Конспект образовательной ситуации для детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим. Тема: «Дикие животные наших лесов зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бугрова Ирина Владимировна

Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста по ознакомлению с дикими животными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации для детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим.

Тема: «Дикие животные наших лесов зимой»

Программное содержание:

Содержание:

РППС: презентация «Дикие животные зимой», макет зимнего леса, раскраски с силуэтом диких животных, картинки " Дикие животные".

Словарная работа: дикие животные, травоядные, всеядные, хищники, зимний, логово, берлога, берложка.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Современные технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая, интерактивная.

Задачи:

  1. Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни в зимний период.
  2. Активизация словаря признаков по теме «Дикие животные зимой»

Ход занятия:

- Дети, посмотрите, что это у меня на руке? Какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул (мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга)

2.Слайд зимний лес

Звучит музыка. Воспитатель открывает занавес на ширме с макетом зимнего леса. Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали?

- А какое сейчас время года в лесу? (зима)

Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А вот и солнышко взошло.

- А кто живет в этом лесу?

- Как назвать этих животных одним словом? (дикие)

Слайд с дикими животными

Молодцы! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей? У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост…

- Все время забываю, чем покрыто тело животных? (Тело животных покрыто шерстью.) - А что отличает лося от других животных?

- - Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой? Почему? (медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.) Во время спячки у животных замедляются все процессы жизнедеятельности. Перед тем, как впасть в спячку, животные усиленно питаются, чтобы накопить достаточно энергии на время спячки

2. Ой, ребята, посмотрите, сколько снежинок в нашем лесу. А снежинки-то, необычные, на них что-то написано.

-Загадка первая:

«Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь)

Слайд Медведь

-А сытым или голодным ложиться спать медведь?

(Залегает косолапый в берлогу в октябре – ноябре. Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком. В берлоге в самый разгар зимы появляются медвежата).

- А кто еще спит зимой? Да, зимой ежи залегают в спячку. Спят они в берложках, под вывороченными корнями больших деревьев, натаскивая в зимнее гнездо листву и сухую траву.

-Загадка вторая:

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу» (Белка)

(слайд белка)

-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев). – А как готовиться белка к зиме, чтобы спрятаться от врагов?

-Кто же придёт следующий?

«Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть». (Волк)

(слайд волк)

-Чем же занимается волк?

(Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?

-Что означает она?

-А вот другой - зверь лесной:

«Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы… »(Лису)

(слайд лиса)

-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей)

Зимой можно наблюдать как лиса охотится за мышью. Если снег неглубокий, то лиса чует мышь под ним. Вообще лиса – всеядный зверь. Все, что попадется живого под лапу, идет в пропитание: зайцы, ночующие под снегом. Не брезгует лиса и растительными кормами: ягодами и фруктами в летний период.

- А лиса линяет? (к зиме шерсть лисы отрастает длинная, ярко окрашенная и пушистая)

-Подумайте, за кем отправилась лиса?

«Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается,

на зуб волку попадается». (Заяц)

(слайд заяц)

-Какие изменения произошли в жизни зайца?

(Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)

-Что ест заяц (Питается корой деревьев, предпочитает осиновые побеги, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)

-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:

«Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый» (лось)

(слайд лось)

-Как вы думаете, чем питается лось?

(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)

-Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает - 12—15 кг.

- А вы знали ребята, что каждую зиму лось сбрасывает рога, и тут же у них начинают отрастать новые, покрытые мягкой шерсткой.

И последний чудо – гость:

«Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

(слайд кабан)

-Чем же питается это животное? (Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются жёлудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм. Если при этом ему попадется мышка или полевка, то кабан, съест ее не задумываясь).

Игра «Четвертый лишний»(на слайдах)

- Посмотрите, как вы думаете кто здесь лишний?

3. -А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём.

Физкультминутка

«Топай, мишка, (топаем ногами) Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем) Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)

Улыбайся и садись. А рядом заинька сидит.

Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики) И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)

Кто - то зайку напугал, Зайка - прыг и убежал.

Это был свирепый волк. Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)

И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками) Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)

Вздыбилась на спинке. Повстречалась мне лиса (скрестить руки)

Любопытные глаза, (прищурить глаза) Притаилась за пеньком (присесть)

Ярко-рыжим огоньком, И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям) Кто в её лесу гуляет!

4. Слайд «Следы животных»

- Ребята, посмотрите, а что это?

-Попробуйте, определить, чьи это следы?

5. -Ребята, подумайте и ответьте: могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись) .

- А люди могут помочь диким животным зимой? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери?

-Кто затрудняется, посмотрите на экран

Слайд «Кормление зверей»

Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев) .

-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?

(Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка)

6. - Ребята, а правда, что белка живет в норе? - Нет! Белка живет в дупле.

- А давайте посмотрим, где живут другие животные зимой? (Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе. Волк живет в логове. Еж зимой спит в берложке.)

7. - Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? (Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.)

Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.) -Послушайте и запомните пословицы о природе, животных. «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить».

8. Ребята посмотрите, а лесные жители решили прийти к нам в гости, только с ними нужно что то сделать, чтобы их оживить? (дети раскрашивают животных)

- А теперь посмотрите на своих животных и подумайте, на какие группы их можно разделить по способу питания? Расположите их на нашем макете (травоядные: заяц, белка, лось, олень; хищники: волк, рысь; всеядные: лиса, кабан)

9. Рефлексия

-О каких животных мы говорили? Как люди помогают диким животным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные наших лесов» для средней группы

Конспект НОД для детей среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные". Цель:• Расширение и углубление представлений о диких животных.• Активизация слова...

Задание на выходные по лексической теме "Дикие животные наших лесов зимой"

Материал для занятий дома по лексической теме "Дикие животные наших лесов зимой"...

Конспект НОД для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные в лесу зимой"

Конспект НОД для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром  "Дикие животные в лесу зимой"...

Организованная образовательная деятельность для детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные зимой"

ООД по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные зимой". Деятельность направлена на формирование представлений детей о работе лесника, охране животных государством, воспитание бережног...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дикие животные нашего края зимой»

Цель: познавательно - речевое развитие посредством лексической темы: «Дикие животные нашего края зимой».Задачи: Обучающие: Закреплять понятие «дикие животные»;Учить сравнивать,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»

Цель:• Расширение и углубление представлений о диких животных.• Активизация словаря по теме «Дикие животные ».ЗАДАЧИ:• Развитие связной речи.• Закрепление притяжательны...