Конспект ООД по познавательному развитию Тема: «Война 1812 года»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Екатерина Николаевна

онспект ООД по теме "Война 1812 года" для детей старшего дошкольного возраста подкреплен презентацией с подбором фотографий, ярко отражающих события того времени и людей, оставивших след в истории России. Текст составлен, благодаря авторам, в патриотизме которых не возникает сомнения. Рассказ доступен, вызывает мскренний интерес старших дошкольников. Есть возможность почувствовать себя бойцом за родную землю, участвуя в интерактивных связках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.kuznetsova.1812.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение городского округа «Город Архангельск»

Детский сад №127 «Почемучка»

Конспект ООД по познавательному развитию

Тема: «Война 1812 года»

Возрастная группа: подготовительная

Педагог: Кузнецова Екатерина Николаевна

г. Архангельск 2023.

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Война 1812 года»

Возраст: подготовительная группа

Программное содержание:

Цели

Для педагога

Познакомить детей с историческим событием – Отечественной войной 1812года.

Для детей

Посетить «выставочный зал Русского музея» посвящённый отечественной войне 1812года.

Задачи

Обучающая

Для педагога

Дать детям представление о значимом историческом этапе родной страны: Отечественной войной 1812 года, рассказать о героизме русских офицеров, солдат и народа; о значительных событиях войны; о том, как увековечена память о тех событиях.

Для детей

Быть посетителями музея, рассматривать репродукции, слушать рассказ.

Развивающая

Для педагога

развивать познавательную активность детей; внимание, память.

Для детей

Проявлять интерес, отвечать на вопросы

Восп-ная

Для педагога

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству, русскому народу, чувство гордости и восхищения русским характером, героизмом; уважительное отношение к памяти людей, защищавших свою Родину.

Для детей

Проявлять заинтересованность, сопереживать.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения: групповая.

Предварительная работа: Чтение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Беседа об Отечественной войне 1812, знакомство с историческими личностями –М. И. Кутузовым и Наполеоном, рассматривание портретов.

Разучивание пословиц о Родине, храбрости и смелости солдат. Прослушивание отрывка из произведения П. И. Чайковского «Увертюра 1812 год». Рассматривание панорамы Бородинской битвы.

Предварительная словарная работа: Отечество, император, полководец, маршал, генералы, гусары, ополчение, партизанские отряды, генеральное сражение, панорама, триумф.

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал.

Материалы: Иллюстрации с изображением Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Портреты императоров, полководцев, героев войны 1812 года. Иллюстрации с изображением военных событий 1812 года. Иллюстрации с изображением исторических мест и памятников Москвы, связанных с историческими событиями 1812 года: Бородинского поля и Бородинской панорамы, Триумфальной арки, памятников М.И. Кутузову и другим героям сражений, проспектов и улиц, названных в их честь, храма Христа Спасителя (Заранее развешены в подготовленном муз. зале); мольберты для расположения репродукций; письмо с приглашением и билетами на каждого; муз. центр, запись муз. произведений: французский марш «La Charge», «Взвейтесь, соколы, орлами», стихотворения «Бородино» М.Ю., «Марш героев 1812 года», автор-исполнитель А. Мысловский

Руководство:

Этапы

Ход в прямой речи

Приёмы

Вводно-

Организ.

(1мин.)

Дети с воспитателем стоят в круге

Поскорее встанем в круг,

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Без улыбки нам нельзя

Потому что мы друзья!

Привл. внимания

Настр. Дет на дальн-ую деят.

Мотивац.

Побудит.

(2 мин.)

В: - Ребята, я сегодня шла на работу и нашла у дверей нашей группы приглашение, смотрите какое оно красивое, хотите узнать, куда нас приглашают? Д: да!

В: - давайте прочтём: «Здравствуйте, ребята, приглашаем вас посетить Русский музей, для вас открыт зал посвященный Отечественной войне 1812г., где собраны картины, посвящённые этому событию»

В: - Ребята, а вы знаете где находится Русский Музей? Находится он в Москве, столице нашей родины. Хотите посетить музей и узнать об Отечественной войне 1812 года? (Ответы детей) Замечательно, тогда вот ваши билеты, и мы отправляемся в Русский музей. Выдаю из конверта билеты каждому ребёнку, отправляемся в музыкальный зал перед входом отдаём билеты «работнику музея» и нас «проводят» в музей-муз. зал под фонограмму «Взвейтесь, соколы, орлами» Репродукции картин расставлены полукругом.

