«Экологическое воспитание через развитие речи с использованием мнемотехники в разных возрастных группах детского сада
консультация по окружающему миру

Гришина Светлана Геннадьевна

«Экологическое воспитание через развитие речи с использованием мнемотехники в разных возрастных группах детского сада»

     Экологическое   образование  официально  признано  сегодня, как одно  из приоритетных направлений  в  деятельности  образовательных  учреждений.  Анализ  исследований  проведённых  учёными В.А.Ясвиным,  Ю.А.Шрейдером,  В.Б.Калининым, Л.А.Затевой, Д.Б.Петяевым, Л.И.Новиковым, Н.Л.Селивановой, показывает, что цель экологического  образования  трактуется  как  формирование  экологической   культуры   и  заботы  о  защите  природной   среды,  формирования  ответственного   отношения  к  природе  и  развитию   экологического   мышления.

     С  моей  точки  зрения одним из эффективных средств обеспечивающих успешность  познания  специальных  знаний  в  области   основ  экологии, вляется   использование   технологии    мнемотехники.

     К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.                       

     Данная  технология,   при    ознакомлении  детей  с  природой  позволяет  постепенно и последовательно усложнять  содержание  знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную  познавательную   деятельность  детей  при  познании  мира   природы,  что  положительно сказывается на процессе   формирования   у   дошкольников   положительного  отношения   к  миру  природы.

         

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

 - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,      

 - неспособность грамматически правильно построить предложение,

 - бедность речи,

- недостаточный словарный запас,

- употребление нелитературных слов и выражений,

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно   сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,

- плохая дикция.

             

     Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Рассказывать о явлениях в природе.
 

     Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность.

Мнемотехника    (в  переводе  с  греческого -  «искусство   запоминания»).

   

     Мнемотехника-  это  система  методов и  приёмов, обеспечивающих  эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование   мнемотехники  для дошкольников  в  настоящее  время  становится  всё  более  актуальным.

     Мнемотехника помогает успешному  освоению детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, в процессе работы происходит эффективное запоминание структуры рассказа, происходит  сохранение и воспроизведение информации, развивается речь. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
  • Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами;
  • Большева Т. В. – коллажем ;
  • Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

     Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. В качестве дидактического материала используются  мнемотаблицы.

     Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты (2-ая младшая, средняя группа). Такая картинка представляет собой  изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

      Мнемодорожки  представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

     Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение(старшая, подготовительная группа).

     Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
              

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.

  • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
  • Развитие логики;
  • Развитие образного мышления;
  • Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
  • Решение дидактических, образовательных задач;
  • Развитие смекалки;
  • Тренировка внимания;
  • Навык правильного графического изображения;

         Виды мнемотаблиц.

  • развивающие (тренинг основных психических процессов);
  • обучающие.

 

Что можно изображать в таблице.

     В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

  • Данная  технология  основана  на  принципе  замещения реальных  объектов  предметами, знаками, схематическими  изображениями. С  моей  точки  зрения  технология  мнемотехники в экологическом  образовании  занимает  особое  место, т. к. помогает  лучше  абстрагировать     существенные  признаки  объектов, связи  и  отношении  разной  степени  сложности, чем  другие  средства  наглядности. Это также подтверждают  в  своих  исследованиях Л.А. Каменева, Л.М.  Маневцева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Тереньтьева.
  • Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.
  • Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.  На начальном этапе можно предложить готовый  план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать.

     Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны быть цветными, красочными , так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная , что способствует привлечению внимания детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

– строение рассказа,

– последовательность рассказа.

  • Для детей старшего возраста мнемотаблицы и мнемодорожки можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из  фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…».

     В старшей группе - подходят  мнемодорожки и мнемотаблицы для составления описания природных объектов (солнце, вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

 

  • Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки.        Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

     Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому я вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  •  последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

     Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

     Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем -  квадраты таблицы заполняются совместно с детьми отбираются  наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

«Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

 Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительно читать  стихотворение.
  2. Сообщать, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Задавать  вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Выяснять какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Читать отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 

   Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.  Данная  технология,   при    ознакомлении  детей  с  природой  позволяет  активизировать самостоятельную  познавательную   деятельность  детей  при  познании  мира   природы,  что  положительно сказывается на процессе   формирования   у   дошкольников   положительного  отношения   к  миру  природы.

 Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи  дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности.

 При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнемотаблица по времени года «Зима»

(средняя,старшая группа)

Образец рассказа: Наступила зима.Выпал белый снег. Пушистым ковром лёг он на землю,на ветки деревьев,на крыши домов.День стал короче,ночь длиннее Зимой холодно,дует сильный ветер. Мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках,на лыжах,коньках,лепить снеговика и играть в снежки.Зимой мы празднуем Новый год.

Мнемотаблицпо времени года «Весна»

(2-я младшая группа)

Образец рассказа:

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна

Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают:

– Сосульки весной (что делают?):

– Листочки на деревьях (что делают?):

– Трава весной (какая?):

– Солнце весной (какое?)

– Ручьи весной (что делают?):

– Весной птицы (что делают?):

-Весной дети (Что делают?):

Мнемотаблица по времени года «Осень»

(средняя, старшая группа)

Образец рассказа: Наступила осень. Становится холоднее, дует сильный ветер. Осенью листья разноцветные и начали опадать. Люди собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме. Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.

