Конспект по познавательному развитию .Тема "Семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Винтовкина Виктория Валериевна

Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2.  Рассматривание семейных фотографий.

3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

4. Закрепление знаний пословиц о семье.

5. Чтение стихов и рассказов о семье. Материал: Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx221.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД старшая группа по теме «Моя семья»

Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2.  Рассматривание семейных фотографий.

3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

4. Закрепление знаний пословиц о семье.

5. Чтение стихов и рассказов о семье. Материал: Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: -  Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

2. Основная часть

Воспитатель: Сегодня мыс вами поговорим о самом главном, что есть на

земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

Дети: Имя.

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2-3 детей.)

Дети: Меня зовут..., моя фамилия...,

Воспитатель: Благодарю вас.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном

доме, квартире?

Дети: Семья.

Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

 Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню - волшебная щетка,

 Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка- Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)

 Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?

Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.

Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?

Дети: Он приходится другом.

Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи? Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?

Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают? (Ответы детей.)

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

Воспитатель: а сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем....

1. "Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

 Низко небо серое над крышами висит.

 А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут,

Улыбнётся ... ясно и тепло,

Вот уже и солнышко в комнате взошло."

- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это - мама.

- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная...)

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

Воспитатель: Правильно, папа.

Кем вы приходитесь папе?

Дети: Сыном, дочкой.

Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый...)

3. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

 Вкусные оладушки, у любимой...

Правильно: бабушки.

 А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый „. (дед)

А кем вы приходитесь своему дедушке?

Дети: Внуком, внучкой.

5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая... (сестрёнка)

Кем вы приходитесь сестре?

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким?

(Ответы детей).

- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

Д/и «Радость и печаль»

Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой;

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Разбили чашку;

- Помогли маме с уборкой...

Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях,

(Рассказывают 2 — 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут, папу зовут..., Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)

 Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья - это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье.

Давайте их вспомним:

«Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить - счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

«В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают».

3. Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы - самые

счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга,

дружно живут вместе.

Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях,

интересного, нужного.

Дети: Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья — это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота.

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Ребята!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Я и моё имя»

для детей старшей группы

Цели:

познакомить детей со статьёй Конвенции «Каждый имеет право на имя»;

учить называть полным именем своих родителей, друзей;

познакомить с понятием отчество;

дать представление о документе «Свидетельство о рождении»;

воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

Материал и оборудование:

бланк «Свидетельства о рождении»;

картонные разноцветные ромашки с именами детей;

подборка стихов об именах человека.

Предварительная работа:

беседа детей с родителями «Почему меня так назвали? »;

чтение художественной литературы:

Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»,

Э. Успенский «Ты и твоё имя»,

А. Барто «Я расту»;

художественно-продуктивная деятельность:

аппликация «Это – я! »,

рисование «Мой автопортрет»,

ручной труд «Закладка с именем»;

д/и «Узнай по описанию», «Эхо»

Ход занятия

В: Ребята, сегодня мы будем говорить о праве детей, т. е. вашем праве на имя. Но сначала предлагаю поиграть в игру «Здравствуйте, меня зовут».

Игра «Здравствуйте, меня зовут. » (Сидя в кругу, дети по очереди называют свои имена.)

В: Что вы сейчас называли? Да, вы называли имена. У каждого ли человека есть имя? Помните, я предлагала вам побеседовать дома с мамами и папами и узнать, почему они назвали вас так. Кто хочет рассказать о своём имени? (Рассказы детей) .

В: Наши прапрабабушки и прапрадедушки хотели, чтобы их дети росли сильными, крепкими, добрыми. Поэтому называли детей Любомир — любящий мир, людей; Добрыня — делающий добро; Людмила — милая людям. А вот имя Светлана пришло к нам от древних греков и означает «свет», «светлая». Галина — тоже греческое имя — означает «спокойствие». Учёные считают, что имя очень важно для любого человека. «По имени и житие», — говорили в старину.

В: Ребята, хотите ли вы узнать, что означают ваши имена? (Воспитатель рассказывает стихотворение об имени каждого ребёнка)

Подумайте и ответьте: похожи ли ваши друзья, носящие такие же имена, на героев этих стихотворений.

Как вы думаете: понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени, а по какой-то кличке или прозвищу, например, «Пончик»? Правильно, не понравится! Ничто так не обижает человека, как коверканье или неправильное произношение его имени. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится частью самого человека. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Ребята, согласитесь, что приятно, когда к вам обращаются по имени. Например: «Варя, посмотри, какую интересную книгу я тебе покажу» или «Денис, помоги мне расставить цветы».

