Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бутакова Ольга Николаевна

Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность детей в форме фронтальных и демонстрационных опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».

 Воспитатель: Бутакова Ольга Николаевна

Место работы: МБОУ «СОШ № 43» г.Калуги

Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность детей в форме фронтальных и демонстрационных опытов.

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование представлений о свойствах воздуха, о значении воздуха в жизни человека.

Задачи:

А) образовательные

- формирование представлений об основных свойствах воздуха

- формирование начальных знаний о роли воздуха в жизни человека

- формирование умения делать выводы

Б) развивающие

- развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение)

- развитие внимания

В) воспитательные

- воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении работы

- воспитание умения работать в коллективе, дружелюбия

- формирование основ экологической культуры

Материал: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки для коктейля, пластмассовые стаканчики, два одинаковых листа бумаги на каждого ребенка, лед и прозрачная бутылка, рисунки-символы, технические средства обучения: компьютер, телевизор.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадки.

Здравствуйте!

Давайте познакомимся, меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня у нас будет необычное занятие.

Начнем мы его с приветствия: дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками.

Внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

                       Он нам нужен, чтоб дышать,

                       Чтобы шарик надувать.

                       С нами рядом каждый час,

                       Но не видим он для нас.

                                                              (Воздух)

Правильно, это воздух.

Медвежонок Умка прислал нам шкатулку. ( видео от Умки) Как вы думаете, что может быть внутри её?

Ответы детей.

Мы её сейчас откроем и посмотрим.

Крибле, крабле, бум. Ведущий открывает шкатулку, в ней ни чего нет. Как вы думаете, что же нам прислал Умка?

Ответы детей.  

Что бы подтвердить вашу версию проведём научные опыты.   Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (выслушиваются ответы детей). Да, это помещение, в котором проводят опыты, ставят эксперименты, где имеется специальное оборудование.

Есть и правила поведения: (вывешены на ширме, символизирующей лабораторию; оформлены в виде рисунков-символов):

1. Оборудование использовать только для проведения опыта.

2. Соблюдать тишину.

3. Не мешать работать соседям.

4. Сначала послушай и посмотри, а потом повтори.

Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).

1,2,3,4,5-  Начинаем колдовать! Наши дети изменились и в ученых превратились!

ОПЫТ 1. «Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый»

Вед. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

 – Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы). Что произошло с пакетами? Что в них находится? Вы его видите?

Дети: там ничего нет!

Вед. Хорошо! Давайте проверим. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вед. Я его не вижу, но чувствую.

 Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Чтобы его увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

– А давайте проверим!

ОПЫТ 2. «Воздух есть внутри нас»

Вед.: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Вед.: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Вывод: пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

 Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Опыт 3. Человек не может жить без воздуха.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Воздух – невидимка»

Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовут»

Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду! потирают руки

Опыт 4. «Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул.

 Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Опыт 5. «Воздух меняет объем». Воздух охлаждается.

Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух.

Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть ча­сти и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...

Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие на станцию «Весёлая неделя»».

Тема: «Путешествие на станцию «Весёлая неделя»».Образовательные области:- Познание-формирование целостной картины мира (времена года, сезонные изменения); развитие познавательно-исследовательской деят...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Круизный лайнер»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "Круизный лайнер"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Город моей мечты»

Конспект организованной образовательной деятельностис детьми старшей группына тему: «Город моей мечты»...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитиеинтереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через о...