Сюрпр. мом. – письмо с пригл.

Постан. Пробл.

Муз. сопр.

Основной

(23 мин.)

В: - Я расскажу вам, дорогие ребята, о важном этапе в истории любимой нашей родины, когда всему народу пришлось очень тяжело. Это случилось 211 лет назад. В то время Россией правил император Александр I. Репродукция: портрет Александра I.

В: - А Францией правил император Наполеон Бонапарт. Человек выдающихся способностей, император Франции, полководец, считавший себя «непобедимым». Многочисленные войны, которые вел «Великий Наполеон», он вел не ради защиты своего Отечества, он мечтал о мировом господстве, думал покорить все народы. Но особенно ему хотелось захватить Россию. На всех приемах и балах он уверенно говорил: «Через три года я буду властелином мира… Остается только Россия, но я её раздавлю!»

Показать: портрет Наполеона.

Он в то время завоевал уже много стран. В его армии сражались воины из 26 государств, и это была мощная сила. В 1812г. французская армия вступила на нашу землю, началась Отечественная война.

Обратиться к портрету Александра I.

В: - Русский царь обратился к армии и народу, объявив, что французский император первым начал войну, и необходимо встать против сил неприятельских. Царь призвал россиян: «Соединитесь все с крестом в сердце и с оружием в руках, и никакие силы вас не одолеют».

Подходим к портрету М. И. Кутузова.

В: - Главнокомандующим русскими войсками был назначен - генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Опытный, храбрый и талантливый полководец. Это известие вызвало радость. И именно тогда появилась знаменитая поговорка: «Приехал Кутузов бить французов». Давайте мы ее вместе повторим. Дети хором повторяют пословицу.

Племянник спросил Кутузова: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?»

На что Михаил Илларионович ответил: – «Разбить? Нет! А обмануть надеюсь!..»

В: - А вот и враги! Войска Наполеона продвигались вперед, разоряя всё на своем пути.

Звучит фонограмма французский марш «La Charge». Рассматриваем изображение французской пехоты и конницы.

Следующая репродукция– Смоленская икона Божией Матери, «Кутузов перед образом».

В: Был сожжён и разорён город Смоленск. Из сгоревшего после жесточайших боев Смоленска вывезли святой Смоленский образ Пресвятой Богородицы. По распоряжению М.И. Кутузова Смоленскую икону с молебным пением носили вдоль рядов русской армии, она вселяла мужество в сердца русских воинов.

Следующие изображения: 1, 2 – Кутузов и Наполеон на командных пунктах.

В: - Чтобы остановить врага, фельдмаршал Кутузов готовил армию к генеральному сражению возле села Бородино под Москвой. Вот он дает распоряжения своим генералам… Посмотрим, как ведет себя неприятель…

В: - Почти два месяца французы грабили, жгли, терзали нашу землю. Настала пора их остановить. Все ждали решительного сражения. И оно произошло около села Бородино. 26 августа 1812 года при первых лучах солнца началась «великая Бородинская битва». Русские войска сразились здесь с огромной армией Наполеона.

Вот как это сражение описал в своем стихотворении «Бородино» русский поэт Михаил Лермонтов Звучит фонограмма – фрагмент стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

«... Забил заряд я в пушку туго

И думал: «Угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою,

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!»…

Это было великое сражение, длилось оно три дня, и много французов была уничтожена, но и наша армия потеряла немало солдат.

Следующие репродукции: «Бородинское сражение»

В: - Посмотрите, как художники изобразили Бородинское сражение.

другие изображения Бородинской битвы.

В: - Шла жестокая битва. На место павших героев смело вставали новые воины. Кутузов писал государю: «Этот день будет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно… Французы не смогли победить твердость духа русского солдата». А что, ребята, встанем на защиту родины!

В: - Давайте немного отдохнём и представим себя солдатами Русской Императорской армии

Дети маршируют по кругу и выполняют построение в 2 шеренги, затем снова строятся в одну шеренгу под музыку. (фонограмма песни «Марш героев 1812 года», автор-исполнитель А. Мысловский).

Следующие репродукции: «Военный совет в Филях, «Оставление Москвы».

В: - В битве под Бородино русская армия потеряла половину своих воинов и нуждалась в подкреплении. Кутузов принял решение отступить и оставить Москву. Это решение далось очень трудно: «С потерею Москвы еще не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сберечь армию…» – так он сказал на военном совете в Филях. Великое горе испытывали русские люди, покидая столицу, и даже солдаты, любившие своего полководца, проходя мимо Кутузова молчали.

Репродукции: «Наполеон перед Москвой», «Пожар Москвы», «Французский император во дворце».

В: -Гордо стоял Наполеон на Поклонной горе перед Москвой и ждал что ему принесут ключи от великого города. Москва встретила его пустыми улицами. Вскоре в Москве начался пожар. И Большая часть Москвы сгорела. Наполеон стал писать и просить мира у царя. Александр I оставил его без ответа. Французские воины безжалостно расхищали брошенные дома, оскверняли храмы, издевались над не успевшими спрятаться людьми.

Следующие репродукции: - «Разграбление Москвы французами»,

В: - Когда у врагов закончились запасы еды, то великое воинство вынуждено было питаться воронами, кошками, мертвыми лошадьми. Французы заболевали и умирали. Наполеон был вынужден покинуть Москву. Спасая свою армию от голода и наступивших морозов, Наполеон решил возвращаться по выгодному пути на юг, но гениальный Кутузов не пустил, а заставил идти французов по разоренной ими Старой Смоленской дороге.

Репродукции: «Наполеон оставляет Москву», «Отступление французов из России».

В: - Наполеон не ожидал, что весь русский народ встанет на защиту Отечества: люди прятали продукты, сжигали свои дома, скрывались в лесах, не желая помогать французам. По всей Смоленской дороге действовали отряды людей. Эти народные отряды оказывали настоящую помощь родной армии гнать врагов из России.

Репродукции: «Крестьянское нападение на французов», «Французские пленные».

В: - Остатки «великой» французской армии после сражения с русскими с трудом переправились через реку Березину на краю нашего государства. Избегая плена, Наполеон бросил свое войско и умчался во Францию.

Показать: «Переправа через реку Березину».

В: - В Рождество Христово русские люди праздновали победу над Наполеоном. Русская доблестная армия, освобождая Европу, преследовала неприятеля до самого Парижа.

Репродукция: «Александра I, въезжающего с армией в Париж».

В: - Государем Александром I были учреждены медали и кресты всем участникам войны 1812 года, а также знаки отличия, пожалованные полкам. Вот они:

Изображения: награды Отечественной войны 1812 года.

Звучит фонограмма «Взвейтесь, соколы, орлами». Проходим рассматриваем: портреты героев Отечественной войны 1812 года.

В: - Помнит Россия, славных героев Отечественной войны 1812 года – верных и храбрых генералов и офицеров, казаков и гусар, лихих партизан и ополченцев из простого народа: вот Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Милорадович, Раевский, Коновницын, Платов, Д. Давыдов, Сеславин, Дорохов, Тучков 4-й, ополченцы Герасим Курин, Василиса Кожина.

В: - События Отечественной войны отмечены памятниками и памятными знаками.

Рассматриваем изображения: Старую Смоленскую дорогу, памятники Бородинского поля.

В: - Это старейший из музеев мира, созданных на полях сражений – Музей- заповедник «Бородинское поле».

В: - Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог в победе над французами. Изображение Храма Христа Спасителя

В: - Ансамбль Спасо-Бородинского монастыря неразрывно связан с полем великой битвы. Благодаря основательнице игуменьи Марии, вдове генерала А.А. Тучкова, в святой обители идет неусыпное поминовение Российского воинства, за Веру, Царя и Отечество отдавшего свою жизнь.

Изображение Спасо-Бородинский монастырь.

Существует изба, где проходил военный совет в Филях. Стоит она на месте, где действительно находился дом для главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова. Это был первый музей Отечественной войны 1812 года. Рядом сохранился верстовой столб со старой Смоленской дороги. Показать: избу в Филях.

Бородинский мост сооружен в 1912 году через реку Москву. Показать: Бородинский мост.

Музей-панорама «Бородинская битва». Показать: памятник М.И. Кутузову около Музея-панорамы.

Недалеко от Бородинской панорамы рядом с Поклонной горой, где Наполеон не дождался делегации с ключами от Москвы, возвышается Триумфальная арка. Показать: Триумфальную арку.

Александровский сад назван в честь Александра I. Был открыт после Великого пожара 1812 года. Сюда к Вечному огню москвичи и гости столицы постоянно приносят цветы. Показать: Александровский сад.

Помня об Отечественной войне 1812 года многие художники, писатели, поэты создали замечательные художественные произведения.

Прошло 211 лет! Все мы от мала до велика храним память в сердцах и преклоняем колени перед бессмертным подвигом героев.

