Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»
консультация по окружающему миру

ЗОТОВА МАРГАРИТА ХАРИТОНОВНА

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»

        

                                                                                     Подготовил воспитатель:

                                                                                   Зотова М.Г.

                                                                                                                                                                                               

     

                                                             

Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Актуальность:

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Общение с окружающим миром способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематического, целенаправленного наблюдения окружающего мира у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи

Цель: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром в различных видах деятельности разными средствами.

Задачи:

Формировать навыки речевого общения;

Подбор методов и способов развития речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

Использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.

Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающим миром.

Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию окружающего мира, формировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о нем, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нем.

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

  • ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций.  Основным  новообразованием  этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;
  • речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  • значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
  • постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Основными задачи развития речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.

Задачи словарной работы. Принято выделять четыре основные задачи: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря.
Для успешного развития активной речи ребенка необходимо разговаривать обо всем, что они видят: общаться во время еды, одевания, совместно выполняемых действий. Поэтому важно, чтобы речь взрослого была адресована каждому ребенку. Взрослый должен так строить свои отношения с малышом, чтобы у него возникало желание общаться.
Речевые реакции у детей раннего возраста активизируются в моменты сильной заинтересованности, следовательно, эти моменты необходимо использовать, если они возникают случайно, и создавать специально. Работа по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром должна проводиться одновременно.

Называя все предметы, окружающие ребенка, целесообразно выделить из них основные, с которыми следует не только ознакомить детей, но и постоянно привлекать к ним внимание, показывая их в различных взаимосвязях.
Вначале детей следует ознакомить с предметами первой жизненной необходимости, в частности с предметами домашнего обихода. Целесообразно не давать сразу большое количество новой информации, а постепенно расширять и обогащать знания ребенка через практическое освоение предметной действительности. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку знаний об окружающем мире и социального опыта.
Во время кормления детям необходимо называть не только предметы посуды, но и блюдо, которое приготовлено, например: «Оля возьмет в одну руку ложку, а в другую хлеб. Оля кушает ложкой суп. Суп в тарелке. Вот какой вкусный суп! Хорошо кушает Оля».
В результате повседневно проводимой работы по ознакомлению с окружающим малыши начинают хорошо ориентироваться в комнате. Систематически следует устраивать экскурсии по группе, в ходе которых воспитатель знакомит детей с предметами мебели, оборудования, их назначением; останавливает внимание детей на макете, цветущем растении, птичке в клетке, выставке игрушек. В ходе наблюдений дети начинают отвечать на вопросы: «Что это? Что делает?». Они знают, где находятся окно, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, столовой, игровой, раздевалки, ванной комнаты, замечают перестановку мебели. Малыши начинают лучше ориентироваться в предметах посуды: отличают тарелку от миски, чашку от стакана, знают чайник, кастрюлю, сковороду.
Малыши усваивают назначение однотипных предметов — шкаф для одежды, для посуды, для игрушек, для полотенец; полка для игрушек, для цветов и т. д. Ориентировка в предметах мебели расширяется за счет уточнения их назначения и усвоения отличительных свойств однотипных предметов, имеющих разные внешние признаки: взрослый стул и детский; стол для ребенка и для взрослого; шкаф для детской одежды и для одежды взрослого. Дети легко могут найти предметы одежды для мальчика (рубашка, 
брюки), для девочки (платье, юбка, кофта) и знают назначение основных постельных принадлежностей (подушка, одеяло, матрац, простыня).
Многое можно увидеть и во время прогулок. Дети с удовольствием играют с песком, водой, камешками, видят солнце, дождь, снег. На участке с удовольствием выполняют просьбы взрослого: «Покажите, где у нас песочница? А где качели?», отвечают на его вопросы: «А что мы делаем на качелях? На 
веранде?», называют поделки (из снега, песка) и их назначение. Наблюдают дети и домашних животных. Успешно в детских садах проходят наблюдения за певчими птицами, голубями, воробьями, рыбками, домашними животными — собакой, кошкой, кроликом и др. В ходе наблюдений за животным и растительным миром дети учатся бережно относиться ко всему живому (ласково, осторожно гладят котенка, не рвут цветы), заботятся о живых существах (поливают растения, кормят зимующих птиц).
На прогулке малыши не только наблюдают за работой взрослых, но и оказывают посильную помощь: собирают осенние листья, помогают сгребать снег и т. п.

