Экологический проект "Тропою удивительных открытий"
методическая разработка по окружающему миру

Кузнецова Екатерина Павловна

Проект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическая тропа ДОУ252.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №16»

606508, Россия, Нижегородская область, город  Городец, улица Мелиораторов, дом 17А, телефон

8(83161) 9-85-56, grdds16@mail.ru

Проект

«Тропою удивительных открытий»

Направленность: повышение экологической культуры дошкольников посредством организации Экологической тропы в условиях реализации ФГОС ДО

C:\Users\User\Desktop\E-MBLEMA.jpg

Разработала: старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Кузнецова Екатерина Павловна

г. Городец

2022 год

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,

ни зуба, чтобы защищаться от недругов.

Её сокровища вверены нашей совести,

справедливости, уму и благородству.

 (Л. Леонов)

Аннотация

Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.

Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» произошло от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение. В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.

Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. По данным Минобразования РФ, детские дошкольные учреждения (ДОУ) посещают более половины малышей России.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

 Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга.

Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать территорию детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:  

оздоровительную;

рекреационную;

учебно-просветительскую.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников

«В культуре человек представлен не как природное и не как сверхприродное, а как исторически развивающееся существо, т.е. в плане не только своего отличия от природы, но и своей связи с ней», справедливо заметил Межуев В.М.. Нам остается только добавить, что дети являются именно теми «существами», которые наиболее тесно связаны с природой и требуют определенного направления в развитии и воспитании.

Говоря о воспитании детей, а именно о всестороннем воспитании, подразумевающем все другие виды воспитания и учитывая все их особенности, мы до настоящего времени упускали самое главное на данный момент - экологическое воспитание.

Анализируя ряд работ (И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегина и других), в которых содержатся положения, определяющие основной подход к решению этой проблемы, следует обратить внимание на те задачи, которые ставятся перед педагогом:

  • 1. Развитие интереса ко всему живому;
  • 2. Обогащение знаниями о связях между природными явлениями, выявлением их черт и отличий;
  • 3. Поощрение самостоятельности детей, а также самостоятельности открытий детьми свойств, природных объектов.

Высокое развитие естественных наук обуславливает взаимное, проникновение; широкие связи с естественными, но и в общественными науками, сближаясь не только с философией, социологией, политикой, но и с эстетической, нравственной и правовой формами общественного сознания. Могут возникнуть вопросы: «Что общего между формированием общественного экологического сознания и детьми?», «Какое отношение имеет экологическое воспитание к детям?», «Какая связь лежит между детьми и природой?».

Ответить на эти вопросы можно лишь при условии, если мы оглянемся назад. Еще с незапамятных времен общество и природа были связаны между собой. Человечество ценило природу и видело в ней не только кормилицу, но и мудрую наставницу. Здесь можно сказать словами великого русского педагога К.Д.Ушинского: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека и самое тщательное воспитание без участия этого агента будет отзываться односторонностью, сухостью, неприятной искусственностью». И действительно, влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником положительных ощущений, конкретных знаний и первых радостных переживаний, которые остаются на всю жизнь. Надо отметить, что именно дети обладают способностью тонко чувствовать и воспринимать окружающий мир, его жизнь и его дыхание.  Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, - отмечал В.А.Сухомлинский, - могучий толчок для стремительного потока мысли».

А великий индус Р.Тагор подтверждал это, говоря, что «нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного».

Дошкольное воспитание должно как можно полнее использовать для гармонического развития ребенка все, что дает природа, так как важным моментом в воспитании экологической культуры дошкольников является формирование нравственных чувств.

Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому, сформировать основы материалистического понимания окружающего мира.

Содержание Проекта

страницы

Постановка проблемы

7

Цель и задачи Проекта

7

Диагностический инструментарий

7

Ожидаемые результаты

8

Формы работы по реализации проекта

8

Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников

8

Этапы создания экологической тропы

8

Материально-техническая обеспеченность

11

Методические рекомендации по организации работы на экологической тропе

13

Этапы реализации проекта

14

Оценка результатов

16

Перспективы развития

18

Библиография

19

Проблема

Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Идея

Повышение экологической культуры участников программы посредством внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ работы на экологической тропе в условиях реализации ФГОС ДО

Замысел

Внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Объект

Система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.

Предмет

Условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на экологическое образование дошкольников

Цель

Экологическое развитие детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности, различных мероприятий на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины мира.

Задачи

- Предоставить возможность участникам образовательных отношений изменять пространственное окружение с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; с учетом возрастных особенностей детей;

- Повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей в вопросах экологического воспитания дошкольников;

- Тематически объединить открытое и внутреннее пространство ДОУ;

- Создать достаточные возможности для движения и игровой деятельности с разными материалами с учетом принципов ФГОС дошкольного образования:  полифункциональности, трансформируемости,  доступности, вариативности, безопасности;

- Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

 - Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей, привлечь к созданию «Экологической тропы» на территории МБДОУ «Детский сад №16».

Тип проекта

Долгосрочный, коллективный, информационно-практико- ориентированный.

Участники проекта

Реализация проекта проводится с детьми дошкольного возраста, родителями, педагогами

Диагностический инструментарий

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Стимульные задания «Животные», «Зоологическое лото», «Подбери модели» П.Г. Саморуковой.

Беседа «Кто такой человек?», «Строение человека», «Человек и природа, в чем их различие?».

Задания «Кто как поделит банан?», «Что подсказала человеку природа?», «Кто поможет?» Т. А. Ивченко.

Индивидуальные беседы Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой.

Беседы по вопросам, беседы по картинкам, вербальные и практические ситуации. Т. А. Марковой.

Наблюдения за детьми в различных ситуациях, в уголке природы, на экологической тропинке.

 Для педагогов и родителей – анкетирование

Ожидаемые результаты

1. Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

2. Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

3. Улучшение состояния психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;

4. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

5. Повышение уровня профессиональной подготовленности воспитателей в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Формы работы по реализации проекта

  • наблюдения, беседы и экологические экскурсии на экологической тропе;  
  • уроки доброты;
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • конкурсы и викторины, КВН;
  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • лаборатория (опыты и эксперименты);
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические акции;
  • выставки и экспозиции;
  • решение экологических ситуативных задач;
  • ситуации морального выбора;
  • трудовой десант;
  • труд в природе;
  • зеленый патруль;
  • ситуации морального выбора;
  • создание «Красной книги»;
  • коллекционирование;
  • «Зелёная аптека Календулы» (фитоогород) (рассматривание иллюстраций и беседы, поиск лекарственных растений, беседы о правилах сбора растений, уход за растениями на фитоогороде);
  •  экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;  
  • эколого-познавательные праздники, досуги иразвлечения.

Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников

  • взросло-детские проекты;
  • совместный с детьми КВН, викторина;
  • изготовление поделок, рисунков;
  • субботники по благоустройству территории детского сада;  участие в конкурсах;
  • участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;  
  • фотовыставки;
  • изготовление экологической газеты;
  • изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки)

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов, благоустройство.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа (Мудрый Ворон)

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута, присвоение им QRкода.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов

тропинки для работы с детьми и родителями.

Правила поведения на экологической тропе

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Общие требования безопасности

Педагог дошкольного учреждения обязан:

Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

Требования безопасности к оснащению территории:

Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

Требования безопасности перед выходом на

Экологическую тропу

Ответственному по охране труда и воспитателям:

Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе". Надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

    Менять воду в искусственном водоёме.

Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

Педагоги и специалисты  дошкольного учреждения обязаны:

Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

Педагоги и специалисты дошкольного учреждения обязаны:

При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

Педагоги и специалисты дошкольного учреждения обязаны:

Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Критерии эффективности проекта

Критерий1
Уровень компетентности педагогов

Показатели:
* Умение планировать собственную деятельность по работе на экологической тропе  на основе глубокого анализа предыдущей деятельности

* Овладение детьми знаниями и навыками в вопросе экологического воспитания

* Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
* Умение вовлечь родителей в образовательный процесс.
* Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт

Критерий 2

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в образовательной организации по экологическому воспитанию дошкольников.
Показатели:
*Полнота информации о целях и задачах  образовательной организации  в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

*Информированность о видах образовательных услуг в образовательной организации.

*Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике реализации Экологической тропы.
*Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе образовательной организации.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы.

Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Материально-техническая обеспеченность

материально-технические:  

          В детском саду имеются:

1)  прогулочные площадки, где создана экологическая тропа с различными экологическими объектами

2)  огород для выращивания овощей и проведения наблюдений, исследовательской работы

3) фитоогород

4)березовая роща

5)  уголки природы в каждой возрастной группе

6) опытнические зоны в средних, старших и подготовительных группах

7) огород на окне в каждой возрастной группе

8)мини-музеи экологического содержания

8)  цветники для организации наблюдений и труда в природе

9) сад с плодово – ягодными культурами

10) спортивная площадка

10) видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.

кадровые:

В детском саду работает 30 педагогов: старший воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, 2 музыкальных руководителя и 23 воспитателя.

Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. 

Педагоги имеют возможность участвовать в конкурсах и мероприятиях по представлению экологических проектов.

информационные:

библиотека методического кабинета, с необходимым пакетом программной, методической и детской литературы экологической направленности;

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
  4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ
  5. Конвенция о Правах ребёнка
  6. Устав МБДОУ «Детский сад №16»
  7. Положение  о создании Экологической тропы на территории МБДОУ «Детский сад №16»

В МБДОУ «Детский сад №16» реализуются задачи:

ООП ДО, составленной на основе  Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;

парциальной программы «Юный Эколог» С.Н. Николаевой;

 программа развитияДОУ «Мир удивительных открытий» (экологическое воспитание детей).

Реализуя программы экологического воспитания, педагог ДОУ решает следующие задачи:

Младший дошкольный возраст:

Способствует накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащает представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.  

Развивает эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

  Вовлекает детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойствобъектов неживой природы.  

Привлекает малышей к посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.

Средний дошкольный возраст

Постоянно поддерживает активный интерес детей 4—5 лет к окружающей природе, укрепляет и стимулирует его, удовлетворяет детскую любознательность.

  Способствует дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов (воды, глины, почвы и других).

  В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивает интерес и активность дошкольников, обогащает опыт исследовательских действий, удовлетворяет детскую пытливость.

 Способствует активному освоению несложных способов ухода за растениями.

Старший дошкольный возраст

 Развивает у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.  

Обогащает представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера).

Объединяет в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т. д.).  

Развивает самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

  Развивает самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

 Продолжает воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Подготовительная группа

Развивает познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

Поддерживает проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).

  Обогащает представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоеме, городе), о взаимодействии человека и природы.  

Поддерживает проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

Развивает самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.  

Обогащает самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада и уголка природы.

Поддерживает детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.  

Воспитывает нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

 Воспитывает основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Методические рекомендации по организации работы

на экологической тропе

  1. Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.
  2. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомиться с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразувсю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы.
  3. Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Мудрого Ворона и его друзей, которые, предлагают решить какую - то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают  игровую задачу.
  4. Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.
  5. Важно: материал должен быть доступен пониманию детей, дети должны быть участниками процесса. Только тогда экологические знания будут усвоены детьми.

Общие рекомендации по работе с детьми

на экологической тропе детского сада:

  1. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
  2. Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
  3. Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
  4. Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  5. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  6. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  7. Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Сроки

Задачи

Содержание

Информа

ционно-

аналитический

февраль

1.Определение проблемы, постановка цели и разработка стратегии реализации проекта «Тропою удивительных открытий».

2.Установление контакта с коллективом родителей. 3.Определение ожидаемого социально-значимого результата и необходимых условий для достижения цели.

1. Анализ программных требований по образовательной области «Познавательное развитие» разделу «Ознакомление с окружающим миром», постановка цели, определение ожидаемых результатов.

 2.Психолого-педагогическая диагностика начал экологической культуры у дошкольников.

Проектно-мотивацион

ный

Март-апрель

1.Определение путей и средств реализации проекта. 2.Проектирование условий способствующих успешной реализации целей и задач экологического образования для определенной возрастной категории детей.

1.Формулирование задач экологического образования детей с учетом особенностей их развития.

2.Выбор методов и форм природоведческой работы с дошкольниками

3.Отбор дидактического, технологического материала.

4.Выбор форм совместной эколого-педагогической, природоохранной деятельности, активизирующих стремление родителей углубить знания об особенностях формирования личности ребенка средствами природы

5.Составление Перспективного плана работы

6.Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы, формирование экологических объектов.

Содержательно –

деятельнос

тный

В течении проекта

1.Реализация работы по маршруту экологической тропы

2.Организация совместной деятельности участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувственного отношения детей к объектам живой и неживой природы, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи

1. Проведение последовательных мероприятий по маршруту экологической тропы

2. Привлечение детей к проектно-игровой деятельности по сбору информации и оформлению станций на территории детского сада.

3. Работа на территории детского сада по организации, обогащению намеченных станций

4. Работа с родителями по привлечению их к проектной деятельности на основе использования разнообразных форм, средств экологического воспитания детей.

Диагностико-

результатив

ный

декабрь

1. Анализ результативности достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами.

1. Мониторинг экологического развития дошкольников.

2. Проведение итогового мероприятия.

3. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками.

4. Оформление фотогазеты

5. Выставка детских рисунков.

Презентационный

декабрь

1. Подготовка проекта к защите.

2. Объяснение полученных результатов, их оценка

1. Подготовка продукта деятельности к презентации.

2. Защита проекта

3. Рефлексия

Оценка результатов

Динамика развития экологических представлений детей

дошкольного возраста (март-декабрь)

1. Определение уровня знания о растительности леса, луга, сада, поля; умение ухаживать за растениями в уголке природы;

2.  Определение уровня знания о птицах, домашних и диких животных;

3. Определение уровня знания, характерных особенностей неживой природы;

4. Умение объяснять экологические связи в природе;

5. Определить уровень знаний времен года, их последовательность, признаки;

6. Определение уровня знания о Красной книге, о природе родного края.

Качественные показатели

Экологическая тропа нашего детского сада - это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршруты, проходящие через разные природные объекты, имеет познавательную, эстетическую, природоохранную, здоровьесберегающую, нравственную ценность

       В результате  реализации проекта на территории детского сада создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет иметь возможность наблюдать и действовать в природе в разное время года.

Дети          

Оздоровительная

Пребывание на свежем воздухе способствует оздоровлению детей.

       Взаимодействие с природой обеспечит психо-эмоциональный комфорт, снижение тревожности.

Эстетическая

Созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия,        вкуса.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Информационная -развивающая

         Расширение знаний и представлений детей о растительном и животном  мире,   законах природы. Обогащение словаря и развитие активной речи.

Нравственная

         Бережное, созидательное отношение к природе.

Развлекательно-игровая

         Обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Родители:

          Повышение компетентности родителей по расширению экологических знаний у детей, воспитанию экологической культуры, развития творчества.

 Активное участие в приобретении необходимых материалов. Оформление экологической тропы путём совместных с детьми мероприятий экспериментально – познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

       Обогащение методической базы детского сада дидактическими материалами экологической направленности.

       Активизация сотрудничества с семьями воспитанников по экологическому воспитанию. Совместно организованные мероприятия не только помогут  обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесут в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

        Презентация проекта на Педагогическом совете, общем родительском собрании.

         Повышение педагогической компетентности воспитателей.

По данному направлению 1 педагог получил высшую квалификационную категорию, 3 педагога первую квалификационную категорию.

Два педагога вышли на конкурс Выготского на федеральном уровне, 1 педагог выиграл гранд в размере 50 000тысяч рублей.

ДОУ

        Дошкольное учреждение заняло Первое место в районном конкурсе на Лучшую разработку Экологической тропы в 2020году и в 2021году.

Перспективы развития

  • Продолжать взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса (дети, родители, педагоги)  на основе сотрудничества, взаимоуважения, взаимопомощи.
  • Пополнять и обновлять  окультуренную ландшафтную зону и озеленение прогулочных участков.
  • Продолжить наполнение экологической тропы объектами  в соответствии с целями  и задачами экологического воспитания.
  • Расширить сотрудничество с социальными партнёрами по вопросам экологического воспитания детей.
  • Продолжать активное участие в акциях и конкурсах экологической направленности.
  • Распространить опыт работы в рамках Проекта на региональном и федеральном уровне.

Библиография

  1. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О.М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова.- М.: Логос, 2010.-187с.
  3. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева   // Дошкольное воспитание.- № 1.- 2013.-С. 14-19.
  4. Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо.-М.: АСТ, 2013.-278с.
  5. Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю.Д. Дмитриев.-М.: ИНИОН, 2014.-196с.
  6. Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р.Н. Жуковская, под ред.: С.А. Козловой.-М.: Логос, 2014. -341с.
  7. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Знание –сила.-2012.- №3.-С. 6-18.
  8. Миронов, А.В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.
  9. Мифтахова, Л.М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л.М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.
  10. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
  11. Николаева, С. Н.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
  12. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст]  /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.
  13. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2014.- №7.-С. 3-8.
  14. Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2013.- №9.-С. 16-21.
  15. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2014.-223с.
  16. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст]  /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
  17. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание .-2012.- №7.-25-32.
  18. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 9.-С. 40-47.
  19. Узбеков, И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях [Текст] / И.О. Узбеков // Дошкольное воспитание. – 2012.-№ 2. – С. 44 -58.
  20. Щербаненко О.Н., Каменщикова Л.А., Шаг в будущее //Фонд «Ребёнок в обществе»,2008- с.97-113


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Удивительные открытия"

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста по итогам темы "Мир насекомых"....

Экологическая тропа: «Удивительное рядом» Старшая группа

Обогощение  и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...

Итоговое мероприятие по экологическому проекту "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЯ" в подготовительной группе

закрепление знаний детей о камнях, минералах и природных ископаемых....

Путешествие по экологической тропе "Удивительное-рядом"

Экологические тропы позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе....

Экологическая тропа «Удивительное рядом»

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по проведению детского познавательно-исследовательского клуба «Хочу все знать», по теме: «Удивительное открытие в Простоквашино».

Представляю методическую разработку по курсу "Методические основы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО" - конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению дет...