 

 

 

Мнемотаблица по формированию представлений о воздухе.

Образец рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и собственного запаха.
Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии – «Солнце»

Образец рассказа: Солнце – это большая, круглая, раскаленная (вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.
 

Мнемодорожка по расширению знаний детей о свойстве воды:

Образец рассказа: Лед – это твердая вода.

Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды

Образец рассказа: Вода – жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха.

перейти в каталог файлов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание через развитие речи с использованием мнемотехники в разных возрастных группах детского сада»

Экологическое образование официально признано сегодня, как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. Анализ исследований проведённых учёными В.А.Ясвиным, Ю.А.Шрейдером, В.Б.Калининым, Л.А.Затевой, Д.Б.Петяевым, Л.И.Новиковым, Н.Л.Селивановой, показывает, что цель экологического образования трактуется как формирование экологической культуры и заботы о защите природной среды, формирования ответственного отношения к природе и развитию экологического мышления.

С моей точки зрения одним из эффективных средств обеспечивающих успешность познания специальных знаний в области основ экологии, вляется использование технологии мнемотехники.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Данная технология, при ознакомлении детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять содержание знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

- неспособность грамматически правильно построить предложение,

- бедность речи,

- недостаточный словарный запас,

- употребление нелитературных слов и выражений,

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,

- плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Рассказывать о явлениях в природе.

Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. —
наглядность.

Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»).

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

Мнемотехника помогает успешному освоению детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, в процессе работы происходит эффективное запоминание структуры рассказа, происходит сохранение и воспроизведение информации, развивается речь. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
  • Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами;
  • Большева Т. В. – коллажем ;
  • Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. В качестве дидактического материала используются мнемотаблицы.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты (2-ая младшая, средняя группа). Такая картинка представляет собой изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Мнемодорожки представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение(старшая, подготовительная группа).

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.

  • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
  • Развитие логики;
  • Развитие образного мышления;
  • Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
  • Решение дидактических, образовательных задач;
  • Развитие смекалки;
  • Тренировка внимания;
  • Навык правильного графического изображения;

Виды мнемотаблиц.

  • развивающие (тренинг основных психических процессов);
  • обучающие.

Что можно изображать в таблице.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

  • Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями. С моей точки зрения технология мнемотехники в экологическом образовании занимает особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношении разной степени сложности, чем другие средства наглядности. Это также подтверждают в своих исследованиях Л.А. Каменева, Л.М. Маневцева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Тереньтьева.
  • Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.
  • Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. На начальном этапе можно предложить готовый план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать.

Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны быть цветными, красочными , так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная , что способствует привлечению внимания детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

– строение рассказа,

– последовательность рассказа.

  • Для детей старшего возраста мнемотаблицы и мнемодорожки можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…».

В старшей группе - подходят мнемодорожки и мнемотаблицы для составления описания природных объектов (солнце, вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

  • Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому я вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - квадраты таблицы заполняются совместно с детьми отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

«Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительно читать стихотворение.
  2. Сообщать, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Задавать вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Выяснять какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Читать отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Данная технология, при ознакомлении детей с природой позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы.

Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности.

При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Мнемотаблица по времени года «Зима»

(средняя,старшая группа)

Образец рассказа: Наступила зима.Выпал белый снег. Пушистым ковром лёг он на землю,на ветки деревьев,на крыши домов.День стал короче,ночь длиннее Зимой холодно,дует сильный ветер. Мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках,на лыжах,коньках,лепить снеговика и играть в снежки.Зимой мы празднуем Новый год.

Мнемотаблицпо времени года «Весна»

(2-я младшая группа)

Образец рассказа:

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна

Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают:

– Сосульки весной (что делают?):

– Листочки на деревьях (что делают?):

– Трава весной (какая?):

– Солнце весной (какое?)

– Ручьи весной (что делают?):

– Весной птицы (что делают?):

-Весной дети (Что делают?):

Мнемотаблица по времени года «Осень»

(средняя, старшая группа)

Образец рассказа: Наступила осень. Становится холоднее, дует сильный ветер. Осенью листья разноцветные и начали опадать. Люди собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме. Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.

Мнемотаблица по формированию представлений о воздухе.

Образец рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и собственного запаха.
Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии – «Солнце»

Образец рассказа: Солнце – это большая, круглая, раскаленная (вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.

Мнемодорожка по расширению знаний детей о свойстве воды:

Образец рассказа: Лед – это твердая вода.

Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды

Образец рассказа: Вода – жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха.

перейти в каталог файлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уголок природы в разных возрастных группах детского сада»

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений...

Методические рекомендации по использованию музыкальных инструментов в разных возрастных группах детского сада

В современных условиях детским музыкальным инструментам отводится особая роль. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент музыкальных инструментов. В методических рекомендациях представле...

Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Содержание Введение. 21.Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада. 4Заключение. 10Список литературы.. 12...

Консультация для воспитателей «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада»

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено н...

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

Цели и задачи мероприятия: уточнить и систематизировать знания воспитателей о графике вообще, графическом изображении человека, в частности; уточнить умения рисования фигуры человека, портретных изобр...

"Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада".

Сравнительный анализ психолого-педагогических оссобенностей развития познавательно-исследовательской деятельности по возрастам....