Труд окружающих взрослых привлекает внимание ребенка и оказывает на него воспитательное воздействие. Интересуясь действиями взрослых, дети в игре стараются им подражать. Так зарождается, пока еще в чисто эмоциональном плане, положительное отношение к труду. Яркие впечатления после прогулки могут оформляться в беседу (Где были? Что видели? Что клевали голуби?), помогая детям удерживать в памяти яркие образы. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирования его речи, воспитания, чувств.
Таким образом, в процессе ознакомления детей с окружающим миром происходит активное развитие речи детей, обогащается словарный запас существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов, наречиями (высоко, низко). Следовательно, ознакомление с окружающим миром – является одним из важнейших средств развития речи детей раннего возраста.

Итак, какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Решая  задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
во-первых, событийной (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмичной (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальной (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Формы совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста по развитию речи:

  • специально организованные игры-занятия,
  • дидактические игры,
  • предметно - манипуляторная деятельность,
  • наблюдения,
  • прогулки,
  • игры-экспериментирования,
  • чтение и рассказывание детям,
  • рассматривание картинок, иллюстраций,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • проблемные ситуации (с использованием игрушек),
  • игры-драматизации,
  • создание «сокровищниц» и «чудесных мешочков»,
  • ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

Методические приемы делятся на три основные группы:

словесные наглядные игровые

Методы и приемы, которые можно использовать как на занятиях, так и совместной деятельности:

  • поручения
  • показ способа действий с предметами и игрушками (происходит обучение названиям действий)
  • разыгрывание ситуации непонимания,
  • приём вопросов (активизирует мыслительную деятельность) – особенно действенный (после 1,5 лет),
  • побуждение к речевому подражанию (активизирует слуховую ориентировочную реакцию),
  • просьбы
  • повторения
  • создание моментов сильной заинтересованности
  • раскрытие мотивации к действиям («Будем одеваться, чтобы идти гулять»)
  • приём собственного вопроса-ответа (задать вопрос и дать образец ответа: «Что Оля пьёт? – Молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»)
  • вопросы, в т. ч. Уточняющие
  • поощрять инициативу вступить в речевое общение
  • эмоционально откликаться на рассказ ребёнка
  • побуждать словом выразить просьбу (напр., обращённую к товарищу)
  • давать образец речевого общения (употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу).

В каждой совместной с детьми деятельности нужно стараться предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение, во время которого малыш узнает многогранность окружающего мира. Например, мы можем создать проблемные ситуации с использованием игрушек.

При их решении решаются задачи:

-развитие познавательных интересов детей, обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном назначении предметов.

- развитие умения устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире.

-расширение и обогащение словаря, активизация навыков общения,

-формирование бережного отношения к рукотворному миру.

-формирование у малыша представлений о себе (добрый, внимательный, аккуратный, заботливый, многое умеет делать и т. д.).

В течение дня периодически появляется возможность специально создавать подобные ситуации.

Во время знакомства с новыми игрушками и предметами:

В группу пришла новая кукла. Где ей жить? Приехала новая машина. Что она будет перевозить? Принесли пластилин. Что это такое и для чего он нужен? И т. д.

При подготовке к детским праздникам:

- Кукла не хочет быть на празднике лохматой. Что делать?

Мишки и зайчики просят их нарядить. Как? В гости пришла елочка. Что с ней делать?

При смене времен года:

Кукла хочет пойти с детьми на прогулку, но там ей будет холодно (жарко). Что делать? Мячик не хочет прыгать по лужам. Где ему переждать непогоду?

Санки не знают, для чего они нужны. А кто знает? И т. д.

А также бытовые реальные ситуации или искусственно созданные воспитателем.

В  своей работе нужно обратить внимание на ошибки при формировании и расширении словаря детей:
- формальный подбор слов на занятии без учёта особенностей их усвоения;
- чаще всего содержанием словарной работы являются существительные, прилагательные, в лучшем случае – глаголы. Недостаточно уделяется внимания работе над другими 
частями речи, что затрудняет в дальнейшем решение задачи развития связной речи;
- не всегда конкретизируются задачи словарной работы (обогащение, закрепление, активизация словаря). Рекомендуется составлять примерные словарики (объединение слов в группы);
- отсутствие взаимосвязи в работе на занятиях и в повседневной деятельности;
- мало проводится индивидуальной работы с детьми с учётом уровня освоения ими словаря;
- формальный подход в подборе методов и приёмов словарной работы. Это связано с тем, что не учитывается сущность самой работы.

Вывод:

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.

Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Используем специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «назови одним словом», «кому нужны эти предметы», «узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «из чего сделаны», «угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяется лого ритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Проводятся хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.

 В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течение всего пребывания в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Материал предназначен для воспитателей детских садов. Материал можно поместить в родительском уголке....

Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыку»

Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыку»...

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....