В: - А вот подарок для вас. Это интересные раскраски. На этих иллюстрациях, дорогие ребята, вы видите генералов и солдат нашей доблестной российской гвардии 1812 года. В группе вы сможете внимательно рассмотреть и раскрасить их мундиры. Что ж наша экскурсия подошла к концу, и нам пора вернутся в группу.

Звучит фонограмма, дети выходят из зала. Дети с воспитателем возвращаются в группу.

Рассказ,

иллюстр.

материал

Рассказ,

иллюстр.

материал

Худ. слово - пословица;

Муз. сопровождение,

Рассказ,

иллюстр.

материал

Худож. слово- отрывок

«Бородино» Лермонтов

Рассказ,

иллюстр.

материал

рассказ;

физ. минутка.

Рассказ,

иллюстр.

Материал

Рассказ,

иллюстр.

материал.

Рассказ,

иллюстр.

Материал

Рассказ,

иллюстр.

Материал

Рассказ,

иллюстр.

материал

Муз. сопровождение

Рассказ,

иллюстр.

Материал

Рассказ,

иллюстр.

материал

Рассказ,

иллюстр.

Материал

Сюрприз раскраски

Муз. сопровождение

Резуль-ый

(4 мин.)

В: - Ребята, вспомните, каким гордым был Наполеон, когда пришел с войной в Россию (дети встают прямо, гордо выпячивая грудь)

В: - А каким он стал, когда Кутузов и русская армия его прогнали? (дети опускают плечи и наклоняют голову вниз к груди)

В: - Как смотрел в подзорную трубу Кутузов? (дети с помощью рук изображают подзорную трубу и смотрят вправо, влево, вверх и вниз)

В: - Как победно шагала русская армия? (дети маршируют на месте)

В: - В каком музее находится Военная галерея 1812 года? (Русский музей) В каком городе России находится музей-памятник «Бородинская панорама»? (Москва) Кто из русских поэтов написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов) Кто был главнокомандующим русской армии в войне 1812 года? (Кутузов) Какие памятники были построены в честь победы над французами? (Ответы детей) Кто руководил французской армией, а кто русской? Какое самое известное событие той войны вы знаете? (Бородинское сражение).

Игровое упр. «Покажи- ка»

беседа

Рефл-ия

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. : ЦГЛ., 2005г
  2. Безлепкин Б. Г., Шишов А. В., «Гордиться славою предков» - Дошкольное воспитание. – 2002 г. -№ 2, 3.
  3. Брагин М.Г. «В грозную пору»/изд-во Москва: «Лабиринт Пресс»/2012г./128с.
  4. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ «Сфера», 2005г
  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей (впервые издана в 1841 году) /В обработке С.Г. Горяйнова и А.А. Егорова. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000.
  6. Лермонтов М. Ю. «Бородино». – М. : Детская литература, 1989 г.
  7. Чернова М.Н. Отечественная война 1812 года /Методическое приложение к демонстрационному материалу. Изд-во СПб: «Айрис Пресс», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: Мой замечательный нос.

Повторить и закрепить знания детей о пользе носа в оздоровлении нашего организма, культурно-гигиенические навыки ухода за носом.Воспитывать заботу о своем здоровье.Прививать желание ежедневно оздоравл...

Конспект НОД в подготовительной группе "Отечественная война 1812 года"

Данный конспект знакомит детей с Отечественной войной 1812 года, показывает героизм русских солдат и простого народа.Воспитывает в детях чувство гордости за свой народ, армию....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию. Тема: «Четыре времени года»

Систематизировать знание детей о характерных сезонных изменениях в природе по средствам интеграции образовательных областей....

Конспект НОД по познавательному развитию "Герои войны"

Материал, помогающий больше детям узнать о войне и ее героях....

Конспект занятия по познавательному развитию «Дети войны. Чтобы помнили»

Дать детям знания о представлении исторических фактов о народном подвиге детей и взрослых во время ВОВ. Дать представление об организации жизни и быта взрослых идетей во время войны. воспиты...

Конспект ООД по познавательному развитию. Тема «Большие и маленькие кубики» во 2 группе раннего развития

Цель: учить детей понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький.Задачи:Обучающие:- сортировать предметы по размерам;- учить понимать и использовать в речи понятия: большой,...

Конспект НОД по познавательному развитию «Родной город в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжать знакомить детей с историей родного города, с конкретными историческими событиями...