План самообразования "Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности"
методическая разработка по окружающему миру

Татьяна Александровна Ульянова
Индивидуальный план по самообразованию предусматривает пополнение знаний педагога для организации деятельности по экологическому воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБДОУ № 12

Индивидуальный план

самообразования

воспитателя

Ульяновой Татьяны Александровны

на 2023 - 2024 год

                                Сорочинск – 2023г.

План самообразования

1.Ф.И.О. педагога – Ульянова Татьяна Александровна

2.Образование – высшее, 1 квалификационная категория.

3.Тема самообразования: « Экологическое воспитание  дошкольников в различных видах деятельности».

4.Работа начата –01.09.2023 г.

5. Предполагается закончить – 30.05.2024 г.

6. Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой

Цель: 

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания   сохранить ее);
  • участие детей в посильной  деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы

7. Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Создать предметно - развивающую среду в группе, использовать в работе ИКТ.

4. Разработать лэпбук для работы с детьми.

 5.Разработать консультации  для организации воспитательно –  образовательного процесса.

6. Применить эти разработки на практике.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы.

- анализ и обобщение теоретических данных.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования.

- создание консультаций  и презентации для воспитателей.

- анализ результатов работы.

8.Актуальность темы:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.


9. В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:

 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС

6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»

7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.

9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.

10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru

10.Предполагаемый результат:

- разработка консультации для воспитателей по экологическому воспитанию;

- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

- создание лэпбука по экологическому воспитанию.

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков профессионализма и творчества.

- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения синтезировать полученные знания, привлечение к коллективному труду, поддержание познавательного интереса к происходящему в природе, формирование уважительного и заботливого отношения к ней.

11. Форма самообразования: индивидуальная.

12.Перспективы развития самообразования -

Я определила перспективу на будущее:

 - продолжать использовать полученные знания  для развития познавательно-исследовательских способностей детей;
  - активизировать творческую активность детей, опираясь на их познавательные  интересы.

-подготовить  консультацию для воспитателей и родителей.

13. Форма отчёта по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.              

                     

План работы по экологической деятельности на 2023 – 2024  учебный год

                                         

                                            Сентябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Наблюдения  и опыты в природе.

Сбор материалов в копилку «Подарки осени»

Подвижные игры:

а) «Солнышко и дождик»

б) «Воробышки и автомобиль»

Знакомство с комнатными растениями группы.

-Загадки-движения

-Беседы о лете.

Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.  Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты

 -«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память,  сосредоточенность.

Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок.

«Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка

Традиционная осенняя выставка «Осенняя копилка».

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.

Оформить уголок природы.

Создание альбома гербария «Листья на нашем участке»

Изготовление эколого – дидактических игр:

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

Сбор цветочных семян, природного материала.

Октябрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

1.Игровая деятельность.

2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;

3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; 

1.Загадки – движения.

2. Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

3. Наблюдения за комнатными растениями.

4. Праздник осени

Анкетирование родителей по экологии.

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» «Ваш ребенок познает мир»

Рекомендации

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.  Выставка, беседы с родителями

Создать картотеку дидактических игр

Организовать центр воды и песка

Ноябрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

1.Изготовление поделок из природного материала (шишка)

2.Загадки – движения.

3. Экологические и подвижные игры.

4. Наблюдения за природой.

5. Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

6. Эк.лото «Животные и птицы»

7. П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».

8. Д/и «Сбор урожая»

9. Беседа с использованием презентации на тему: «Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

10. Чтение: П. Воронько «Журавль»

Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.

«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

Участие в  конкурсе выставке «Осенняя кладовая»

Памятка для родителей : «Синичкин день»

Создание коллекции предметов из природного материала «Чудеса живой природы» (шишки, желуди и тп)

Декабрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

1.Подкормка птиц.

2.Наблюдения и опыты в природе.

3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

4.Заучивание стихов о зиме, загадки.

5.Рассматривание картин о животных.

6.Загадки-движения.

7. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

9. Рассматривание картин.

10. Беседа с использованием презентации на тему:  «Покормим птиц зимой»;

11. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

   12. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»  

«Роль игры в развитии ребенка» Консультация

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Изготовлении кормушек В рамках экологической акции «Птичья столовая»:

Памятка: «Экологическое воспитание»;

Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»

Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые»

Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»

Январь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

1.Загадки – движения.

2. Наблюдения в природе, опыты со снегом.

3.Наблюдения и опыты со снегом, льдом.

4.Театр на фланелеграфе «Три  медведя»

5. Исследования: снег – вода – лед.

6. Д/задача: Развивать  умение дете соотносить речевую форму описания предметов с   графической

8. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

9. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора»;

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

                                                                     

Февраль.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»

2.Драматизация.

3.Беседа «Холодно ли птицам зимой»

4.Подкормка птиц на прогулке.

5. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

7. Загадки-движения.

8. Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»

9. Целевая прогулка: «Поделки из снега»

10. Проведение народного праздника «Масленица»;

11. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие»

12.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;

Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края»

Памятка: «Берегите природу»;

1Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

Фольклор о зиме, о птицах.

Март.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

1.Поделки из природного материала

2.Мини огород на окне.

3.Экологическая игра «Через ручеёк»

4.Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

5. П/и «Развлечение «Птицы – наши друзья!» Воробушки и автомобиль».

6.Загадки-движения.

7. Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

8. Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок»

10.Подкормка птиц.

Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»:

Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

Памятка: «День птиц»

Разработка лэпбука по экологическому воспитанию

Апрель.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

1.Наблюдения и опыты в природе.

2.Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»

3.Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»

4.Загадки-движения.

5.Прогулки по окресностям.

6. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

7. Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве), из которых сделаны предметы.

Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, -  пользуясь цветовыми моделями.

8. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;«Пасха»; «День Земли»;

«День посадки деревьев»;

Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к празднику весны;

Привлечение родителей к участию в экологической акции « Голубая лента»;

Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?»

                                                                     Май.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

1.Обследование детей

2. Работа над проектом: «Цветущий участок»;

3.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»

4.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

Беседы с использованием  презентации: «Поможем природе»

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окресностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

8.Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов»

9.Рассматривание картин и картинок.

10. Чтение художественной литературы.

11.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.

«Экскурсия с детьми в школьный парк»

Папка-раскладушка

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»

Организация мини-библиотеки

Пополнение картотеки дидактических игр

Учебно - методическая литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС

6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»

7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.

9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.

10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой  Людмилы Борисо...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

План по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников посредством различных видов деятельности».

laquo;Нельзя возвышать один пол над другим, как более совершенный,  но также нельзя и уравнивать их».Ж.-Ж. Руссо...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности  с использованием интерактивных технологий"....