НОД в старшей группе «Учитесь жалеть и беречь».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ерёмина Алёна Сергеевна

Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истин­ную жалость от ложной; развивать наблюдательность, ло­гическое мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_uchites_zhalet_i_berech.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе «Учитесь жалеть и беречь».

Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Ход

Воспитатель сообщает детям, что сегодня у них замечательная выставка рисунков «Мы — друзья природы». Это рисунки, выполненные детьми

и их родителями.        

- Ребята, расскажите, что вы хотели показать на этих рисунках. (Птичка в клетке — птичка на дереве; звери в лесу — звери в зоопарке, лягушонок в банке - лягушонок у реки; жук в коробке - жук на цветке; ящерица в ящике

ящерица на камушке и т. д.) (Дети высказывают мнение о своих рисунках и рисунках друзей).

- Где чувствуют себя лучше живые существа: на воле или в неволе?

- А есть ли у вас дома какие-нибудь животные или птицы? (Дети рассказывают о животных, которые живут или когда-то жили в доме, как они попали в дом и т.д.)

- Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок». (Воспитатель читает рассказ)

- Как вы думаете, почему лягушонок чуть не погиб? Какие условия создал для него Жалейкин? В каких условиях живут лягушки в своем доме - в природе? (Воспитатель демонстрирует картину с изображением болота или пруда.)

- Да здесь сыро, много мошек, комаров, растительности. Приволье для лягушонка! Это и есть его дом. Весной, наверное, вы все слышали «лягушачьи хоры». Лягушки настолько распространены и привычны, что трудно представить без них влажный лес, луг или пруд. А, между тем, во многих странах лягушки уже стали редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природного дома к себе домой как будто из жалости. На самом деле человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от нашего отношения к тем или иным животным и растениям. Нет в природе животных полезных и вредных, важен каждый вид, у каждого свои роль и место обитания. «Где родился, там и пригодился».

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

- Ребята, как узнать истинных друзей природы? Как правильно заботиться о «братьях наших меньших»? Послушайте еще один рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и дятел». (Воспитатель читает рассказ)

- Ребята, почему писатель назвал мальчика Жалейкиным?

- Как вы думаете, почему Жалейкин прогнал дятла?

- Правильно ли он сделал? Почему?

- О чем Жалейкин не знал?

- Что же произошло с деревом после того, как Жалейкин прогнал дятла? Почему на березе не стало листьев? Кто их съел?

- Чему удивился Жалейкин, когда пришел в лес во второй раз?

- Как вы думаете, расстроился ли он? Из-за чего?

- Жаль ли вам Жалейкина? А кого жаль?

- Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку? А всегда ли вы поступали в природе правильно?

- Таких жалостливых Жалейкиных немало. Есть они и среди вас, ребята.

Вспомните случаи из своей жизни, когда вы «жалели» маленьких детенышей зверей и птенцов и чем все это оборачивалось для них.

- Как надо жалеть растения и животных, чтобы не повредить им?

- Итак, жалеть природных обитателей надо, но жалеть умеючи, не так,

как это делал Жалейкин. Что значит жалеть правильно? (Ответы детей).

- Жалеть - значит не вредить, не губить, не разорять, не лишать животных своего дома, а помогать, подкармливать, оказывать помощь раненым, покалеченным и попавшим в беду животным. Например, жалеть так, как жалел зайцев дед Мазай, спасая зайцев от половодья.

Послушайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

- Ребята, как вы думаете, пожалел зайцев дед Мазай?

- Похож ли дед Мазай на Жалейкина? Чем похож? А чем не похож?

- Как поступил дед Мазай с зайцами, когда им грозила вода?

- Откуда видно, что дед Мазай — добрый человек?

- Знаете ли вы таких людей, как дед Мазай?

- Хотелось бы вам быть такими? Что нужно для этого делать друзьям природы?

Воспитатель предлагает детям вспомнить случаи из личного опыта, как они помогали природе, и сделать рисунки.