Занятие по экологии «Как животные готовятся к зиме» (2 младшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Ситникова Наталья Валентиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kak_zveri_gotovyatsya_kzime.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии

«Как животные готовятся к зиме»

(2 младшая группа)

Цель: формировать представления детей о лесе, как среде обитания диких животных и подготовке их к зиме.

Задачи:

Образовательные: 

  • Дать понятие дикие животные;
  •  учить классифицировать их на хищных и травоядных;
  •  пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей в поздней осенний период (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму, место пребывания);
  •  активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;
  • формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих анализировать, обобщать, делать простейшие выводы;

 Развивающие

  • Развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь;
  • развивать умение самостоятельно выдвигать гипотезы и предположения, объясняя явления природы;  
  • развивать уверенность в себе, опираясь на собственные знания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, составление экологической пирамиды;
  • проявлять умение до конца выслушивать собеседника;

Предварительная работа: беседы с детьми о лесе, сравнение диких и домашних животных, сравнение травоядных животных и хищных животных, беседа о том, как дикие звери готовятся к зиме, рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок о диких животных, чтение рассказов о животных

Оборудование: игрушки зайца, лисы, волка, белки, медведя, ежа; корзинка с грибочками, шишками; снежки; листья красные, желтые, оранжевые, картинки с изображением (берлоги, дупла, норы, логово, «хатки»)

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня, дети, я решила прочитать вам отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят …

О каком времени года говорилось в стихотворении?

Ответы детей (Об осени)

Как вы понимаете, выражение «листья сыплются дождем»?

Ответы детей. Идет листопад.

А какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей: Осенью солнце светит, но греет слабо. День становится короче ночи. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель: Предлагаю вам ребята я поиграть.

Воспитатель: мы в листочки превратились,

И тихонько покружились,

Покружились, полетели,

На пенечки тихо сели.  (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: какое время года к нам приближается?

Дети: зима!

Воспитатель: правильно, сейчас у нас поздняя осень, и мы, люди готовимся к зиме. Как мы готовимся к зиме? (ответы детей). Мы одеваем теплые вещи, готовим на зиму заготовки, утепляем свои дома. Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесу, готовятся к зиме почти так же, как и мы. Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму спят! Я приглашаю вас на прогулку в лес навестить наших знакомых и посмотреть, как же они готовятся к зиме.

Воспитатель: Назовите животных, которых вы знаете

Ответы детей: Лиса, медведь, еж, белка, волк, лось, заяц, кабан, рысь.

Воспитатель: А почему этих животных называем дикими?

Ответы детей: Потому что они живут в лесу, и человек о них не заботиться. Потому что они сами о себе заботятся и живут в дикой природе.

Воспитатель: дети, я предлагаю вспомнить, где дикие животные живут в лесу. (Проводиться дидактическая игра «Кто, где живет»).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Где живет белка? (белка живет в дупле).

Где живет медведь? (медведь живет в берлоге).

Где живет лиса? (Лиса живет в норе).

Где живет волк? (Волк живет в логове).

Где живет еж? (еж живет в гнезде из листьев).

Где живет лось? (Лось живет в лесной чаще).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, не забыли, как дикие животные приспособились без помощи человека жить в лесу.

Стук в дверь.

Ой, слышите, кто то к нам стучится. Тихо. Сейчас я посмотрю. Дети, это Незнайка к нам пришел. Он говорит, что тоже хочет знать о том, как звери готовятся к зиме. Расскажем Незнайке? Усаживайся, Незнайка, удобнее и слушай.

Дети, я даю вам волшебный клубок, который может записать наш разговор. Потом мы его подарим Незнайке, вдруг он что-то забудет, поднесет к уху и услышит ваши рассказы еще раз. Передавайте клубок осторожно, не спеша. Как услышите слово стоп, начинайте рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель держит клубок и рассказывает, как зимуют лоси: лоси уходят далеко в чащу леса, где много кустарника и валежника, где холодный ветер утихает и легче переносить холод, куда трудно пробраться хищным животным. Плотный мех мешает хищникам продвигаться в густом валежнике и лоси в безопасности зимуют.

Воспитатель передает клубок детям.

ДЕТИ: Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы. Лесные кладовые она устраивает в старом дупле, которое оставил трудолюбивый дятел. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки.

Заяц меняет серую шубку на белую, более теплую. Он это делает, чтобы зимой было тепло и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из–под снега.

Еж осенью сытно питается, чтобы накопить под своей колючей шубкой очень много жира, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, или небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.

МЕДВЕДЮ тоже надо хорошенько питаться, накопить под шкурой  больше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а лиса и волк к зиме не готовятся, почему эти животные не готовятся к зиме? (они хищники и поэтому все время ищут себе еду).

