Консультация для педагогов "Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников"
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Работа педагога по организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование  как средство интеллектуального развития дошкольников

                                                         Воспитатель    Нетеса Наталья Николаевна.

В  современном обществе востребованы люди мыслящие, образованные, нравственные, предприимчивые, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия;  способные к быстрой ориентировке, имеющие  творческий подход к решению больших и малых задач.

Перед педагогами  стоит важная  задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком,  и  обязательно  инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. В поиске средств достижения поставленной цели педагоги обращаются в работе с дошкольниками к  детскому экспериментированию,  как форме поисковой исследовательской деятельности. Ведь известно, что любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

 Поисково-исследовательская деятельность зарождается именно в дошкольном детстве. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания  - Ф. Фребель, М. Монтессори. В исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений,  но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. В работах отечественных педагогов Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Н. Н. Поддьяков  в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей  выделяет деятельность экспериментирования, которая и является ведущей на протяжении всего дошкольного детства.

 Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно  строится как самостоятельный творческий поиск. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая нарастает к старшему дошкольному возрасту.

Педагогическую деятельность строится таким образом, чтобы создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку  проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. В  развивающей  предметно-пространственной  среде группы созданы уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности. Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является  любознательность детей, появилась необходимость в изготовлении дидактической  игрушки - лягушки Почемучки , которая делает первые открытия вместе с детьми.

 Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в ООД включается  поисково -  исследовательская  деятельность как часть занятия.

Так, например, при проведении занятия в подготовительной к школе   группе  «Животные водоемов, морей и океанов», воспитатель читает письмо от лягушки Почемучки, которая очень хотела бы познакомиться с животными морей и океанов  и  предлагает отправиться в путешествие вместе с детьми на бумажном кораблике. Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нём невозможно путешествовать (выделяют проблему): нельзя, он маленький; он утонет; он быстро промокнет; он ненадёжный.

Почемучка высказывает недоверие, педагог подводит детей к необходимости доказать опытным путем, что их предположения верны. Дети планируют деятельность, самостоятельно готовят необходимые для эксперимента материалы: берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду; делятся на подгруппы по количеству тазиков. Затем проверяют: тонет или нет бумажный кораблик, степень его надежности. Дети наблюдают, как постепенно бумага намокает в воде, рвется, становится непрочной.  Дети делают выводы: у меня кораблик намок и стал мягким; я бы не хотел на таком путешествовать, он же утонет; мой кораблик упал на бок и его залила вода. Дети предлагают сообщить Почемучке, что на бумажном кораблике путешествовать нельзя, он непрочный, размокает в воде. 

Опытно - экспериментальная деятельность является неотъемлемой частью занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Занятия с Эколятами способствуют решению вопроса формирования у детей  культуры природолюбия, уважительного, внимательного и бережного отношения к природе. Основная цель занятий  – приобщить детей к миру природы, научить их любить природу и окружающий мир, привить детям понимание универсальной ценности природы в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять и беречь природу, помогать ей. На таких занятиях всегда присутствует опытно - экспериментальная  деятельность. Так, например, чтобы увидеть влияние на природу мусорных свалок, проводим опыт  «Свалка и дождь». В ходе опыта дети выясняют, что дождевая вода, которая попадет на месте свалки в почву, становится грязной. Обязательно подводим детей к выводу о необходимости раздельного сбора мусора и переработке отходов. Опыты «Нефтяная речка», "Птицы и нефть",

 наглядно демонстрирует дошкольникам, к каким последствиям приводит разлив нефти в мировом океане и на суше.

Широко используется опытно - экспериментальная деятельность на занятиях "Огород Эколят". На таких занятиях проводят опыты  "Как  растения пьют воду",  "Растениям для роста нужен свет", "Растениям необходимо тепло".

Такие занятия  способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, уважительного, внимательного и бережного отношения к природе, способность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...

«Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников»

Сообщение на методическом объединении воспитателей МБДОУ "Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области"...

Консультация для родителей "Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и...

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольника

В дошкольном возасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - единственным способо познания мира. Экспериментрование детей дает толчок к развитию у ребенка многих необходимых для об...

Детское экспериментирование – как средство интеллектуального развития дошкольников.

Материал содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей, помогающие детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное &nda...