

проект для детей 1 группы раннего возраста "Ладушки, ладушки"

проектная деятельность с детьми раннего возраста...