Когда человек подрастает, его уже начинают называть по-другому. Как вы называете меня? Почему меня так зовут? Назовите имя вашего папы. Взрослых называют по имени и отчеству. Кто знает, что такое отчество? Правильно, имя папы. Отчество присваивается ребёнку по имени папы. Например: папу мальчика Серёжи зовут Владимир, значит, отчество мальчика будет — Владимирович. Когда он подрастёт, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

Игра «Когда я стану взрослым»

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Нередко фамилию человеку давали по его профессии: кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику — Плотников, рыбаку — Рыбаков. Так же часто фамилию давали по имени мужчин в семье: Ивану давали фамилию Иванов, Петру — Петров, Сидору — Сидоров. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек — Тишин, шумный — Шумилин, весёлый — Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.

Назовите такие фамилии (Зайцев, Медведев, Волков, Воробьёв, Синицын, Карасёв, Ершов). Давайте подумаем, как появилась ваша фамилия.

Игра «Создай фамилию».

Ребята, как вы думаете, зачем надо давать человеку фамилию, имя, отчество? Зачем надо знать имена, отчества, фамилии своих родных, близких, людей, которые вас окружают? (Ответы детей)

У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этот документ записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения, а так же фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас тоже выдали такой документ. Он хранится у вас дома. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать, что в нём написано. Вы ещё раз услышите, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.

Надо всегда называть любого человека по имени: когда здороваешься, прощаешься, обращаешься с просьбой. Другие люди будут знать, что вы вежливые, приветливые дети.

«Ромашка с именами». Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Я предлагала вам дома с родителями сделать разноцветные ромашки из картона и на их лепестках написать ваши ласковые имена, которыми вас называют дома. На имя, которое больше всего вам нравится, «посадить» божью коровку, или бабочку, или стрекозу. Посмотрите, какой большой букет получился из ваших ромашек. Хотите узнать, какие имена нравятся вашим друзьям? (Воспитатель читает любимые имена). Вот этот букет я поставлю в раздевалке, чтобы все, кто приходит к нам в группу, смогли узнать эти имена.

Ребята, о каком вашем праве мы говорили? В каком документе записаны ваши фамилия, имя, отчество?

Беседа «Мои домашние обязанности. Как я помогаю маме»

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/01/s_5e5b82b473b45/1371709_1.jpeg

Беседа «Мои домашние обязанности. Как я помагаю маме»

Цель: Систематизировать знания детей об обязанностях каждого члена семьи.Определить круг обязанностей в семье.Воспитать ответственное отношение к домашней помощи и уважение к домашнему труду родителей.

                                           Ход беседы:

Воспитатель ГПД: В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи. У каждого члена семьи есть свои прямые обязанности. Но главная обязанность каждого – радовать других успехами и добрыми делами, не огорчать плохими поступками.

Суть обязанностей членов семьи состоит в том, чтобы удовлетворять не только свои потребности, но и потребности другого – мужа/ жены, детей, престарелых родителей. Жена – хранительница очага, муж – добытчик, кормилец и защитник. Кто важнее? (Ответы детей) Воспитатель ГПД: Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить нормальное условие для жизни семьи. В каждой семье оно осуществляется по своему. Всё должно быть на своём месте, чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не тратя время на её поиски. Такой порядок достигается, прежде всего, при условии, что об этом заботится не кто-то один, а все члены семьи. Хорошо когда все проявляют инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела, помогают друг другу. Каждый должен уметь выполнять не только свои обязанности, чтобы заменить в случае необходимости заболевшего или занятого члена семьи.

Что такое обязанности? (Ответы детей)

Воспитатель ГПД:Обязанности-это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:

• индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);

• умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);

• польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)

Игра «Незаконченные предложения».

Ребятам раздаются листочки с предложениями, которые нужно закончить.

От третьего лица:

А) Когда Саша пришёл домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был ещё не готов. Тогда он сказал. . .

Б) Мама долго укладывала маленького Петю спать. Ирина, старшая сестра, зайдя в комнату, увидела разбросанные Петей игрушки и фантики от конфет. Ирина подумала, что маме сейчас. . . и . . .

В) Серёжа пришел из школы домой. На кухне увидел, что хлеба нет, а холодильник пустой. Скоро вернутся с работы родители. Серёжа . . .

Г) Иван любит делать мужскую работу, не потому что папа хвалит, просто он чувствует себя взрослее, ответственнее. Например, он . . .

Д) на огороде у Лиды не засохнет ни один овощ, потому что она  . . .

Ж) После рабочего дня все устали и смотрели телевизор, только мама ушла, чтобы разогреть ужин и искупать младшую сестрёнку. Саша решил ей помочь, он . . .

От первого лица

А) Я могу показать моей маме, что люблю её . . .

Б) Я могу показать папе, что забочусь о нём, . . .

В) Я хочу, чтобы мои бабушка и дедушка знали не только на словах, что они мне дороги, . .

Г) Я могу сам о себе позаботиться . . .

Ролевая игра. Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека, получают задание разыграть мини-сценку, в ходе которой дети проявляют себя самостоятельными, взрослыми, а родители отвечают им взаимным расположением.

Пример: 

  Обычно в воскресенье мама готовит что-то вкусненькое, но сегодня с утра она пожаловалась на головную боль.  Примерный разыгрываемый диалог:

- Мам, ты себя неважно чувствуешь?

- Да, голова побаливает. Сейчас немного посижу и тесто на блинчики поставлю.

- А давай сегодня мы с папой приготовим обед? Он согласен.

- Вы с папой? Спасибо, я очень рада. А я немного полежу. Согласна на любое меню.

Вариант:

-  Мам, ты себя неважно чувствуешь?

- Да, голова побаливает. Сейчас немного посижу и тесто на блинчики поставлю.

- А давай сегодня я буду готовить.

- А ты справишься?

- А я попробую приготовить что-нибудь не очень сложное, а ты будешь мне подсказывать. Ладно? Когда-нибудь надо начинать учиться готовить?

А) Диалог по телефону Ты вернулся(лась) из школы рано. Дома никого нет. Родители вернутся через два часа. Ты решаешь позвонить им, спросить, чем…

Б) Мама одевает младшего братика на прогулку. А еще ей надо в магазин и на почту.

В) Папа ремонтирует шкаф и подолгу ищет нужные инструменты в ящике. Нужны пять шурупов, отвертка, …

Г) Свои варианты.  

Воспитатель ГПД: Ребята, какие вы все молодцы. Сегодня мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу вам посоветовать: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью.

Конспект НОД в старшей группе детского сада. Тема. «Как мы живём в детском саду»

Основной вид деятельности. Коммуникативная деятельность.
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения. Беседа, сочинительство.
Цель. Расширение представлений детей о детском саде.
Интеграция содержания образовательных областей.
Коммуникация. Развивать умение поддерживать беседу. Учить отвечать на вопросы о событиях из коллективного опыта. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта по плану воспитателя.
Социализация. Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Познание. Упражнять в счёте до 5.
Предварительная работа. Беседы «Давайте познакомимся», проект «Правила поведения в детском саду».
Материалы к занятию. Аудиозапись «Детский сад» (муз. К. Костина, сл. Т.Керстен).

Ход деятельности.

1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности.
Звучит песня «Детский сад» (муз. К. Костина, сл. Т.Керстен)
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
— Методист нашего детского сада собирает информацию для нашего сайта в интернете. Она попросила, составить рассказ «Как мы живём в детском саду». Поможем нашему методисту… (имя отчество методиста)
— Как нам лучше это сделать? Дети предлагают свои варианты
2. Планирование деятельности.
— Что для этого необходимо? (ответы детей)
— Пожалуйста, помогите мне определиться, чем я могу вам помочь?
Вместе с детьми вырабатывается алгоритм действий.
Примерный вариант:
-поговорить о жизни детей в детском саду (беседа)
-составить рассказы (сочинительство)
3. Беседа
Как называется наш детский сад? (ответы детей)
Вы теперь большие, поэтому вас перевели в старшую группу. А наша группа называется… (ответы детей)
Вы помните, как меня зовут? (ответы детей)
А как зовут воспитателя, который придёт попозже? (ответы детей)
Как зовут помощника воспитателя (няню) в нашей группе? (ответы детей)
Как зовут директора (заведующую) нашего детского сада? (ответы детей)
Игра «Давайте познакомимся»
— Мы с вами поиграем в игру «Давайте познакомимся». Вы расскажите, как вас зовут, сколько вам лет, во что вы любите играть. Правила этой игры: внимательно слушать товарища, не смеяться (умный и воспитанный человек никогда не смеется над речью другого человека).
Дети по очереди рассказывают о себе, если ребёнок не хочет о себе рассказывать, педагог не настаивает.
Вам нравится наша группа? (ответы детей)
В какие игры вы любите играть в детском саду? (ответы детей)
Что интересного и нового вы узнаёте в детском саду? (ответы детей)
Чем вам нравится заниматься в детском саду? (ответы детей)
Какие игры есть у нас в группе? (ответы детей)
А что ещё есть у нас в группе? (ответы детей)
Что интересного у нас на участке для прогулок? (ответы детей)
Физкультминутка «Зарядка».
Солнце глянуло в кроватку...
Один, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Один, два, три, четыре, пять. Ходьба на месте (или по кругу),
дети считают до 5
Руки развести пошире,
Один, два, три, четыре, пять.
Раз – наклон, два – встали ровно
Один, два – три, четыре, пять. Руки в стороны,
дети считают до 5.
Наклон, руки вниз, выпрямились, руки в стороны,
Наклон, руки вниз, выпрямились, руки в стороны
Будем прыгать мы опять
Один, два, три, четыре, пять. Руки на пояс, ноги вместе, прыжки на месте,
дети считают до 5
На носок,
Один, два, три, четыре, пять.
Потом на пятку,
Один, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку. Поднимаются на носки,
дети считают до 5.
Встают на пятки
дети считают до 5.
Сочинительство.
— Итак, вы должны составить небольшой репортаж о том, как мы живём в детском саду для нашего сайта в интернете. Я думаю,
что сначала нужно рассказать немного о себе, как вас зовут, сколько вам лет, что вы любите делать: играть, рисовать …
затем подробно рассказать о нашем детском саде, нашей группе.
Желающие дети рассказывают, педагог записывает рассказы детей.
— Как мы назовём наш репортаж о детском саде?
Дети предлагают варианты, выбирают название репортажа.
4. Результат деятельности и рефлексия (оценка).
— Как вы думаете, всё ли получилось, что было запланировано нами? (ответы детей)
— Что помогло нам справиться с заданием методиста и как мы это сделали? (ответы детей)
— Получилось ли так, как мы планировали? (ответы детей)
— Спасибо, вы помогли мне узнать много нового и интересного о нашем детском саде.
В течение дня попросить каждого ребёнка составить репортаж.
По возможности, все рассказы детей помещаются на сайте группы или детского сада. Все рассказы детей печатаются, иллюстрируются детьми и оформляются в книгу.
Аутотренинг.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в старшей группе «Взаимоотношения и общение в семье»

Цель: становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье;

— способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений людей разного возраста и пола, семейным делам, совместному обсуждению семейных проблем;

— формировать навыки бесконфликтного поведения в семье.

Оборудование: настольно-печатные игры «Семья», «Кому что нужно?», «Быт семьи», аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского); аудиопроигрыватель.

* * *

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились работники фабрики игрушек. Они получили заказ на изготовление игр для детских садов по теме «Семья». Им очень хочется, чтобы эти игры всем понравились, поэтому они решили обратиться к вам за помощью. Работники фабрики игрушек узнали, что вы, ребята, можете посоветовать, какие игры можно сделать по этой теме, поскольку вам в детском саду много рассказывали о семье, читали книги, учили с вами стихи, пословицы, поговорки о семье.

Как мы можем помочь работникам фабрики игрушек в изготовлении игр по теме «Семья»?

Дети. Рассказать им о том, в какие игры мы играем, какие книги, альбомы есть в нашей группе, записать наши рассказы о семьях и выслать им.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь взрослым, обратившимся к вам за помощью! Но чтобы ваши рассказы о семьях получились интересными, предлагаю поиграть в игры.

Игра-лото «Семья»

В середине большой карты изображена семья: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка. На каждой маленькой карточке нарисован один из членов этой семьи, также есть и лишние карточки с изображениями других людей, животных. Нужно расположить вокруг большой картинки маленькие карточки, на которых изображены отдельные члены семьи.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно выбрали все карточки. Вот какая получилась большая и дружная семья! Мужчины и женщины в семье называются по-разному. Как называют в семье мальчика?

Дети. Сын, брат, внук.

Воспитатель. Как называют в семье девочку?

Дети. Дочь, сестра, внучка.

Воспитатель. Как называют в семье мужчину?

Дети. Отец, сын, муж.

https://favicon.yandex.net/favicon/wildberries.ruwildberries.ru

Воспитатель. Как называют в семье женщину?

Дети. Мать, дочь, жена.

Воспитатель. Ребята, кто самые уважаемые люди в семье?

Дети. Бабушки и дедушки.

Воспитатель. Правильно, самые почитаемые люди в семье — пожилые мужчины и женщины. А почему?

Дети. Потому что они дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных случаях, помогают во всем.

Воспитатель. Правильно, дети, бабушки и дедушки много сделали в жизни для своих родных — вырастили своих детей, помогают воспитывать внуков. О них все в семье заботятся, стараются их не расстраивать, берегут от переживаний. Ребята, пожилым членам семьи важно уделять особое внимание. Почему?

Дети. Потому что многое они уже не могут делать сами, они часто остаются дома одни, им не с кем бывает поговорить.

Воспитатель. Правильно, ребята, пожилые люди большую часть времени проводят дома и очень радуются возможности с кем-то поговорить. У вас, их внуков, больше свободного времени, чем у взрослых, занятых работой, поэтому вам так важно уделять внимание пожилым членам семьи. А чем можно заняться вместе с бабушкой и дедушкой?

Дети. Почитать интересные книги, погулять, поиграть, поговорить о своих делах, рассказать о своих друзьях.

Воспитатель. Расскажите, чем вы любите заниматься дома с дедушкой и бабушкой.

Дети отвечают.

Давайте вспомним стихи о наших бабушках.

Дети читают стихи: «Очень бабушку мою, маму мамину, люблю» Н. Голя, «Моя бабушка» С. Капутикян, «Бабушкины руки» Л. Квитко.

Ребята, какую семью можно назвать дружной?

Дети. В дружной семье все заботятся друг о друге, помогают друг другу, любят друг друга.

Воспитатель. Правильно, ребята, в дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, проявляют внимание и заботу по отношению друг к другу, каждый выполняет свои обязанности. Послушайте шуточное стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой...».

Воспитатель читает стихотворение.

Вот такое забавное стихотворение! Мальчик не может помочь маме, потому что считает все дела по дому женскими, девчоночьими. Прав ли он? Как вы думаете?

Дети высказывают предположения.

Какие же дела в доме мужские?

Дети. Мужчины ремонтируют квартиру, передвигают мебель, носят тяжести, строят дом, помогают в домашней работе.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру, которая поможет вспомнить о мужской и женской работе дома.

Игра «Кому что нужно?»

Дети рассматривают картинки с изображением предметов обихода и столярных инструментов и говорят, для чего они нужны, кто (мама или папа) ими пользуется в семье.

Воспитатель. Вот как много мы с вами назвали мужских и женских дел. Только ведь стиральные машины ломаются не каждый день, и не каждый день нужно делать ремонт квартиры, а вот готовить нужно ежедневно и посуду мыть тоже. Получается, самые хлопотные дела приходится выполнять женщине. А мужчины могут им помочь?

Дети отвечают.

Да, в доме много тяжелой работы — как раз для настоящих мужчин: принести продукты из магазина, провернуть мясо через мясорубку... В дружной семье все помогают друг другу в домашних делах. Послушайте стихотворение о такой дружной семье.

Ребенок читает стихотворение Т. Шорыгиной «Ремонт в квартире».

Мы затеяли ремонт:

У работ широкий фронт.

Папа белит потолок,

Клеит брат обои,

Чистим каждый уголок

Мы с сестренкой Олей.

Мусор бабушка метет,

Дедушка ведро несет

С чистою водою.

Ну а наша мама

Ловко красит рамы.

Помогает даже пес:

Тряпку с кухни он принес!

Ребята, а как вы помогаете дома своим родителям?

Дети. Помогаем убирать посуду после еды, моем ее, подметаем пол, выносим мусор.

Воспитатель. Почему нужно помогать маме и папе по дому?

Дети. Чтобы они успели отдохнуть, поиграть с нами, посмотреть телевизор.

Воспитатель. Правильно, ребята, если все в доме делать вместе, сообща, папа и мама успеют поиграть с детьми, погулять во дворе, посмотреть телевизор. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит о том, как по-разному мужчины и женщины могут проявлять в семье заботу и внимание друг о друге.

Игра «Быт семьи»

В игре используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого нарисованы члены семьи (папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка) и то, чем занимаются они дома (недовязанные теплый шарфик и варежки, букет цветов, нарядные занавески, готовое блюдо, сумка с продуктами, газета, комнатный цветок и т.д.). В центре листа вырезан прямоугольник. Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем разноцветные линии, с помощью которых соединяет рисунок каждого члена семьи с тем рисунком, на котором изображено то, чем он занимается в семье. В ходе выполнения задания воспитатель уточняет, как по-разному женщины и мужчины проявляют в семье внимание и заботу по отношению друг к другу, подводит итог: «Женщины создают тепло и уют в доме, следят за чистотой и порядком, могут приласкать, утешить, поддержать, порадовать других: украсить дом цветами, сшить нарядные занавески, связать теплые варежки. Мужчины обеспечивают семью всем необходимым, ограждают ее от неприятностей, решают серьезные семейные вопросы.

Воспитатель. Какие пословицы и поговорки о дружной семье вы знаете?

Дети. «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна».

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы вспомнили много пословиц о дружных семьях. В дружной семье люди много и тепло общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах, обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска, необходимость ремонта. Ребенок имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимают взрослые. О дружных семьях придуманы не только пословицы, поговорки, стихи, но и много замечательных песен. Предлагаю послушать одну из них.

Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

Ребята, почему в этой песне родительский дом сравнивается с надежным причалом?

Дети. В дружной семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитатель. Правильно, ребята, дом, семья — место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Молодцы, сегодня вы много рассказали о дружных семьях. Я думаю, что ваши рассказы и описание игр, которые есть в нашей группе, помогут работникам фабрики игрушек изготовить игры для детских садов.

ы тогда!

Беседа с детьми «Традиции моей семьи»

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
  • формировать навыки ответственного поведения в семье;
  • развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
  • развивать творческих способностей.
  • воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Ход занятия

Вводная часть

1. Организационный момент

Круг радости

Ведущий: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.

2. Объявление темы и целей занятия. Вводная беседа

Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов).

Ведущий:  «Семья — один из шедевров природы, — говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

3. Традиция «Мое родословное древо»

Ведущий: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».

Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Игра «А ты мне кто?»

Ведущий: 

Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

4. Традиция «Гордость за своих предков»

Ведущий: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !

Назовите их сейчас и расскажите о них.

Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.

5. Традиция «Трудовые династия»

Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой,
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.

Ведущий: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…

Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)

6. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

Ведущий: Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Игра «Продолжи цепочку»

Ведущий: Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

Физкультминутка

Ведущий: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

  • Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
  • У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
  • Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
  • У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
  • Хлопните те, кто очень любит свою семью.

7. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

Ведущий: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

8. Традиция «Составление семейного альбома»

Ведущий: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.

Звучит песня «Семейный альбом».

Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.

9. Традиция «Хранение старинных вещей»

Ведущий: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.

10. Традиция «Застолье и фирменное блюдо»

Ведущий: Одна из распространённых русских традиций — традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков — пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется — меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье

11. Традиция «Семейные праздники» 

Ведущий: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Ведущий: Для чего нужны «Семейные праздники»?

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Заключительная часть

Итог занятия. Рефлексия.

Ведущий:  Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

  • Это близкие и родные люди.
  • Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
  • Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Все вместе поют песню «Родительский дом».

Конспект занятия по этическому воспитанию для детей старшей группы.

Тема. Семейный праздник – Новый год!

Цель.

  • Поощрять, попытки детей, составлять развернутый, описательный рассказ по новогодней открытке (руководствуясь планом, предложенным воспитателем;
  • Формировать эмоционально положительное отношение к празднику;
  • Продолжать развивать интерес к новогоднему празднику;
  • Расширять знания детей о Деде Морозе;
  • Закрепить ориентировку в пространстве;
  • Закрепить звуки Т и К;
  • Развивать речь детей.

Словарь: торжество, семейные традиции.

Оборудование: открытки «Дед Мороз едет на елку» на каждого ребенка, карта России.

Предварительная работа:

  1. Разучивание стихотворений о Новом годе.
  2. Изготовление новогодних открыток и елочных украшений.

Ход занятия.

  1. Интеллектуальная разминка.

- Ребята, какие праздники вы знаете?

Ответы детей.

- Самый долгожданный праздник, в который происходит настоящее волшебство – это праздник Новый год.

- Кто самый главный волшебник на этом празднике?

- В чем же волшебство новогоднего праздника?

- Как вы думаете, куда уходит Дед Мороз после Нового года?

- Где живет Дед Мороз?

- Есть ли у Дед Мороза семья?

- Какое качество Деда Мороза вам нравится больше всего?

- Как вы думаете, всех ли детей любит Дед Мороз?

- За что он любит детей?

- Если бы вы встретили Деда Мороза, какой бы подарок вы ему подарили?

- Если бы Дед Мороз потерял подарки, которые он нес детям, как бы вы ему помогли?

- На новогоднем празднике кто самая главная красавица?

- Радуются елки, когда их наряжают?

  1. Рассказ воспитателя о новогоднем празднике.

У детей на столах лежат открытки, у воспитателя – запасные экземпляры, размещены так, чтобы их хорошо было видно детям. На доске карта страны.

- Скоро Новый год, самый веселый и всеми любимый праздник. В каждом городе, поселке, в каждом дому вспыхнуть огни на нарядных новогодних елках. Вы будете водить хороводы, петь, читать стихи и ждать самого важного гостя без которого этот праздник- не праздник. Кто этот гость?

Ответы детей.

- Посмотрите на доску. Что это? Правильно, ребята. Это карта нашей страны.

Россия – самая большая страна, на всей Земле. Как вы думаете, успеет Дед Мороз поздравить всех детей с Новым годом?

Ответы детей

- В этом и заключается главное волшебство новогоднего праздника.

  1. Составление рассказа по открыткам.

- Давайте сочиним сказку о предстоящем путешествии Деда Мороза. Я начну рассказывать, а вы продолжите.

«Весь год готовил Дед Мороз подарки для детей. Накануне Нового года рано проснулся он в своем ледяном дворце, который находиться в Великом Устюге (показывает на карте). День-то нелегкий предстоит – за сутки надо всех детей поздравить»

- Что значит за сутки?

Ответы детей.

«Расправил Дед Мороз усы и бороду, взял посох, за порог дворца перешагнул, а у крыльца уже оленья упряжка стоит, дожидается…»

Продолжает рассказ ребенок. Он описывает наряд Деда Мороза, оленью упряжку, окружающую природу, после чего слово опять берет воспитатель.

«Быстро мчался Дед Мороз. Все дела сделал, у всех в гостях побывал, пора дальше вслед за новым годом поспешать. Только подумал, а перед ним уже…»

Рассказ снова продолжает ребенок. Он описывает Деда Мороза, изображенного на своей открытке (одежду, коней, природу). Рассказывают по своим открыткам еще несколько детей. В случае затруднения воспитатель оказывает помощь.

«Всех, да не всех поздравил Дед Мороз с Новым годом. Взглянул на Луну, а она сердится, видать опаздывает Дед Мороз, и закричал он: «Бегу, бегу». Стукнул посохом и вызвал…»

Дети: Ракету, ковер-самолет…

Дети продолжают рассказ по своим открыткам.

4. Физкультминутка «Зимняя зарядка».

- Дедушка все видит и все знает. Давайте ему покажем, какие мы сильные и как мы, любим, делать зарядку.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп.

Ты хозяйке улыбнись-ка:

- Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка:

- Здравствуй, зима!

5. Дидактическая игра «Собери игрушку»

Предлагаю детям игру «Танграм». Укрась елочную игрушку.

Самостоятельная работа детей.

6. Чтение стихотворения – обещания.

- А сейчас послушайте. Однажды, так случилось, что несколько детей из разных стран: американцы, японцы, французы…оказались вместе в первый день Нового года. Решили они как то отметить этот день, встали вместе, тесным кругом, зажгли свечи, и один мальчик прочел обещание, а все дети повторили за ним:

Как дитя Вселенной

От все души постараюсь

Сделать всё, что в моих силах,

Чтобы – как эта горящая свеча –

Нести свет туда, где темно,

И нести тепло, туда где холодно.

Но если я потерплю неудачу,

Я плакать не буду,

Я попытаюсь вновь.

И когда я достигну успеха,

То сердце мое наполниться светом,

Любовь, миром и надеждой.

- С тех пор появилась традиция: 1 января ровно в 9 часов утра дети во многих странах мира подходят к окну зажигают свечу и читают это обещание.

- Что они обещали?

Ответы детей: (учиться, дружить, быть добрым, не плакать, не сдаваться, добиваться успеха, помогать друг другу…)

- Давайте и мы с вами зажжем свечи и выучим это обещание.

Дети встают в круг, зажигают свечи и читают обещания.

7. Работа в тетрадях.

- Давайте, мы с вами сделаем подарки и украсим елочные игрушки.

Дети заштриховывают готовые контуры елочных игрушек.

Конспект занятия по этическому воспитанию для детей старшей группы.

Тема. Семейный праздник – Новый год!

Цель.

  • Поощрять, попытки детей, составлять развернутый, описательный рассказ по новогодней открытке (руководствуясь планом, предложенным воспитателем;
  • Формировать эмоционально положительное отношение к празднику;
  • Продолжать развивать интерес к новогоднему празднику;
  • Расширять знания детей о Деде Морозе;
  • Закрепить ориентировку в пространстве;
  • Закрепить звуки Т и К;
  • Развивать речь детей.

Словарь: торжество, семейные традиции.

Оборудование: открытки «Дед Мороз едет на елку» на каждого ребенка, карта России.

Предварительная работа:

  1. Разучивание стихотворений о Новом годе.
  2. Изготовление новогодних открыток и елочных украшений.

Ход занятия.

  1. Интеллектуальная разминка.

- Ребята, какие праздники вы знаете?

Ответы детей.

- Самый долгожданный праздник, в который происходит настоящее волшебство – это праздник Новый год.

- Кто самый главный волшебник на этом празднике?

- В чем же волшебство новогоднего праздника?

- Как вы думаете, куда уходит Дед Мороз после Нового года?

- Где живет Дед Мороз?

- Есть ли у Дед Мороза семья?

- Какое качество Деда Мороза вам нравится больше всего?

- Как вы думаете, всех ли детей любит Дед Мороз?

- За что он любит детей?

- Если бы вы встретили Деда Мороза, какой бы подарок вы ему подарили?

- Если бы Дед Мороз потерял подарки, которые он нес детям, как бы вы ему помогли?

- На новогоднем празднике кто самая главная красавица?

- Радуются елки, когда их наряжают?

  1. Рассказ воспитателя о новогоднем празднике.

У детей на столах лежат открытки, у воспитателя – запасные экземпляры, размещены так, чтобы их хорошо было видно детям. На доске карта страны.

- Скоро Новый год, самый веселый и всеми любимый праздник. В каждом городе, поселке, в каждом дому вспыхнуть огни на нарядных новогодних елках. Вы будете водить хороводы, петь, читать стихи и ждать самого важного гостя без которого этот праздник- не праздник. Кто этот гость?

Ответы детей.

- Посмотрите на доску. Что это? Правильно, ребята. Это карта нашей страны.

Россия – самая большая страна, на всей Земле. Как вы думаете, успеет Дед Мороз поздравить всех детей с Новым годом?

Ответы детей

- В этом и заключается главное волшебство новогоднего праздника.

  1. Составление рассказа по открыткам.

- Давайте сочиним сказку о предстоящем путешествии Деда Мороза. Я начну рассказывать, а вы продолжите.

«Весь год готовил Дед Мороз подарки для детей. Накануне Нового года рано проснулся он в своем ледяном дворце, который находиться в Великом Устюге (показывает на карте). День-то нелегкий предстоит – за сутки надо всех детей поздравить»

- Что значит за сутки?

Ответы детей.

«Расправил Дед Мороз усы и бороду, взял посох, за порог дворца перешагнул, а у крыльца уже оленья упряжка стоит, дожидается…»

Продолжает рассказ ребенок. Он описывает наряд Деда Мороза, оленью упряжку, окружающую природу, после чего слово опять берет воспитатель.

«Быстро мчался Дед Мороз. Все дела сделал, у всех в гостях побывал, пора дальше вслед за новым годом поспешать. Только подумал, а перед ним уже…»

Рассказ снова продолжает ребенок. Он описывает Деда Мороза, изображенного на своей открытке (одежду, коней, природу). Рассказывают по своим открыткам еще несколько детей. В случае затруднения воспитатель оказывает помощь.

«Всех, да не всех поздравил Дед Мороз с Новым годом. Взглянул на Луну, а она сердится, видать опаздывает Дед Мороз, и закричал он: «Бегу, бегу». Стукнул посохом и вызвал…»

Дети: Ракету, ковер-самолет…

Дети продолжают рассказ по своим открыткам.

4. Физкультминутка «Зимняя зарядка».

- Дедушка все видит и все знает. Давайте ему покажем, какие мы сильные и как мы, любим, делать зарядку.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп.

Ты хозяйке улыбнись-ка:

- Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка:

- Здравствуй, зима!

5. Дидактическая игра «Собери игрушку»

Предлагаю детям игру «Танграм». Укрась елочную игрушку.

Самостоятельная работа детей.

6. Чтение стихотворения – обещания.

- А сейчас послушайте. Однажды, так случилось, что несколько детей из разных стран: американцы, японцы, французы…оказались вместе в первый день Нового года. Решили они как то отметить этот день, встали вместе, тесным кругом, зажгли свечи, и один мальчик прочел обещание, а все дети повторили за ним:

Как дитя Вселенной

От все души постараюсь

Сделать всё, что в моих силах,

Чтобы – как эта горящая свеча –

Нести свет туда, где темно,

И нести тепло, туда где холодно.

Но если я потерплю неудачу,

Я плакать не буду,

Я попытаюсь вновь.

И когда я достигну успеха,

То сердце мое наполниться светом,

Любовь, миром и надеждой.

- С тех пор появилась традиция: 1 января ровно в 9 часов утра дети во многих странах мира подходят к окну зажигают свечу и читают это обещание.

- Что они обещали?

Ответы детей: (учиться, дружить, быть добрым, не плакать, не сдаваться, добиваться успеха, помогать друг другу…)

- Давайте и мы с вами зажжем свечи и выучим это обещание.

Дети встают в круг, зажигают свечи и читают обещания.

7. Работа в тетрадях.

- Давайте, мы с вами сделаем подарки и украсим елочные игрушки.

Дети заштриховывают готовые контуры елочных игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...