Да, нелегко приходиться диким животным зимой в лесу. Ну вот, Незнайка, получай волшебный клубочек и беги, рассказывай то, что узнал. Дети, Незнайка вас поблагодарил, попрощайтесь с Незнайкой.

Нам пора поиграть.

Физкультминутка:

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают –

Не идет ли волк?

Раз – согнулся, разогнулся,

Два — нагнулся, потянулся,

Головою три кивка, встали, в сторону прыжок. Постояли, посмотрели и присели.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Подходите к столам. Дети, дикие животные приготовили вам гостинцы грибочки. Угощение - дикие животные разрешили подарить к чаю тому, кто назовет слова – определения для животных. (Дети говорят - какая, какой, выбирая на доске картинки с диким животным, убирая картинки после ответа).

ВОСПИТАТЕЛЬ вызывает детей. Дети дают слова-определения:

Белочка - заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, шустрая, ловкая.

Заяц – трусливый, боязливый, пугливый, белый, серый,

Медведь – неуклюжий, косолапый, неповоротливый

Еж – колючий, храбрый, отважный, смелый.

Рысь – ловкая, быстрая, смелая, чуткая.

Лось – большой, сильный, быстрый, травоядный

Волк быстрый, злой, серый, зубастый.

Лиса – красивая, пушистая, осторожная, хитрая, быстрая.

А как вы думаете, хищных животных должно быть меньше, чем травоядных или больше?

Ответы детей: Хищных животных должно быть меньше.

Воспитатель: Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются - «экологические пирамиды».

Для того чтобы травоядные животные наелись, травинок должно быть больше, чем травоядных животных. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с травоядными животными, а травоядных животных меньше, чем травы. Ну, а травоядных животных не прочь отведать на обед хищники. Они больше и сильнее им нужно съедать много травоядных животных. Поэтому в лесу травоядных животных должно быть больше, чем хищников, чтобы всем хватило еды. Вот и получается пирамида. Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем травоядных животных, а травоядных животных – больше, чем хищных диких животных. (На доске выкладывается экологическая пирамидка).

Воспитатель: А сейчас дети вы сами на листе бумаги сделаете экологическую пирамидку для зайчика. Нужно положить зайчика к листочку, а рядом нарисовать экологическую пирамидку, чтобы зайчик в лесу жил и размножался. Внимание: зеленый карандаш – трава, светло коричневый – зайцы, красный карандаш – хищники.

Дети выполняют задание, затем воспитатель просит детей сравнить свою работу с образцом воспитателя, рассказать, почему экологическая пирамидка выглядит именно так и поставить себе оценку, которую воспитатель проверит на перемене. Молодцы дети, проверьте свою осанку, внимание.

Воспитатель: ну вот, мы знаем, как животные готовятся к зиме и какие условия нужны, чтобы дикие животные хорошо себя чувствовали в лесу. Ведь лес – дом диких животных, а мы в лесу гости. Будем осторожно и бережно относиться к диким животным, ведь им и так очень трудно выживать в лесу.

Рефлексия (итог). На этом этапе подводится итог занятия в эмоциональном и смысловом аспекте, определяется результат образовательной деятельности с детьми.

Ребята, как думаете, вы помогли сегодня ежику?

Вы справились с этой задачей?

Какое у вас сейчас настроение, после помощи лесному зверю?

Что было для вас самым сложным, когда вы помогали ежику?

Какое новое свойство природы вы сегодня узнали?

С чем вы справились быстрее всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экологии "Как звери готовятся к зиме"

Занятие для детей средней группы с элементами ручного труда...

Организованная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» на тему: «Как животные готовятся к зиме» в старшей группе

·         Формировать и обогащать представления детей о том как дикие(лесные) животные готовятся к зиме.·         Уточня...

Конспект занятия по экологии "Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по экологии "Как звери готовятся к зиме"...

Занятие по экологии «Как животные готовятся к зиме» ( младшая группа)

Продолжать формировать представление о том как животные готовятся к зиме, их приспособление к сезоным измениниям...

Конспект занятия "Как звери готовятся к зиме". Вторая младшая группа «Звёздочка»

Цель: Дать детям представление о диких животных, их особенностях, повадках, питании.Задачи:1.  Формировать у детей представления...

занятие к презентации как животные готовятся к зиме.

В:  Сейчас у нас поздняя осень, приближается зима. И мы, люди, готовимся к зиме. Как? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома).Ребята, а  вы  зна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Как звери готовятся к зиме" вторая младшая группа

Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающему миру. Познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить...